Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 30.07.2020 № 3.12-710-р «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Сахалинской области»

\

1
i

i

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
зо. о у . 'ю ю

№ з .'/г ^ -ю -р

Южно-Сахалинск

Об утверждении Положения о региональной системе оценки
качества образования Сахалинской области
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», в целях формирования системного
подхода к оценке качества образования, обеспечения контроля и управления
качеством образования, создания региональной системы оценки качества
образования на территории Сахалинской области
1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества
образования в Сахалинской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте
министерства образования Сахалинской области в сети Интернет.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования Сахалинской области,
руководствоваться настоящим распоряжением в работе по формированию,
обеспечению

функционирования

и развитию

муниципальных

систем

управления качеством образования.
4. Контроль исполнения распоряжения оставляю за собой.

Министр образования Сахалинской
области

3.12-667-р (п)(4.0)

А.Н. Киктева

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства образования
Сахалинской области
от 2) 0 - ОТ ЪОЬО__________ № 3.

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования
Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества
образования

Сахалинской

области

(далее

-

Положение,

РСОКОСО

соответственно) определяет цели, задачи, принципы, механизмы оценки
качества образования, структуру региональной системы оценки качества
образования в Сахалинской области.
1.2. Положение распространяется на образовательные организации
общего, среднего профессионального, дополнительного образования детей и
иные организации, осуществляющие образовательную деятельность и
расположенные
образовательные
организаций,

на

территории

организации),

лицензирование

Сахалинской
за

области

исключением

образовательной

(далее

образовательных

деятельности

которых

отнесено к полномочиям Российской Федерации.
1.3. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной
Палате Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;

3.12-667-р (п)(4.0)

2

- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013
№ 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№

1642

«Об

утверждении

государственной

программы

Российской

Федерации "Развитие образования";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019
№ 657 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 05.08.2013 № 662»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

10.12.2013

№

1324

«Об утверждении

показателей

деятельности

образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

14.06.2013

№

462

«Об

утверждении

порядка

проведения

самообследования образовательной организации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;

3

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2010 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
06.06.2019 № 219/590 «Об утверждении методологии и критериев оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе

практики

международных

исследований

качества

подготовки

обучающихся»;
- Законом об образовании в Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-30
(Принят Сахалинской областной Думой, 6 марта 2014 года, в ред Законов
Сахалинской области от 10.07.2015 N 73-30, от 24.02.2016 N 15-30, от
29.03.2016 N 18-30);
- постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013
№331 «Об утверждении Государственной программы Сахалинской области
«Развитие образования в Сахалинской области»;
- решением Коллегии министерства образования Сахалинской области
от 22.03.2019 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки
качества образования в Сахалинской области»;
- распоряжением министерства образования Сахалинской области от
11.12.2019 № 3.12-1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной
карты») по развитию региональной системы оценки качества образования и
региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской
области на 2019-2025 годы».
1.4. В Положении используются следующие понятия:
Под качеством образования понимается комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая
степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам,

федеральным

государственным

требованиям

и

(или)

потребностям физического или юридического лица, в интересах которого

4

осуществляется

образовательная

деятельность,

в том

числе

степень

достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка

качества

образования

подразумевает

оценку

образовательных достижений обучающихся и воспитанников, качества
образовательных программ, условий реализации образовательного процесса
в

конкретной

образовательной

организации,

деятельности

всей

образовательной системы региона, ее муниципальных и институциональных
подсистем.
Под региональной системой оценки качества образования в
Сахалинской

области

функциональных

понимается

структур,

совокупность

обеспечивающих

организационных

основанную

на

и

единой

концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений
обучающихся
образовательных

и

воспитанников,
организаций

и

эффективности

образовательных

деятельности

систем,

качества

образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных
государственных

образовательных

стандартов,

профессиональных

стандартов и с учетом запросов основных потребителей образовательных
услуг Сахалинской области.
1.5. Потребителями результатов деятельности РСОКОСО являются
субъекты, заинтересованные в использовании РСОКОСО как источника
объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг.
Среди групп потребителей выделяются:
- органы государственной власти Сахалинской области - органы
законодательной, исполнительной, судебной власти;
- производственные структуры Сахалинской области - государственные
и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их
различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения
социальной, культурной сферы и т.д.;
- общественные структуры Сахалинской области - политические
партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.;

5

личность - отдельные граждане, интересы которых могут быть
представлены

также

семьей,

производством

(работодателями)

и

государством;
- сама система образования Сахалинской области - образовательные
организации, их сети и органы управления образованием.

