Физ-ра ЗПР

1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» (3класс)
составлена в соответствии с нормативными документами:
•
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.
2012г. № 273;
•
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного Министерством образования науки РФ 6
октября 2009г. приказ № 373 с изменениями от 26.11.2010г. №1241, от
22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.14.2014г. №1643, от
31.12.2015г.№1576 г.);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ
Минобрнауки России № 1598 от 19 декабря 2014г.
•
Концепция преподавания предметной области «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы (от 24.12.2018г., Коллегия
Министерства просвещения Российской Федерации)
•
СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. №189 (с изменениями и дополнениями
от 29.06.2011г. №85, от 25.12.2013г. №72, от 24.11.2015г. №81)
•
с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15;
•
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ СОШ с.Советское для обучающихся с задержкой
психического развития.
Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая культура» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития.
Цель: по предмету «Физическая культура» является укрепление здоровья обучающихся
с ЗПР и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных
представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
Задачи:
•

укреплять
здоровье,
содействовать
гармоничному
физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формировать
первоначальные умения саморегуляции средствами физической культуры;
•
формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
•
овладевать основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
•
формировать понимание связи телесного самочувствия с настроением,
собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
•
овладевать умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами

•

овладевать умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно
дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный
режим питания и сна;
•
формировать умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок;
развивать основные физические качества (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости);
•
формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни. Коррекционные задачи:
•
познакомить с правилами подвижных игр и игровых заданий с элементами
спортивных игр, учить соблюдать их;
•
формировать представления о значении физической культуры в укреплении
собственного здоровья;
•
формировать навыки выполнения основных видов движения (ходьба, бег,
перекаты, лазанье, прыжки, метание) в процессе выполнения гимнастических
упражнений, по легкой атлетике, коррекционно-развивающих упражнений и
игр;
•
учить имитировать движения спортсменов;
•
формировать
потребность организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т. д.).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» обеспечена УМК
«Школа России». 1-4 класс / автор В.И. Лях, М.: «Просвещение».
Данный комплекс нацелен на достижение результатов освоения предмета
«Физическая культура» на личностном, метапредметном и предметном уровнях, реализует
основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, в нем учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Данный УМК полностью отвечает стандартам, утвержденным Министерством образования
и науки РФ. Он рекомендован министерством в качестве учебников для любых типов
общеобразовательных учреждений и входит в федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию в средних школах.
Интегративная компетенция формируется в условиях взаимовлияния нескольких
предметов: литературное чтение, окружающий мир.
В образовательном процессе используются следующие виды дифференцированной помощи:
– знакомство с новым материалом развернуто, пошагово;
–
изучение нового материала с опорой на модальность: слуховую, зрительную,
кинестетическую;
–
пошаговое предъявление инструкции;
–
опора на жизненный опыт ребёнка;
–
использование в процессе обучения всех видов деятельности – игровой,
предметно- практической, учебной путём изменения способов подачи информации;
–
использование более широкой наглядности и словесной конкретизации общих
положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических
материалов.
Адаптация программы осуществляется на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной

программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития, вариант 2. Программа отражает содержание обучения предмету «Физическая
культура» с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР. Сущность
специфических для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 2
образовательных потребностей учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в механизмах адаптации содержания программы, раскрытых в календарнотематическом планировании
2.Общая характеристика предмета
Физическая культура предполагает сопряженное развитие физических качеств,
расширение двигательного арсенала младших школьников, формирование знаний об
основных видах и формах физкультурной, спортивной и оздоровительной деятельности, в
том числе о здоровом образе жизни. Причем, при возрастающей важности когнитивной
составляющей, основным видом деятельности на уроках физической культуры остается
развивающая двигательная деятельность, выполнение которой, однако, требует от ученика
умения слышать и распознавать команды, соблюдать дисциплинарные требования и
взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, что содействует
развитию социально значимых качеств личности.
В соответствии с ФГОС:
• на ступени начальной школы осуществляется укрепление физического и духовного
здоровья обучающихся с ЗПР, становление мировоззрения, формирование
способности к организации своей деятельности, осуществление ее контроля и оценки;
• при итоговой оценке качества освоения ООП должна учитываться готовность к
решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы
знаний об основах здорового и безопасного образа
• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна
обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
формирование установки на использование здорового питания; использование
оптимальных двигательных режимов, потребности в занятиях физической культурой
и спортом; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены.
В программах по физической культуре выделяется три раздела: «Знания о физической
культуре» (блоки «Физическая культура», «Из истории физической культуры» и
«Физические упражнения»), «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое
совершенствование». Требования ФГОС не могут быть реализованы в рамках
традиционного содержания раздела «Знания о физической культуре» и обусловливают
расширение теоретического материала. В этой связи предлагается:
1. Расширить тематику блока «Из истории физической культуры» информацией по
Олимпийскому образованию и назвать блок «История физической культуры и Олимпийское
образование».
2. Включить дополнительные блоки теоретического материала, тесно связанные с
физической культурой человека (в широком смысле этого понятия): здоровый образ жизни;
начальные основы анатомии человека; спорт. Это обеспечит формирование мотивации к
физической культуре, расширение кругозора, духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, развитие потребности в физической культуре и спорте.
Таким образом, в разделе теоретической подготовки предмета «Физической культуры»
выделяются несколько содержательных блоков:
• информация о физической культуре, которая рассматривается как система
разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья

человека (способы передвижения человека, формы физической культуры,
физические упражнения, развитие физических качеств, правила организации
самостоятельных занятий физической культурой);
• здоровый образ жизни (режим дня, правильное питание, двигательный режим, личная
гигиена);
• спорт (виды спорта, спортивный инвентарь, спортивная одежда, правила
соревнований, правила спортивной деятельности, безопасность на тренировках и
самостоятельных занятиях, основы физической, технической и тактической
подготовки);
• история физической культуры и Олимпийское образование.
Характер предлагаемого для усвоения младшими школьниками содержания образования
позволяет решать задачи оздоровительной, воспитательной и развивающей направленности.
У обучающегося с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала
по физической культуре. У первоклассников с ЗПР могут наблюдаться нарушения
пространственной ориентировки, дети затрудняются в понимании инструкции с
использованием понятий, обозначающих пространственные отношения.
Несформированность системы произвольной регуляции нарушает выполнение
программы действий. В группе детей с ЗПР может обнаружиться неравномерность темпа
выполнения учебного действия, что ведет к выпадению одного из элементов действия или
незавершению самого действия. Повышенная отвлекаемость приводит к многочисленным
ошибкам выполнения учебного задания, снижает темп и результативность деятельности.
Дети с ЗПР нуждаются в постоянном контроле и дополнительных стимулах.
Обучение физической культуре должно строиться с учетом особых образовательных
потребностей детей с ЗПР. При построении уроков необходимо учитывать быструю
истощаемость и низкую работоспособность школьников. Новый материал предъявляется
пошагово, предусматривает дозированную помощь учителя, использование специальных
методов, приемов и средств обучения.
Физическая подготовка (практический раздел) осуществляется через:
- освоение разных способов передвижения человека;
- использование широкого спектра физических упражнений разной направленности; освоение элементов спортивной деятельности из следующих видов спорта: легкой атлетики,
гимнастики, лыжных гонок, конькобежного спорта, плавания и спортивных игр: футбола,
волейбола, баскетбола и других - доступных для образовательного учреждения; гармоничное и эффективное развитие физических качеств младшего школьника в
сенситивный (благоприятный) возрастной период. Новизна учебной программы состоит в
следующем:
- изучение особенностей физической подготовки путем использования мини сообщений
длительностью 3-5 минут по тематике осваиваемого раздела;
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Физическая культура» вносит весомый вклад в общую
систему оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических
принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у
школьника пробуждается интерес к физическим упражнениям, желание соблюдать здоровый
образ жизни, совершенствуется двигательные навыки, проявляются возможности осознания
своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

