\ 1 i i 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ зо. о у . 'ю ю № з .'/г ^ -ю -р Южно-Сахалинск Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Сахалинской области В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения контроля и управления качеством образования, создания региональной системы оценки качества образования на территории Сахалинской области 1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования в Сахалинской области (прилагается). 2. Опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте министерства образования Сахалинской области в сети Интернет. 3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Сахалинской области, руководствоваться настоящим распоряжением в работе по формированию, обеспечению функционирования и развитию муниципальных систем управления качеством образования. 4. Контроль исполнения распоряжения оставляю за собой. Министр образования Сахалинской области 3.12-667-р (п)(4.0) А.Н. Киктева УТВЕРЖДЕНО распоряжением министерства образования Сахалинской области от 2) 0 - ОТ ЪОЬО__________ № 3. ПОЛОЖЕНИЕ о региональной системе оценки качества образования Сахалинской области 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Сахалинской области (далее - Положение, РСОКОСО соответственно) определяет цели, задачи, принципы, механизмы оценки качества образования, структуру региональной системы оценки качества образования в Сахалинской области. 1.2. Положение распространяется на образовательные организации общего, среднего профессионального, дополнительного образования детей и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность и расположенные образовательные организаций, на территории организации), лицензирование Сахалинской за области исключением образовательной (далее образовательных деятельности которых отнесено к полномочиям Российской Федерации. 1.3. Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной Палате Российской Федерации»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 3.12-667-р (п)(4.0) 2 - постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; - постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 657 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2010 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.06.2019 № 219/590 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»; - Законом об образовании в Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-30 (Принят Сахалинской областной Думой, 6 марта 2014 года, в ред Законов Сахалинской области от 10.07.2015 N 73-30, от 24.02.2016 N 15-30, от 29.03.2016 N 18-30); - постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 №331 «Об утверждении Государственной программы Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области»; - решением Коллегии министерства образования Сахалинской области от 22.03.2019 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования в Сахалинской области»; - распоряжением министерства образования Сахалинской области от 11.12.2019 № 3.12-1487-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию региональной системы оценки качества образования и региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской области на 2019-2025 годы». 1.4. В Положении используются следующие понятия: Под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого 4 осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и воспитанников, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона, ее муниципальных и институциональных подсистем. Под региональной системой оценки качества образования в Сахалинской области функциональных понимается структур, совокупность обеспечивающих организационных основанную на и единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся образовательных и воспитанников, организаций и эффективности образовательных деятельности систем, качества образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг Сахалинской области. 1.5. Потребителями результатов деятельности РСОКОСО являются субъекты, заинтересованные в использовании РСОКОСО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг. Среди групп потребителей выделяются: - органы государственной власти Сахалинской области - органы законодательной, исполнительной, судебной власти; - производственные структуры Сахалинской области - государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.; - общественные структуры Сахалинской области - политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.; 5 личность - отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены также семьей, производством (работодателями) и государством; - сама система образования Сахалинской области - образовательные организации, их сети и органы управления образованием. 2. Цель и основные задачи РСОКОСО 2.1. Целью РСОКОСО является получение достоверной и объективной информации о качестве образования, позволяющей оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в Сахалинской области. 2.2. Основными задачами РСОКОСО являются: - формирование единых подходов к оценке качества образования в Сахалинской области в рамках Единой системы оценки качества образования РФ (далее - ЕСОКО) и с учетом региональных потребностей; создание системы мониторинговых исследований в сфере образования для своевременного выявления проблем и определения путей их решения; - разработка, формирование и внедрение критериальной базы для осуществления оценочных и аналитических процедур на разных уровнях оценивания: индивидуальных достижений обучающихся, руководящих и педагогических работников образования, деятельности образовательных организаций, муниципальных и региональной систем образования; - развитие самооценки, внутренней, внешней, независимой форм оценки качества образования; - формирование и развитие регионального экспертного сообщества, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области оценки качества образования (педагогических измерений); - обеспечение информирования заинтересованных сторон о тенденциях изменения качества образования Сахалинской области. 6 2.3. В основу функционирования РСОКОСО положены следующие основные принципы: - прозрачности процедур и результатов; - объективности, достоверности, полноты и системности информации; - функционального единства РСОКОСО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений; - сопоставимости системы показателей с международными и стандартизированного и общероссийскими аналогами; применения научно обоснованного, технологичного инструментария оценки; сочетание процедур профессиональной (ведомственной) и общественной экспертизы качества; - корректного использования результатов оценки для стимулирования развития Сахалинского образования. 