2. Цель и основные задачи РСОКОСО
2.1. Целью РСОКОСО является получение достоверной и объективной
информации о качестве образования, позволяющей оперативно выявлять и
решать проблемы системы образования в Сахалинской области.
2.2. Основными задачами РСОКОСО являются:
- формирование единых подходов к оценке качества образования в
Сахалинской области в рамках Единой системы оценки качества образования
РФ (далее - ЕСОКО) и с учетом региональных потребностей;
создание

системы

мониторинговых

исследований

в

сфере

образования для своевременного выявления проблем и определения путей их
решения;
- разработка, формирование и внедрение критериальной базы для
осуществления оценочных и аналитических процедур на разных уровнях
оценивания: индивидуальных достижений обучающихся, руководящих и
педагогических работников образования, деятельности образовательных
организаций, муниципальных и региональной систем образования;
- развитие самооценки, внутренней, внешней, независимой форм
оценки качества образования;
- формирование и развитие регионального экспертного сообщества,
совершенствование

системы

подготовки

и повышения

квалификации

специалистов в области оценки качества образования (педагогических
измерений);
- обеспечение информирования заинтересованных сторон о тенденциях
изменения качества образования Сахалинской области.

6

2.3. В основу функционирования РСОКОСО положены следующие
основные принципы:
- прозрачности процедур и результатов;
- объективности, достоверности, полноты и системности информации;
- функционального единства РСОКОСО на различных уровнях при
возможном разнообразии организационно-технических решений;
-

сопоставимости

системы

показателей

с

международными

и

стандартизированного

и

общероссийскими аналогами;
применения

научно

обоснованного,

технологичного инструментария оценки;
сочетание

процедур

профессиональной

(ведомственной)

и

общественной экспертизы качества;
- корректного использования результатов оценки для стимулирования
развития Сахалинского образования.

3. Структура РСОКОСО
3.1. Организационная структура РСОКОСО включает в себя:
- министерство образования Сахалинской области;
- Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр
оценки качества образования Сахалинской области»;
Государственное
дополнительного

бюджетное

профессионального

образовательное

образования

учреждение

«Институт развития

образования Сахалинской области»;
-

Государственное

бюджетное

учреждение

«Центр

психолого­

педагогической помощи семье и детям»;
Государственное
дополнительного

бюджетное

образования

образовательное

«Областной

центр

учреждение
внешкольной

воспитательной работы»;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в
сфере образования;

7

- образовательные организации;
- общественные институты.
3.2. Организационная структура РСОКОСО предусматривает три уровня:
региональный, муниципальный и институциональный.
Оценка

качества

образования

на

каждом

уровне

включает

инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего
уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную
составляющую, определяемую приоритетами развития образования на
данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКОСО и
особенностями оценочных процедур.

4. Функции РСОКОСО
4.1. Министерство образования Сахалинской области:
- проводит единую государственную политику в области оценки
качества образования;
- определяет и осуществляет региональную политику, стратегию и
тактику развития системы образования Сахалинской области с учетом
результатов оценочных процедур;
координирует

деятельность

образовательных

организаций

и

муниципальных органов управления образованием в области оценки качества
образования;
- обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по
программам основного общего и среднего общего образования на территории
Сахалинской области;
- организует проведение аттестации

педагогических работников

государственных и муниципальных образовательных организаций;
организует

проведение

аттестации

руководящих

работников

образовательных организаций, подведомственных министерству образования
Сахалинской области;

8

- осуществляет переданные полномочия РФ по лицензированию и
государственной аккредитации образовательной деятельности;
- осуществляет

переданные

полномочия

РФ

по

федеральному

государственному контролю качества образования;
- организует формирование и ведение региональных информационных
систем оценки качества образования;
-

организует

выявление

информационных

запросов

различных

заинтересованных групп потребителей РСОКОСО;
- организует подготовку решений по использованию результатов
мониторинговых исследований и оценочных процедур в Сахалинской
области.
4.2. Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр
оценки качества образования Сахалинской области»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
осуществляет

организационно-техническое,

информационно­

аналитическое сопровождение мониторинговых и оценочных процедур
качества образования в Сахалинской области;
осуществляет

организационно-технологическое

сопровождение

государственной итоговой аттестации по программам основного общего и
среднего общего образования в Сахалинской области;
осуществляет
аналитическое

организационно-техническое,

сопровождение

общеобразовательных

информационно­

аккредитационной

организаций

и

экспертизы

организаций

среднего

профессионального образования на территории Сахалинской области;
осуществляет
аналитическое