Уроки физкультуры способствуют профилактике заболеваний сердечно-сосудистой,
дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата. В процессе выполнения различных
упражнений активизируется работа разных групп мышц, происходит избирательное
воздействие на определенные системы организма. Таким образом укрепляется сердечная
мышца, улучшается работа мышц брюшного пресса, диафрагмы, формируются навыки
правильного дыхания, совершенствуются двигательные характеристики.
Упражнения в ходьбе, беге, лазании, прыжках, метании способствуют развитию
координации движений, пространственных ориентировок, произвольности и становлению
навыков самоконтроля, что значимо для организации учебной деятельности на других
уроках.
При усвоении учебного предмета «Физическая культура» школьники учатся
ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный
отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции
деятельности.
На уроках физкультуры дети овладевают элементарным знаниями о здоровом образе
жизни, значении спортивных упражнений, у них формируются такие необходимые качества
личности, как целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Учитель по предмету «Физическая культура» должен взаимодействовать с другими
участниками образовательного процесса. Взаимодействие с учителем начальных классов
необходимо по предмету «Окружающий мир», где школьник также получает знания о
здоровом образе жизни. Учитель начальных классов использует на уроках физминутки,
которые могут быть подобраны совместно. Педагог-психолог вместе с учителем по предмету
«Физическая культура» могут работать над совершенствованием системы произвольной
регуляции деятельности. Педагог-психолог может обосновать индивидуальный подход к
обучающимся.
На уроках физкультуры дети овладевают элементарным знаниями о здоровом образе
жизни, значении спортивных упражнений, у них формируются такие необходимые качества
личности, как целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Не исключено,
что для отдельных обучающихся именно уроки физкультуры могут обеспечить столь
необходимую сферу успешности.
Вместе с тем учителю по предмету «Физическая культура» следует помнить следующие
рекомендации:
1. У обучающихся разные двигательные возможности, которые не должны
становиться объектом критики со стороны педагога и одноклассников.
2. Повышенная возбудимость часто определяет плохое поведение на уроках. В
данном случае большую эффективность могут иметь парадоксальные реакции со
стороны педагога – снижение громкости голоса при командах, включение
дополнительных релаксационных упражнений, переключение плохо ведущих
себя детей на другие виды деятельности (сходить, принести и т.п.).
3. С одной стороны, обучающимся необходима частая смена видов деятельности, с
другой – они не могут быстро переключаться с одной деятельности на другую,
поэтому о следующем виде занятий следует предупреждать приблизительно за
минуту до завершения текущего.
4. Следует чередовать двигательные упражнения с устными опросами, во время
которых определяется овладение новой терминологией, а также происходит
обучение высказыванию своих потребностей (устал, болит и т.п.).
5. Обучающиеся с ЗПР часто имеют различную неврологическую, соматическую
патологию, требующую соблюдения определенных правил и ограничений в

физических нагрузках. Поэтому учитель по предмету Физическая культура
должен иметь представление о состоянии здоровья обучающихся, соблюдать
индивидуальный подход.
6. При формировании подгрупп для подвижных игр следует создавать условия для
равенства возможностей команд, не допуская постоянного успеха одних и
неуспеха других.
3.Описание места учебного предмета
На изучение предмета «Физическая культура» в 3 классе учебным планом МБОУ СОШ
с. Советское отводится:
3 класс – 102 часа в год, 3 часа в неделю;
4.Описание ценностных ориентиров
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности физической
культуры:
• Ценность патриотизма и Российской гражданственности – любовь к России и
российскому народу; гордость за Россию, достижения её граждан, в том числе за
спортивные успехи российских атлетов.
• Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; честность,
честь; достоинство, ответственность и чувство долга, уважение к учителям и
товарищам; милосердие, забота и помощь, забота о старших и младших;
толерантность.
• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к
труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость
и настойчивость; трудолюбие.
• Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа,
природные факторы как средства физического воспитания;
• Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека и его телесность;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и спорте;
• Ценность здоровья – здоровье, сохранение здоровья, здоровый образ жизни,
безопасное поведение.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности
на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание
нравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к
активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, уверенно
использующих ценности физической культуры для укрепления и сбережения собственного
здоровья и оптимизации трудовой деятельности.
Изучение учебного предмета «физическая культура» вносит весомый вклад в общую
систему оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение специфических образовательных потребностей, обучающихся с задержкой
психического развития. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных
приемов. То у школьника пробуждается интерес к физическим упражнениям, желание
соблюдать здоровый образ жизни, совершенствуются двигательные навыки, проявляются
возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.

