Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 30.07.2020 № 3.12-710-р «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Сахалинской области»

\

1
i

i

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
зо. о у . 'ю ю

№ з .'/г ^ -ю -р

Южно-Сахалинск

Об утверждении Положения о региональной системе оценки
качества образования Сахалинской области
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», в целях формирования системного
подхода к оценке качества образования, обеспечения контроля и управления
качеством образования, создания региональной системы оценки качества
образования на территории Сахалинской области
1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества
образования в Сахалинской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте
министерства образования Сахалинской области в сети Интернет.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования Сахалинской области,
руководствоваться настоящим распоряжением в работе по формированию,
обеспечению

функционирования

и развитию

муниципальных

систем

управления качеством образования.
4. Контроль исполнения распоряжения оставляю за собой.

Министр образования Сахалинской
области

3.12-667-р (п)(4.0)

А.Н. Киктева

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства образования
Сахалинской области
от 2) 0 - ОТ ЪОЬО__________ № 3.

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования
Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества
образования

Сахалинской

области

(далее

-

Положение,

РСОКОСО

соответственно) определяет цели, задачи, принципы, механизмы оценки
качества образования, структуру региональной системы оценки качества
образования в Сахалинской области.
1.2. Положение распространяется на образовательные организации
общего, среднего профессионального, дополнительного образования детей и
иные организации, осуществляющие образовательную деятельность и
расположенные
образовательные
организаций,

на

территории

организации),

лицензирование

Сахалинской
за

области

исключением

образовательной

(далее

образовательных

деятельности

которых

отнесено к полномочиям Российской Федерации.
1.3. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной
Палате Российской Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;

3.12-667-р (п)(4.0)

2

- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013
№ 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013
№ 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017
№

1642

«Об

утверждении

государственной

программы

Российской

Федерации "Развитие образования";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019
№ 657 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 05.08.2013 № 662»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

10.12.2013

№

1324

«Об утверждении

показателей

деятельности

образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

14.06.2013

№

462

«Об

утверждении

порядка

проведения

самообследования образовательной организации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;

3

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2010 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
06.06.2019 № 219/590 «Об утверждении методологии и критериев оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе

практики

международных

исследований

качества

подготовки

обучающихся»;
- Законом об образовании в Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-30
(Принят Сахалинской областной Думой, 6 марта 2014 года, в ред Законов
Сахалинской области от 10.07.2015 N 73-30, от 24.02.2016 N 15-30, от
29.03.2016 N 18-30);
- постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013
№331 «Об утверждении Государственной программы Сахалинской области
«Развитие образования в Сахалинской области»;
- решением Коллегии министерства образования Сахалинской области
от 22.03.2019 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки
качества образования в Сахалинской области»;
- распоряжением министерства образования Сахалинской области от
11.12.2019 № 3.12-1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной
карты») по развитию региональной системы оценки качества образования и
региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской
области на 2019-2025 годы».
1.4. В Положении используются следующие понятия:
Под качеством образования понимается комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая
степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам,

федеральным

государственным

требованиям

и

(или)

потребностям физического или юридического лица, в интересах которого

4

осуществляется

образовательная

деятельность,

в том

числе

степень

достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка

качества

образования

подразумевает

оценку

образовательных достижений обучающихся и воспитанников, качества
образовательных программ, условий реализации образовательного процесса
в

конкретной

образовательной

организации,

деятельности

всей

образовательной системы региона, ее муниципальных и институциональных
подсистем.
Под региональной системой оценки качества образования в
Сахалинской

области

функциональных

понимается

структур,

совокупность

обеспечивающих

организационных

основанную

на

и

единой

концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений
обучающихся
образовательных

и

воспитанников,
организаций

и

эффективности

образовательных

деятельности

систем,

качества

образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных
государственных

образовательных

стандартов,

профессиональных

стандартов и с учетом запросов основных потребителей образовательных
услуг Сахалинской области.
1.5. Потребителями результатов деятельности РСОКОСО являются
субъекты, заинтересованные в использовании РСОКОСО как источника
объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг.
Среди групп потребителей выделяются:
- органы государственной власти Сахалинской области - органы
законодательной, исполнительной, судебной власти;
- производственные структуры Сахалинской области - государственные
и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их
различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения
социальной, культурной сферы и т.д.;
- общественные структуры Сахалинской области - политические
партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.;

5

личность - отдельные граждане, интересы которых могут быть
представлены

также

семьей,

производством

(работодателями)

и

государством;
- сама система образования Сахалинской области - образовательные
организации, их сети и органы управления образованием.

