Аннотации к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 2024-2025 уч.год Название программы Краткое содержание программы Физкультурно-спортивная направленность «Юный волейболист» Программа данного курса представляет систему физкультурноспортивных занятий для учащихся 10-17 лет реализуется в рамках дополнительного образования в соответствии с образовательным планом. В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие личностные качества: дисциплинированность, коллективизм, силу воли, выносливость, целеустремленность, решительность, организованность, самоконтроль за психофизиологическим состоянием организма, проявляется интерес к физической культуре и спорту. Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. Волейбол занимает достойное место в системе физического воспитания. Увлекательная и массовая игра получила всенародное признание. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в волейбол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Отличительные особенности программы – программа направлена на создание условий для развития личности обучающихся, мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостности образовательной деятельности, формирование психического и физического здоровья. Цель программы: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья обучающихся посредством занятий волейболом. Задачи программы: Предметные: - давать знания об основных терминах в теории и методике игры; - учить правилам и технике игры в волейбол; - учить основам физиологии и гигиены спортсмена, профилактики заболеваемости и травматизма в спорте; - прививать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом; - прививать навыки индивидуальных, групповых и командных действий; - учить основам судейства в игре. Метапредметные: - учить правильному поведению в различных социальных ситуациях; - учить анализировать проделанную работу, планировать и организовывать дальнейшую деятельность. Личностные: - прививать навыки здорового образа жизни; - воспитывать дисциплинированность, терпение, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, работоспособность, чувство товарищества; - развивать координацию движений и двигательные способности; - мотивировать к познанию и творчеству, достижению цели. «Самбо» Программа рассчитана на обучающихся 10-17 лет Актуальность. Борьбой самбо сейчас занимаются сотни тысяч молодых людей во всем мире, поэтому очевидна актуальность данной программы как формы организации полезного досуга и физического развития подрастающего поколения. Борьба самбо – прекрасное средство физического развития и закаливания – представляет собой чрезвычайно ценный по многообразию технический вид спорта. По количеству технических и тактических действий и возможностей борьба самбо является самой богатой из всех видов борьбы, в настоящее время культивируемых в мире. В борьбе самбо разрешается применять все приемы, используемые во всех видах спортивной борьбы, в том числе и болевые. Кроме того, в боевой части самбо изучаются и в случае необходимости применяются приемы защиты от всевозможных ударов, способы обезоруживания, действия при задержании. Новизна программы заключается в том, что боевой раздел и приемы самозащиты дополняют вид борьбы самбо более эффективными спортивными приемами, применяемыми в сложной обстановке. Все три части самбо взаимосвязаны и не могут « Юнармия» обходиться одна без другой. Отличительной особенностью программы является раскрытие и развитие способностей, приобретение знаний, умений и навыков борьбы самбо; развитие двигательных качеств: ловкости, силы, выносливости, координации движений. В ходе реализации программы используются личностно-ориентированные технологии обучения, позволяющие осуществить разностороннее развитие учащихся на основе индивидуальной работы с каждым ребенком и обеспечивает организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в различных формах познавательной деятельности и двигательной активности через физические упражнения и спортивные игры. Цель: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение самбо. Задачи реализации программы: Личностные: • формировать навыки регулирования психического состояния. • развивать волю, выносливость, смелость, дисциплинированность; • развивать социальную активность и ответственность • развить физическое и нравственное развитие обучающихся , научить основам спортивного мастерства в избранном виде спорта. Предметные: • развить двигательные способности; • развить представления о мире спорта; • научить техническим приёмам, тактическим действиям и правилам борьбы; • научить приёмам и методам контроля физической нагрузки на занятиях; Метапредметные: • воспитывать нравственные и волевые качества; • воспитывать чувство "партнёрского плеча", дисциплинированность, взаимопомощь; • воспитывать привычку к самостоятельным занятиям спортом в свободное время; • формировать потребность ведения здорового образа жизни. • содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет Актуальность данной программы определяется сегодня значением, предающимся патриотическому воспитанию детей и подростков. Каждому ребенку подросткового возраста, свойствен интерес к групповой деятельности (команде), проявлению себя в сфере военно – патриотического направления, чтобы совершенствовать свое физическое начало. Данная образовательная программа направленна на решение таких проблем, как повышение занятости детей в свободное время, физическое развитие и оздоровление детей, воспитание детей и подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, стремление служить интересам Государства. Использование методических материалов, разработанных специалистами разных областей знаний, практиками военной и физической подготовки, современных педагогических технологий и качественной материально-технической базы обеспечивает новизну программы. Отличительные особенности и новизна программы Данная образовательная программа способствует отвлечению подростков от вредного влияния улицы, воспитывает у них чувство гражданского долга и патриотизма, изучая российские традиции в военном деле, получая информацию об исторических событиях времён Великой Отечественной войны. Подростки имеют возможность за время посещения занятий улучшить свои умения, навыки по данным дисциплинам, определиться в выборе военной профессии, легко справляться с заданиями при их участии в соревнованиях и военно-спортивных играх. Не менее важным является и то, что педагогом создаются условия, способствующие воспитанию таких качеств как: смелость, находчивость, инициативность, честность, принципиальность, взаимовыручка, благородство. Это способствует развитию у обучающихся желания вести здоровый образ жизни, не становится на скользкий путь. Цель:совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества. Задачи: Предметные: • • • воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма; изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины; развитие в молодежной среде ответственности, принципов • • • • • • • коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей; формирование положительной мотивации у подрастающего поколения к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; изучение истории Вооруженных Сил РФ и Устава ВС; изучение дней воинской славы и памятных дат России; ознакомление с видами оружия массового поражения и способами защиты; подготовка к профессиональной деятельности и воинской службе; укрепление физической закалки и физической выносливости; активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству; обучение основным элементам строевой подготовки. Метапредметные: • • развитие духовного, физического и общественного потенциала подростков и молодежи; гармоничное развитие волевых и морально-этических качеств личности. Личностные: формирование у подростков и молодежи активной жизненной позиции; • формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности учащихся; формирование устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни; воспитание таких моральных качеств, как любовь к Отечеству, уважительное отношение к Вооруженным Силам страны; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России; воспитание морально-волевых качеств: воли, решимости, смелости, ловкости, самодисциплины и чувства взаимопомощи и коллективизма; воспитание гражданской позиции; • • • • • • воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям Социально – гуманитарная направленность «Школьный медиацентр» Программа рассчитана на обучающихся 11- 17 лет. Актуальность программы. Трудно найти ребёнка, который бы не любил фото и кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даёт им и героев для подражания, и темы для игр. Искусство фотографии позволяет формировать творческие способности детей посредством синтеза науки и искусства. Оно дает детям уникальное умение видеть красоту в окружающем мире и необычное в обычном. Новизна программы заключается в освоении современной фото видеоаппаратуры и программных продуктов на базе школьного образовательного центра «Точка роста». Отличительные особенности программы состоят в использовании современных методик и технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук, овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу - это еще одна отличительная особенность данной программы. А также, ее содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный характер. Цель программы: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей личности посредством овладения технологиями средств массовой информации. Задачи программы: предметные: 1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся. 2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др. 3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний. 4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений. 5. Создать живую, активно работающую информационную среду. метапредметные: 1.Способствовать повышению работоспособности учащихся. 2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности. личностные: 1.Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; 2.Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации. 3.Воспитывать дисциплинированность. Туристско-краеведческая направленность Программа рассчитана на обучающихся 14- 17 лет. «Школьный музей» Актуальность программы. Программа направлена на усиление роли музеев, как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей системную картину мира, предоставляющей каждому обучающемуся равные права и возможности для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах деятельности. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Новизна. Новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации осуществляется усвоение теоретических знаний и практических умений в области истории родной школы, села через музейное дело. Учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Отличительные особенности данной программы заключается в том, что позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности ребенка в области музейного дела. Программа «Школьный музей» осуществляется как учебнодеятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научнопрактических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях. Цель. Формирование активной гражданской позиции обучающихся посредством музейной деятельности, социальной активности и интеллектуального развития путем их вовлечения в поисковоисследовательскую краеведческую деятельность. Задачи: Предметные: • изучить музейную терминологию и музейную документацию; • овладеть видами деятельности по основным направлениям работы музея – экспозиционная работа, работа с фондами, проведение экскурсий; • расширить и углубить знания по истории и культуре родного края. Личностные: • формировать эмоционально-личностное отношение к ценностям природы и человеческой культуры и потребностям в общении с ними; • сформировать научные и профессиональные интересы; • способствовать формированию уважительного отношения к памятникам настоящего и прошлого. Метапредметные: • сформировать навыки исследовательской деятельности; • сформировать навыки оформительской работы и устной речи; развивать коммуникативные навыки в практической деятельности Художественная направленность « Театральные ступеньки» Программа рассчитана на обучающихся 7-13 лет Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи: Предметные: • Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства; • Совершенствование речевой культуры; • Овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; • Ознакомление с лучшими образцами классической литературы и театральными постановками России и зарубежья. Метапредметные: • Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. • Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи. • Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья. • Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству Личностные: • Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству. • Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра. • Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу. • Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.