3. Структура РСОКОСО 3.1. Организационная структура РСОКОСО включает в себя: - министерство образования Сахалинской области; - Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области»; Государственное дополнительного бюджетное профессионального образовательное образования учреждение «Институт развития образования Сахалинской области»; - Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого педагогической помощи семье и детям»; Государственное дополнительного бюджетное образования образовательное «Областной центр учреждение внешкольной воспитательной работы»; - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; 7 - образовательные организации; - общественные институты. 3.2. Организационная структура РСОКОСО предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКОСО и особенностями оценочных процедур. 4. Функции РСОКОСО 4.1. Министерство образования Сахалинской области: - проводит единую государственную политику в области оценки качества образования; - определяет и осуществляет региональную политику, стратегию и тактику развития системы образования Сахалинской области с учетом результатов оценочных процедур; координирует деятельность образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием в области оценки качества образования; - обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования на территории Сахалинской области; - организует проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций; организует проведение аттестации руководящих работников образовательных организаций, подведомственных министерству образования Сахалинской области; 8 - осуществляет переданные полномочия РФ по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности; - осуществляет переданные полномочия РФ по федеральному государственному контролю качества образования; - организует формирование и ведение региональных информационных систем оценки качества образования; - организует выявление информационных запросов различных заинтересованных групп потребителей РСОКОСО; - организует подготовку решений по использованию результатов мониторинговых исследований и оценочных процедур в Сахалинской области. 4.2. Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области»: - участвует в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; осуществляет организационно-техническое, информационно аналитическое сопровождение мониторинговых и оценочных процедур качества образования в Сахалинской области; осуществляет организационно-технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования в Сахалинской области; осуществляет аналитическое организационно-техническое, сопровождение общеобразовательных информационно аккредитационной организаций и экспертизы организаций среднего профессионального образования на территории Сахалинской области; осуществляет аналитическое организационно-техническое, сопровождение аттестации информационно педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций; осуществляет аналитическое организационно-техническое, сопровождение аттестации информационно руководящих работников 9 образовательных организаций, подведомственных министерству образования Сахалинской области; - организует подготовку измерителей и технологий, используемых при проведении оценки качества образования, формирует банк контрольно измерительных материалов; - осуществляет автоматизацию процессов оценки качества образования на институциональном, региональном и муниципальном уровнях; - участвует в разработке критериальной базы РСОКОСО; - участвует в организации и проведении региональных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области. 4.3. Государственное дополнительного бюджетное профессионального образовательное образования учреждение «Институт развития образования Сахалинской области»: - участвует в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; - обеспечивает повышение квалификации педагогических работников, экспертного сообщества по вопросам оценки качества образования; - обеспечивает профессиональную переподготовку по программам дополнительного профессионального образования в области управления качеством образования; - участвует в проведении содержательного анализа результатов мониторинговых и оценочных процедур качества образования; - разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки качества образования; - организует подготовку аналитических материалов о состоянии образования в Сахалинской области и обеспечивает данной информацией всех заинтересованных потребителей результатов РСОКОСО; 10 - участвует в организации и проведении региональных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области. 4.4. Государственное бюджетное учреждение «Центр психолого педагогической помощи семье и детям»: - участвует в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; - осуществляет организационно-технологическое и информационно аналитическое сопровождение комплексного психолого-медико- педагогического обследования детей с особенностями в развитии; - разрабатывает по результатам обследования рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания; - участвует в организации и проведении региональных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области. 4.5. Государственное дополнительного бюджетное образования образовательное «Областной центр учреждение внешкольной воспитательной работы»: - участвует в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; - осуществляет организационно-технологическое и информационно аналитическое сопровождение исследований в области воспитания детей и подростков; - разрабатывает по результатам исследований рекомендации по оказанию методической помощи в организации воспитательной работы в образовательных организациях Сахалинской области; - участвует в организации и проведении региональных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области. 11 4.6. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: - участвуют в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; - обеспечивают проведение мониторинговых и оценочных процедур в муниципальном образовании; - осуществляют управленческие действия по результатам оценки качества образования, обеспечивают разработку и реализацию муниципальных «дорожных карт» по управлению качеством образования на своем уровне; - обеспечивают организацию и проведение аттестации руководителей муниципальных общеобразовательных организаций на соответствие занимаемой должности; - участвуют в работе региональных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области; - организуют и проводят муниципальные совещания, научно- практические конференции, форумы, конкурсы, семинары по актуальным вопросам развития образования в муниципальном образовании. 