2. Цель и основные задачи РСОКОСО
2.1. Целью РСОКОСО является получение достоверной и объективной
информации о качестве образования, позволяющей оперативно выявлять и
решать проблемы системы образования в Сахалинской области.
2.2. Основными задачами РСОКОСО являются:
- формирование единых подходов к оценке качества образования в
Сахалинской области в рамках Единой системы оценки качества образования
РФ (далее - ЕСОКО) и с учетом региональных потребностей;
создание

системы

мониторинговых

исследований

в

сфере

образования для своевременного выявления проблем и определения путей их
решения;
- разработка, формирование и внедрение критериальной базы для
осуществления оценочных и аналитических процедур на разных уровнях
оценивания: индивидуальных достижений обучающихся, руководящих и
педагогических работников образования, деятельности образовательных
организаций, муниципальных и региональной систем образования;
- развитие самооценки, внутренней, внешней, независимой форм
оценки качества образования;
- формирование и развитие регионального экспертного сообщества,
совершенствование

системы

подготовки

и повышения

квалификации

специалистов в области оценки качества образования (педагогических
измерений);
- обеспечение информирования заинтересованных сторон о тенденциях
изменения качества образования Сахалинской области.

6

2.3. В основу функционирования РСОКОСО положены следующие
основные принципы:
- прозрачности процедур и результатов;
- объективности, достоверности, полноты и системности информации;
- функционального единства РСОКОСО на различных уровнях при
возможном разнообразии организационно-технических решений;
-

сопоставимости

системы

показателей

с

международными

и

стандартизированного

и

общероссийскими аналогами;
применения

научно

обоснованного,

технологичного инструментария оценки;
сочетание

процедур

профессиональной

(ведомственной)

и

общественной экспертизы качества;
- корректного использования результатов оценки для стимулирования
развития Сахалинского образования.

3. Структура РСОКОСО
3.1. Организационная структура РСОКОСО включает в себя:
- министерство образования Сахалинской области;
- Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр
оценки качества образования Сахалинской области»;
Государственное
дополнительного

бюджетное

профессионального

образовательное

образования

учреждение

«Институт развития

образования Сахалинской области»;
-

Государственное

бюджетное

учреждение

«Центр

психолого­

педагогической помощи семье и детям»;
Государственное
дополнительного

бюджетное

образования

образовательное

«Областной

центр

учреждение
внешкольной

воспитательной работы»;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в
сфере образования;

7

- образовательные организации;
- общественные институты.
3.2. Организационная структура РСОКОСО предусматривает три уровня:
региональный, муниципальный и институциональный.
Оценка

качества

образования

на

каждом

уровне

включает

инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего
уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную
составляющую, определяемую приоритетами развития образования на
данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКОСО и
особенностями оценочных процедур.

4. Функции РСОКОСО
4.1. Министерство образования Сахалинской области:
- проводит единую государственную политику в области оценки
качества образования;
- определяет и осуществляет региональную политику, стратегию и
тактику развития системы образования Сахалинской области с учетом
результатов оценочных процедур;
координирует

деятельность

образовательных

организаций

и

муниципальных органов управления образованием в области оценки качества
образования;
- обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по
программам основного общего и среднего общего образования на территории
Сахалинской области;
- организует проведение аттестации

педагогических работников

государственных и муниципальных образовательных организаций;
организует

проведение

аттестации

руководящих

работников

образовательных организаций, подведомственных министерству образования
Сахалинской области;

8

- осуществляет переданные полномочия РФ по лицензированию и
государственной аккредитации образовательной деятельности;
- осуществляет

переданные

полномочия

РФ

по

федеральному

государственному контролю качества образования;
- организует формирование и ведение региональных информационных
систем оценки качества образования;
-

организует

выявление

информационных

запросов

различных

заинтересованных групп потребителей РСОКОСО;
- организует подготовку решений по использованию результатов
мониторинговых исследований и оценочных процедур в Сахалинской
области.
4.2. Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр
оценки качества образования Сахалинской области»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
осуществляет

организационно-техническое,

информационно­

аналитическое сопровождение мониторинговых и оценочных процедур
качества образования в Сахалинской области;
осуществляет

организационно-технологическое

сопровождение

государственной итоговой аттестации по программам основного общего и
среднего общего образования в Сахалинской области;
осуществляет
аналитическое

организационно-техническое,

сопровождение

общеобразовательных

информационно­

аккредитационной

организаций

и

экспертизы

организаций

среднего

профессионального образования на территории Сахалинской области;
осуществляет
аналитическое

организационно-техническое,

сопровождение

аттестации

информационно­

педагогических

работников

государственных и муниципальных образовательных организаций;
осуществляет
аналитическое

организационно-техническое,

сопровождение

аттестации

информационно­

руководящих

работников

9

образовательных организаций, подведомственных министерству образования
Сахалинской области;
- организует подготовку измерителей и технологий, используемых при
проведении оценки качества образования, формирует банк контрольно­
измерительных материалов;
- осуществляет автоматизацию процессов оценки качества образования
на институциональном, региональном и муниципальном уровнях;
- участвует в разработке критериальной базы РСОКОСО;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.
4.3.