5.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание адаптированной рабочей программы по предмету «Физическая
культура» (1-4 класс) направлено на достижение планируемых результатов освоения
обучающимися всех компонентов, составляющих содержательную основу основной
образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной вклад рабочей программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
1. Личностные результаты.
2. Метапредметные результаты (представлены всеми группами УУД).
3.Предметные результаты.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального
общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
1. Личностные универсальные учебные
действия. У выпускника будут
сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно­познавательные и внешние мотивы;
• учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я»
как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Метапредметные результаты освоения
адаптированной рабочей
программы
(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения
задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные
универсальные учебные действия Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
сети Интернет;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса
единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные
действия Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе

сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что
нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учебный предмет «Физическая культура» имеет очень большое значение для
формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой
оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в
умениях:
–
организовать себя на рабочем месте (переодеться в соответствующую
одежду, занять свое место в строю);
–
задать вопрос учителю при непонимании задания;
–
сопоставлять результат с заданным образцом, видеть свои ошибки.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на
обращенную речь.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно- временной организации проявляется:
–
в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и
ориентировке в схеме собственного тела;
–
в умении ориентироваться в пространстве учебного помещения.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в умении
находить компромисс в спорных вопросах.
Предметные результаты освоения адаптированной рабочей программы
У выпускника будут сформированы:
• первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья
человека, физического развития, повышения работоспособности;
• умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

Предметные результаты приводятся в блок «Выпускник научится», относящийся к
предмету «Физическая культура» (в зависимости от уровня освоения программы: результаты
базового и углубленного уровней).
В результате обучения обучающиеся с ЗПР на уровне начального общего образования
начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья,
физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности. Знания о
физической культуре Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение
утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания,
прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития
основных физических качеств;
• раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное
выполнение учебной
и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические
качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические
упражнения, направленные на их развитие;
• характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в
помещениях, так и на открытом воздухе).
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
• отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в
соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести
систематические наблюдения за динамикой показателей. Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения
на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать
величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
• выполнять организующие строевые команды и приёмы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические
упражнения на
спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса
и объёма);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.

Содержание учебного предмета.
3класс (102 часа в год, 3 ч в неделю)
1. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (4ч)
Правила ТБ при занятиях физической культурой. Организация мест занятий физической
культурой, разминка, подготовка инвентаря, выбор одежды и обуви.
Зарождение физической культуры на территории Древней Руси.
Символика и ритуал проведения Олимпийских игр. Церемония открытия и закрытия
Олимпийских игр, талисманы олимпийских игр, олимпийские символы.
Физическое развитие и физическая подготовка. Физическая подготовка и её связь с развитием
основных физических качеств.
2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в процессе уроков)
Упражнения на развитие различных мышечных групп, упражнения с предметами.
Контроль за состоянием организма по ЧСС. Измерение ЧСС во время выполнения физических
упражнений.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных
залах). Игры и развлечения в зимнее время года. Игры и развлечения в летнее время года.
Подвижные игры с элементами спортивных игр.
3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ (98ч)
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе уроков)
Оздоровительные формы занятий. Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Развитие физических качеств. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Профилактика утомления. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
2. Спортивно-оздоровительная деятельность
ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ (20ч)
1. Акробатические упражнения(6ч)
Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!».
Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях.
Перекаты и группировка с последующей опорой руками за
головой. Кувырок вперед в упор присев, Кувырок назад в упор
присев. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Стойка на
лопатках, согнув ноги.
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев.
Мост из положениялежа на спине.
Комбинация из разученных элементов Игры «Западня», «Что изменилось?», «Запрещенное
движение», «Светофор», «Космонавты».
2. Снарядная гимнастика (7ч)
Вис стоя и лежа.

Упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке.
Вис на согнутых руках.
Подтягивания в висе.
Из виса стоя присев махом одной, толчком другой перемах, согнув ноги, в вис сзади
согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со
сходом вперед ноги.
Ходьба приставными и танцевальными шагами, повороты, подскоки со сменой ног на бревне
(высота до 1 м). Соскок с опорой.
Комбинация из ранее изученных упражнений на бревне.
Лазание по канату.
Перелезание через коня.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла, согнув ноги и ноги врозь.
Подвижные игры «Маскировка в колоннах», «Космонавты», «Тише едешь – дальше будешь»,
«Посадка картофеля», «Не ошибись!», «Ниточка-иголочка», «Фигуры», «Обезьянки».
3. Гимнастические упражнения прикладного характера (7ч)
Прыжки на скакалке на 1, 2 ногах, с продвижением вперед.
Прыжки группами на длинной скакалке.
Перелезание через гимнастического коня.
Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре лежа, подтягиваясь руками.
Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки.
Переноска партнера в парах.
Гимнастическая полоса препятствий.
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».
Игры
«Резиночка»,
«Аисты»,
«Медсанбат».
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (27ч)
1. Беговые упражнения (14ч)
Ходьба с изменением длины и частоты шага.
Ходьба через препятствия. Ходьба через несколько препятствий.
Чередование ходьбы и бега (бег - 60 м, ходьба - 90 м).
Специально-беговые упражнения.
Бег в коридоре с максимальной скоростью.
Преодоление препятствий в беге.
Бег с максимальной скоростью (30 м). (60
м). Бег на результат (30, 60 м).
Челночный бег.
Встречная эстафета.
Эстафеты с бегом на скорость.
Кросс (1 км).
Выявление работающих групп мышц.
Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений.
Понятия «эстафета», «старт», «финиш».

Игры «Пустое место», «Белые медведи», «Смена сторон», «Команда быстроногих», «Гусилебеди», «Салки», «Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей», «Перебежка с выручкой».
2. Прыжковые упражнения(7ч)
Прыжок в длину с места.
Прыжок с высоты 60 см.
Прыжок в длину с короткого разбега.
Прыжок в длину с полного разбега с зоны отталкивания.
Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания.
Многоскоки.
Игры «Гуси лебеди», «Лиса и куры», «Прыгающие воробушки».
Правила соревнований в беге, прыжках.
3. Броски большого, метания
малого мяча (6ч) Метание в цель с 4-5
м.
Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние.
Метание набивного мяча.
Броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Игры «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Дальние броски», «Зайцы в огороде».
Правила соревнований в метании.
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ (12 часов)
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование
одновременного двухшажного с попеременнымдвухшажным. Поворот переступанием.
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (39ч)
1. Подвижные игры (8ч)
Эстафеты с предметами и без них.
Игры «Заяц без логова», «Удочка», «Наступление», «Метко в цель», «Кто дальше бросит»,
«Вызов номеров», «Защита укреплений», «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки», «Вол во
рву», «Пустое место», «К своим флажкам».
2. Подвижные игры на основе баскетбола (12ч) Ловля и
передача мяча на месте и в движении.
Ловля и передача мяча на месте в треугольниках, в квадратах, в круге.
Ведение на месте правой (левой) рукой на месте, в движении шагом и бегом.
Ведение мяча с изменением направления и скорости.
Броски в цель (щит).
Бросок двумя руками от груди.
Игры «Передал - садись», «Мяч - среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу»,
«Обгони мяч», «Перестрелка», «Мяч - ловцу», «Не дай мяч водящему», «Мяч соседу».
Игра в мини-баскетбол.