4.7. Образовательные организации: - участвуют в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; - обеспечивают проведение мониторинговых и оценочных процедур в образовательной организации; - осуществляют управленческие действия по результатам оценки качества образования, обеспечивают разработку и реализацию «дорожных карт» по управлению качеством образования в образовательной организации; - участвуют в работе региональных и муниципальных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области. 12 4.8. Общественные институты: - вносят предложения при формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования в Сахалинской области; - участвуют в процедурах независимой оценки качества образования в Сахалинской области; - участвуют в работе региональных и муниципальных совещаний, научно-практических конференций, форумов, конкурсов, семинаров по актуальным вопросам развития образования в Сахалинской области. 5. Объекты РСОКОСО. Механизмы и процедуры оценивания. 5.1. Объектами РСОКОСО являются: - индивидуальные достижения обучающихся; - образовательные программы; - результаты деятельности образовательных организаций 5.2. Основные механизмы оценки качества образования, формируемые в рамках РСОКОСО, направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе единых региональных системных показателей и индикаторов. Таковыми являются: 5.2.1. Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Оценка индивидуальных достижений в РСОКОСО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает: - международные сравнительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS и другие); государственную итоговую аттестацию по образовательным по образовательным программам основного общего образования; государственную итоговую аттестацию программам среднего общего образования; - национальные исследования качества образования - НИКО; - всероссийские проверочные работы - ВПР; 13 другие национальные, федеральные мониторинговые и диагностические исследования; - национальные исследования в дошкольном образовании; - национальные исследования в системе среднего профессионального образования; - региональные мониторинги и диагностические исследования; - конкурсы, олимпиады, соревнования и др. различных уровней. 5.2.2. Оценка качества образовательных программ. Технология оценки качества образовательных программ в РСОКОСО осуществляется посредством следующих механизмов: - аккредитация образовательных программ; экспертные оценки программ дополнительного профессионального образования - профессиональной курсов повышения переподготовки, квалификации, дополнительных программ общеразвивающих программ, программ профессионального образования. 5.2.3. Оценка качества деятельности образовательных организаций включает: - лицензирование образовательной деятельности; - федеральный государственный контроль качества образования; - оценку профессиональных достижений педагогических работников и диагностику профессиональных компетенций педагогических работников; оценку образовательных профессиональных организаций и достижений диагностику руководителей профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций; - региональные мониторинги и исследования; - публичные отчеты, самообследования, комплексные аналитические отчеты, аналитические отчеты; - конференции, форумы, совещания различных уровней; - конкурсы, программы и проекты различных уровней; 14 независимую образовательной оценку деятельности качества условий организациями, осуществления осуществляющими образовательную деятельность на территории Сахалинской области; - социологические опросы и исследования различных уровней; публикации в средствах массовой информации, сети Интернет. 6. Использование результатов РСОКО. 6.1. Информация, полученная в результате оценочных процедур, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. 6.2. Информация о качестве образования, включающая статистическую и ведомственную информацию, собирается в структурированном формате и оформляется в виде аналитических материалов, справок, докладов, сборников. 6.3. Результаты РСОКОСО являются открытыми и доступными для использования субъектами РСОКОСО, участниками образовательного процесса, представителями общественности, СМИ и иными гражданами, организациями, заинтересованными в оценке качества образования и его улучшении. 7. Заключительные положения 7.1. РСОКОСО является динамично развивающейся системой, которая предполагает поэтапное введение комплексной оценки качества образования на основе кластерного подхода и сопоставления внешней оценки и самооценки с учетом контекстной информации. Ресурсная составляющая РСОКОСО включает нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение. 7.2. Нормативно-правовое обеспечение РСОКОСО представляет собой единый для всего региона комплекс нормативных документов, 15 регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКОСО и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее элементами: - определение статуса и полномочий всех субъектов; - разграничение полномочий по уровням в вопросах осуществления процедур оценки качества и принятия управленческих решений; - нормативное закрепление процедур и сроков оценки качества образования; - определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных организаций к этим процедурам и результатам; регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования; - регламентацию деятельности общественной оценки качества образования. 7.3. Кадровое обеспечение РСОКОСО и повышение квалификации специалистов по образовательными оценке качества организациями, образования осуществляется реализующими программы дополнительного профессионального образования. 7.4. Научно-методическое обеспечение функционирования РСОКОСО осуществляется на систематической основе через проведение специалистами в сфере оценки качества образования консультаций, совещаний, разработку необходимых методических и иных материалов для организованного проведения процедур оценки качества образования, издание аналитических сборников по результатам оценки и др. 7.5. Материально-техническое обеспечение заключается в создании необходимых технических условий для проведения процедур РСОКОСО на всех уровнях. 7.6. Финансовое обеспечение РСОКОСО осуществляется за счет бюджетных РСОКОСО. средств в рамках текущего финансирования субъектов 16 7.7. Информационное сопровождение РСОКОСО предназначено для информирования потребителей образовательных услуг, иных заинтересованных лиц (структур), общественности о ходе и результатах проведения оценочных процедур, качестве образования, и обеспечивается посредством публикаций, аналитических материалов о состоянии качества образования в регионе, размещения материалов в средствах массовой информации, на официальных сайтах всех субъектов РСОКОСО.