Государственное

дополнительного

бюджетное

профессионального

образовательное

образования

учреждение

«Институт развития

образования Сахалинской области»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- обеспечивает повышение квалификации педагогических работников,
экспертного сообщества по вопросам оценки качества образования;
- обеспечивает профессиональную переподготовку по программам
дополнительного профессионального образования в области управления
качеством образования;
- участвует в проведении содержательного анализа результатов
мониторинговых и оценочных процедур качества образования;
-

разрабатывает

методические

рекомендации

по

преподаванию

отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки качества
образования;
- организует подготовку аналитических материалов о состоянии
образования в Сахалинской области и обеспечивает данной информацией
всех заинтересованных потребителей результатов РСОКОСО;

10

- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.
4.4. Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого­
педагогической помощи семье и детям»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- осуществляет организационно-технологическое и информационно­
аналитическое

сопровождение

комплексного

психолого-медико-

педагогического обследования детей с особенностями в развитии;
- разрабатывает по результатам обследования рекомендации по
оказанию

психолого-медико-педагогической

помощи

и

организации

обучения и воспитания;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.
4.5.

Государственное

дополнительного

бюджетное

образования

образовательное

«Областной

центр

учреждение
внешкольной

воспитательной работы»:
- участвует в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- осуществляет организационно-технологическое и информационно­
аналитическое сопровождение исследований в области воспитания детей и
подростков;
- разрабатывает по результатам исследований рекомендации по
оказанию методической помощи в организации воспитательной работы в
образовательных организациях Сахалинской области;
- участвует в организации и проведении региональных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.

11

4.6. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в
сфере образования:
- участвуют в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- обеспечивают проведение мониторинговых и оценочных процедур в
муниципальном образовании;
- осуществляют управленческие действия по результатам оценки
качества

образования,

обеспечивают

разработку

и

реализацию

муниципальных «дорожных карт» по управлению качеством образования на
своем уровне;
- обеспечивают организацию и проведение аттестации руководителей
муниципальных

общеобразовательных

организаций

на

соответствие

занимаемой должности;
- участвуют в работе региональных совещаний, научно-практических
конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам
развития образования в Сахалинской области;
-

организуют

и

проводят

муниципальные

совещания,

научно-

практические конференции, форумы, конкурсы, семинары по актуальным
вопросам развития образования в муниципальном образовании.
4.7. Образовательные организации:
- участвуют в формировании единых концептуальных подходов к
оценке качества образования в Сахалинской области;
- обеспечивают проведение мониторинговых и оценочных процедур в
образовательной организации;
- осуществляют управленческие действия по результатам оценки
качества образования, обеспечивают разработку и реализацию «дорожных
карт» по управлению качеством образования в образовательной организации;
- участвуют в работе региональных и муниципальных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.

12

4.8. Общественные институты:
- вносят предложения при формировании единых концептуальных
подходов к оценке качества образования в Сахалинской области;
- участвуют в процедурах независимой оценки качества образования в
Сахалинской области;
- участвуют в работе региональных и муниципальных совещаний,
научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по
актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области.

5. Объекты РСОКОСО. Механизмы и процедуры оценивания.
5.1. Объектами РСОКОСО являются:
- индивидуальные достижения обучающихся;
- образовательные программы;
- результаты деятельности образовательных организаций
5.2. Основные механизмы оценки качества образования, формируемые
в рамках РСОКОСО, направлены на создание условий для перехода к
управлению качеством образования на основе единых региональных
системных показателей и индикаторов. Таковыми являются:
5.2.1. Оценка индивидуальных достижений обучающихся.
Оценка индивидуальных достижений в РСОКОСО строится с учетом
институтов

и

механизмов,

доказавших

свою

эффективность

в

предшествующий период, и включает:
- международные сравнительные исследования качества образования
(PISA, TIMSS, PIRLS и другие);
государственную