организационно-техническое,

сопровождение

аттестации

информационно­

педагогических

работников

государственных и муниципальных образовательных организаций;
осуществляет
аналитическое

организационно-техническое,

сопровождение

аттестации

информационно­

руководящих

работников

9

образовательных организаций, подведомственных министерству образования
Сахалинской области;
- организует подготовку измерителей и технологий, используемых при
проведении оценки качества образования, формирует банк контрольно­
измерительных материалов;
- осуществляет автоматизацию процессов оценки качества образования
на институциональном, региональном и муниципальном уровнях;
- участвует в разработке критериальной базы РСОКОСО;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.
4.3.

Государственное

дополнительного

бюджетное

профессионального

образовательное

образования

учреждение

«Институт развития

образования Сахалинской области»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- обеспечивает повышение квалификации педагогических работников,
экспертного сообщества по вопросам оценки качества образования;
- обеспечивает профессиональную переподготовку по программам
дополнительного профессионального образования в области управления
качеством образования;
- участвует в проведении содержательного анализа результатов
мониторинговых и оценочных процедур качества образования;
-

разрабатывает

методические

рекомендации

по

преподаванию

отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки качества
образования;
- организует подготовку аналитических материалов о состоянии
образования в Сахалинской области и обеспечивает данной информацией
всех заинтересованных потребителей результатов РСОКОСО;

10

- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.
4.4. Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого­
педагогической помощи семье и детям»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- осуществляет организационно-технологическое и информационно­
аналитическое

сопровождение

комплексного

психолого-медико-

педагогического обследования детей с особенностями в развитии;
- разрабатывает по результатам обследования рекомендации по
оказанию

психолого-медико-педагогической

помощи

и

организации

обучения и воспитания;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.
4.5.

Государственное

дополнительного

бюджетное

образования

образовательное

«Областной

центр

учреждение
внешкольной

воспитательной работы»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- осуществляет организационно-технологическое и информационно­
аналитическое сопровождение исследований в области воспитания детей и
подростков;
- разрабатывает по результатам исследований рекомендации по
оказанию методической помощи в организации воспитательной работы в
образовательных организациях Сахалинской области;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.

11

4.6. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в
сфере образования:
- участвуют в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- обеспечивают проведение мониторинговых и оценочных процедур в
муниципальном образовании;
- осуществляют управленческие действия по результатам оценки
качества

образования,

обеспечивают

разработку

и

реализацию

муниципальных «дорожных карт» по управлению качеством образования на
своем уровне;
- обеспечивают организацию и проведение аттестации руководителей
муниципальных

общеобразовательных

организаций

на

соответствие

занимаемой должности;
- участвуют в работе региональных совещаний, научно-практических
конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам
развития образования в Сахалинской области;
-

организуют

и

проводят

муниципальные

совещания,

научно-

практические конференции, форумы, конкурсы, семинары по актуальным
вопросам развития образования в муниципальном образовании.
4.7. Образовательные организации:
- участвуют в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- обеспечивают проведение мониторинговых и оценочных процедур в
образовательной организации;
- осуществляют управленческие действия по результатам оценки
качества образования, обеспечивают разработку и реализацию «дорожных
карт» по управлению качеством образования в образовательной организации;
- участвуют в работе региональных и муниципальных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.

12

4.8. Общественные институты:
- вносят предложения при формировании единых концептуальных
подходов к оценке качества образования в Сахалинской области;
- участвуют в процедурах независимой оценки качества образования в
Сахалинской области;
- участвуют в работе региональных и муниципальных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.

5. Объекты РСОКОСО. Механизмы и процедуры оценивания.
5.1. Объектами РСОКОСО являются:
- индивидуальные достижения обучающихся;
- образовательные программы;
- результаты деятельности образовательных организаций
5.2. Основные механизмы оценки качества образования, формируемые
в рамках РСОКОСО, направлены на создание условий для перехода к
управлению качеством образования на основе единых региональных
системных показателей и индикаторов. Таковыми являются:
5.2.1. Оценка индивидуальных достижений обучающихся.
Оценка индивидуальных достижений в РСОКОСО строится с учетом
институтов

и

механизмов,

доказавших

свою

эффективность

в

предшествующий период, и включает:
- международные сравнительные исследования качества образования
(PISA, TIMSS, PIRLS и другие);
государственную