3. Подвижные игры на основе волейбола (12 ч)
Перемещения. Ходьба и бег по сигналу.
Остановка скачком после ходьбы и бега.
Броски набивного мяча и ловля его в положении «сверху».
Вкладывание волейбольного мяча в положении «передача».
По сигналу принятие стойки волейболиста, имитация передачи мяча.
Передача мяча подброшенного над собой и партнером.
Во время перемещения по сигналу – передача мяча.
Передача в парах.
Прием снизу двумя руками. Мяч набрасывает партнер.
Передачи у стены многократно с ударом о стену.
Передача мяча, наброшенного партнером через сетку.
Передачи с набрасыванием партнера через сетку.
Многократные передачи в стену.
Передачи в парах через сетку.
Упражнения в перемещениях и передачи мяча.
Игры «Пионербол», «Мяч в воздухе», «Передал-садись».
3. Подвижные игры на основе футбола (7 ч)
Ходьба и бег с остановками по сигналу.
Ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы.
Ведение мяча с ускорением по кругу, между стоек.
Удар с места и с разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.
Тактические действия в защите.
Игра Мини-футбол.

Тематическое планирование
3класс – 102 час.
Колво
часов

Тема

4 час.

Знания о физической культуре
Правила ТБ при занятиях физической
культурой. Организация мест занятий
физической культурой, разминка,
подготовка инвентаря, выбор одежды и
обуви.
Зарождение физической культуры на
территории Древней Руси.
Символика и
ритуал
проведения Олимпийских игр.
Церемония открытия и закрытия
Олимпийских игр, талисманы
олимпийских
игр, олимпийские
символы.
Физическое развитие и физическая
подготовка. Физическая подготовка и её
связь с развитием основных физических
качеств.

6 час.

Акробатические упражнения
Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще
шаг!», «Реже!», «На первый-второй
рассчи- тайся!».
Группировка. Перекаты в группировке из
упора стоя на коленях.
Перекаты и группировка с последующей
опорой руками за головой. Кувырок
вперед в упор присев, Кувырок назад в
упор присев.
2-3 кувырка вперед.
Стойка на лопатках. Стойка на лопатках,
согнув ноги.
Из стойки на лопатках, согнув ноги,
перекат вперед в упор присев.
Мост из положениялежа на спине.
Комбинация из разученных элементов
Игры
«Западня», «Что
изменилось?»,

Характеристика деятельности

Определять и кратко
характеризовать физическую
культуру как занятия физическими
упражнениями, подвижными и
спортивными играми.
Выявлять различия в основных способах
передвижения человека. Определять
ситуации, требующие применения правил
предупреждения травматизма.
Определять состав спортивной одежды
в зависимости от времени года и
погодных условий
Пересказывать тексты по истории
физической культуры.
Понимать и раскрывать связь
физической культуры с
трудовой и
военной
деятельностью
человека
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
акробатических упражнений.
Проявлять качества силы, координации
и
выносливости
при
выполнении акробатических
упражнений и комбинаций.
Проявлять качества силы, координации
и
выносливости
при
выполнении акробатических
упражнений и комбинаций.

7 час

7 час.