итоговую

аттестацию

по

образовательным

по

образовательным

программам основного общего образования;
государственную

итоговую

аттестацию

программам среднего общего образования;
- национальные исследования качества образования - НИКО;
- всероссийские проверочные работы - ВПР;

13

другие

национальные,

федеральные

мониторинговые

и

диагностические исследования;
- национальные исследования в дошкольном образовании;
- национальные исследования в системе среднего профессионального
образования;
- региональные мониторинги и диагностические исследования;
- конкурсы, олимпиады, соревнования и др. различных уровней.
5.2.2. Оценка качества образовательных программ.
Технология оценки качества образовательных программ в РСОКОСО
осуществляется посредством следующих механизмов:
- аккредитация образовательных программ;
экспертные оценки программ дополнительного профессионального
образования

-

профессиональной

курсов

повышения

переподготовки,

квалификации,

дополнительных

программ

общеразвивающих

программ, программ профессионального образования.
5.2.3. Оценка качества деятельности образовательных организаций
включает:
- лицензирование образовательной деятельности;
- федеральный государственный контроль качества образования;
- оценку профессиональных достижений педагогических работников и
диагностику профессиональных компетенций педагогических работников;
оценку
образовательных

профессиональных
организаций

и

достижений
диагностику

руководителей
профессиональных

компетенций руководителей образовательных организаций;
- региональные мониторинги и исследования;
- публичные отчеты, самообследования, комплексные аналитические
отчеты, аналитические отчеты;
- конференции, форумы, совещания различных уровней;
- конкурсы, программы и проекты различных уровней;

14

независимую
образовательной

оценку

деятельности

качества

условий

организациями,

осуществления

осуществляющими

образовательную деятельность на территории Сахалинской области;
- социологические опросы и исследования различных уровней;
публикации в средствах массовой информации, сети Интернет.

6. Использование результатов РСОКО.
6.1. Информация, полученная в результате оценочных процедур,
подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений.
6.2. Информация о качестве образования, включающая статистическую
и ведомственную информацию, собирается в структурированном формате и
оформляется

в

виде

аналитических

материалов,

справок,

докладов,

сборников.
6.3. Результаты РСОКОСО являются открытыми и доступными для
использования

субъектами

РСОКОСО,

участниками

образовательного

процесса, представителями общественности, СМИ и иными гражданами,
организациями, заинтересованными в оценке качества образования и его
улучшении.

7. Заключительные положения
7.1. РСОКОСО является динамично развивающейся системой, которая
предполагает поэтапное введение комплексной оценки качества образования
на основе кластерного подхода и сопоставления внешней оценки и
самооценки с учетом контекстной информации.
Ресурсная составляющая РСОКОСО включает нормативно-правовое,
кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и
информационное обеспечение.
7.2. Нормативно-правовое обеспечение РСОКОСО представляет собой
единый

для

всего

региона

комплекс

нормативных

документов,

15

регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКОСО и
обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами:
- определение статуса и полномочий всех субъектов;
- разграничение полномочий по уровням в вопросах осуществления
процедур оценки качества и принятия управленческих решений;
- нормативное закрепление процедур и сроков оценки качества
образования;
- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о
качестве образования, порядка доступа заинтересованных организаций к
этим процедурам и результатам;
регламентацию

процедур

апробации

и

стандартизации

инструментария оценки качества образования;
-

регламентацию

деятельности

общественной

оценки

качества

образования.
7.3. Кадровое обеспечение РСОКОСО и повышение квалификации
специалистов

по

образовательными

оценке

качества

организациями,

образования

осуществляется

реализующими

программы

дополнительного профессионального образования.
7.4. Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКОСО
осуществляется на систематической основе через проведение специалистами
в сфере оценки качества образования консультаций, совещаний, разработку
необходимых методических и иных материалов для организованного
проведения процедур оценки качества образования, издание аналитических
сборников по результатам оценки и др.
7.5. Материально-техническое обеспечение заключается в создании
необходимых технических условий для проведения процедур РСОКОСО на
всех уровнях.
7.6. Финансовое обеспечение РСОКОСО осуществляется за счет
бюджетных
РСОКОСО.

средств

в

рамках

текущего

финансирования

субъектов

16

7.7. Информационное сопровождение РСОКОСО предназначено для
информирования

потребителей

образовательных

услуг,

иных

заинтересованных лиц (структур), общественности о ходе и результатах
проведения оценочных процедур, качестве образования, и обеспечивается
посредством публикаций, аналитических материалов о состоянии качества
образования в регионе, размещения материалов в средствах массовой
информации, на официальных сайтах всех субъектов РСОКОСО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».