итоговую

аттестацию

по

образовательным

по

образовательным

программам основного общего образования;
государственную

итоговую

аттестацию

программам среднего общего образования;
- национальные исследования качества образования - НИКО;
- всероссийские проверочные работы - ВПР;

13

другие

национальные,

федеральные

мониторинговые

и

диагностические исследования;
- национальные исследования в дошкольном образовании;
- национальные исследования в системе среднего профессионального
образования;
- региональные мониторинги и диагностические исследования;
- конкурсы, олимпиады, соревнования и др. различных уровней.
5.2.2. Оценка качества образовательных программ.
Технология оценки качества образовательных программ в РСОКОСО
осуществляется посредством следующих механизмов:
- аккредитация образовательных программ;
экспертные оценки программ дополнительного профессионального
образования

-

профессиональной

курсов

повышения

переподготовки,

квалификации,

дополнительных

программ

общеразвивающих

программ, программ профессионального образования.
5.2.3. Оценка качества деятельности образовательных организаций
включает:
- лицензирование образовательной деятельности;
- федеральный государственный контроль качества образования;
- оценку профессиональных достижений педагогических работников и
диагностику профессиональных компетенций педагогических работников;
оценку
образовательных

профессиональных
организаций

и

достижений
диагностику

руководителей
профессиональных

компетенций руководителей образовательных организаций;
- региональные мониторинги и исследования;
- публичные отчеты, самообследования, комплексные аналитические
отчеты, аналитические отчеты;
- конференции, форумы, совещания различных уровней;
- конкурсы, программы и проекты различных уровней;

14

независимую
образовательной

оценку

деятельности

качества

условий

организациями,

осуществления

осуществляющими

образовательную деятельность на территории Сахалинской области;
- социологические опросы и исследования различных уровней;
публикации в средствах массовой информации, сети Интернет.

6. Использование результатов РСОКО.
6.1. Информация, полученная в результате оценочных процедур,
подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений.
6.2. Информация о качестве образования, включающая статистическую
и ведомственную информацию, собирается в структурированном формате и
оформляется

в

виде

аналитических

материалов,

справок,

докладов,

сборников.
6.3. Результаты РСОКОСО являются открытыми и доступными для
использования

субъектами

РСОКОСО,

участниками

образовательного

процесса, представителями общественности, СМИ и иными гражданами,
организациями, заинтересованными в оценке качества образования и его
улучшении.

7. Заключительные положения
7.1. РСОКОСО является динамично развивающейся системой, которая
предполагает поэтапное введение комплексной оценки качества образования
на основе кластерного подхода и сопоставления внешней оценки и
самооценки с учетом контекстной информации.
Ресурсная составляющая РСОКОСО включает нормативно-правовое,
кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и
информационное обеспечение.
7.2. Нормативно-правовое обеспечение РСОКОСО представляет собой
единый

для

всего

региона

комплекс

нормативных

документов,

15

регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКОСО и
обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами:
- определение статуса и полномочий всех субъектов;
- разграничение полномочий по уровням в вопросах осуществления
процедур оценки качества и принятия управленческих решений;
- нормативное закрепление процедур и сроков оценки качества
образования;
- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о
качестве образования, порядка доступа заинтересованных организаций к
этим процедурам и результатам;
регламентацию

процедур

апробации

и

стандартизации

инструментария оценки качества образования;
-

регламентацию

деятельности

общественной

оценки

качества

образования.
7.3. Кадровое обеспечение РСОКОСО и повышение квалификации
специалистов

по

образовательными

оценке

качества

организациями,

образования

осуществляется

реализующими

программы

дополнительного профессионального образования.
7.4. Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКОСО
осуществляется на систематической основе через проведение специалистами
в сфере оценки качества образования консультаций, совещаний, разработку
необходимых методических и иных материалов для организованного
проведения процедур оценки качества образования, издание аналитических
сборников по результатам оценки и др.
7.5. Материально-техническое обеспечение заключается в создании
необходимых технических условий для проведения процедур РСОКОСО на
всех уровнях.
7.6. Финансовое обеспечение РСОКОСО осуществляется за счет
бюджетных
РСОКОСО.

средств

в

рамках

текущего

финансирования

субъектов

16

7.7. Информационное сопровождение РСОКОСО предназначено для
информирования

потребителей

образовательных

услуг,

иных

заинтересованных лиц (структур), общественности о ходе и результатах
проведения оценочных процедур, качестве образования, и обеспечивается
посредством публикаций, аналитических материалов о состоянии качества
образования в регионе, размещения материалов в средствах массовой
информации, на официальных сайтах всех субъектов РСОКОСО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».