«Запрещенное
движение»,
«Светофор», «Космонавты».
Снарядная гимнастика
Описывать технику гимнастических
Акробатика.
упражнений на снарядах.
Строевые упражнения Инструктаж по
ТБ.
Осваивать технику
гимнастических упражнений на
Тестирование
наклона
вперед
спортивных
снарядах. Осваивать
из положения стоя.
универсальные умения по
Варианты выполнения кувырка вперед.
взаимодействию в парах и группах при
Кувырок назад.
разучивании
и
выполнении
Кувырки.
гимнастических упражнений.
Стойка на голове.
Выявлять и характеризовать ошибки
Стойка на руках
при выполнении гимнастических
упражнений.
Тестирование
подъема
туловища
из положения лёжа.
Соблюдать правила
техники
Круговая тренировка.
безопасности при выполнении
гимнастических упражнений.
Вис завесом одной и двумя ногами на
Осваивать универсальные умения по
перекладине.
Лазанье
и
перелезание по
взаимодействию в парах и группах при
гимнастической стенке.
разучивании
и
выполнении
Прыжки в скакалку
гимнастических упражнений.
Тестирование: подтягивания на низкой
перекладине из виса лёжа согнувшись.
Прыжки в скакалку в тройках.
Лазанье по канату в три приема.
Упражнения на гимнастическом бревне.
Тестирование подъема туловища из
положения лежа за 30 с.
Прыжки в скакалку.
Варианты вращения обруча.
Тестирование
наклона
вперед
из
положения стоя.
Гимнастические упражнения прикладного характера

Спортивная одежда.
Подвижные игры «Пустое место»,
«Белые медведи».
Подвижная игра «Флаг на башне».
Спортивные игры.
Подвижные и спортивные игры.
Подвижная игра «Перестрелка».
Футбольные
упражнения в
парах.
Подвижная игра «Пустое место».
Подвижная игра «Осада города». Броски
и ловля мяча в прах. Подвижная игра
«Осада города».
Ведение
мяча. Подвижная игра
«Подвижная цель».
Эстафеты с мячом.
Подвижные игры «Прыжки по полосам»,
«Волк во рву».
Командные подвижные игры.
14 час. Беговые упражнения
Ходьба с изменением длины и частоты
шага. Ходьба через препятствия. Ходьба
через несколько препятствий.
Чередование ходьбы и бега (бег - 60 м,
ходьба - 90 м).
Специально-беговые упражнения.
Бег в коридоре с максимальной
скоростью.
Преодоление препятствий в беге.
Бег с максимальной скоростью (30 м). (60
м). Бег на результат (30, 60 м).
Челночный бег.
Встречная эстафета.
Эстафеты с бегом на скорость.
Кросс (1 км).
Выявление работающих групп мышц
Расслабление
и
напряжение
мышц при выполнении упражнений
Понятия «эстафета», «старт», «финиш»
Игры «Пустое место», «Белые медведи»,
«Смена
сторон»,
«Команда
быстроногих», «Гуси-лебеди», «Салки»,
«Рыбаки и рыбки», «Эстафета зверей»,
«Перебежка с выручкой».

Описывать
технику
гимнастических упражнений
прикладной направленности.
Выявлять характерные ошибки при
выполнении гимнастических
упражнений
прикладной
направленности.
Проявлять качества
силы и
координации при выполнении
упражнений
прикладной
направленности.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
гимнастических упражнений прикладной
направленности

Описывать технику беговых
упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике
выполнения беговых упражнений.
Осваивать технику бега различными
способами.
Осваивать универсальные
умения
контролировать величину нагрузки по
частоте
сердечных сокращений
при выполнении беговых
упражнений. Осваивать универсальные
умения по взаимодействию в парах и
группах при разучивании и
выполнении беговых упражнений.
Проявлять качества силы, быстроты,
выносливости и координации при

выполнении беговых упражнений.
Соблюдать правила
техники
безопасности при выполнении беговых
упражнений.

7час.

6 час.

12
час.

Прыжковые упражнения
Прыжок в длину с места.
Прыжок с высоты 60 см.
Прыжок в длину с короткого разбега.
Прыжок в длину с полного разбега с зоны
отталкивания.
Прыжок в высоту с прямого разбега из
зоны отталкивания.
Многоскоки.
Игры «Гуси лебеди», «Лиса и куры»,
«Прыгающие воробушки».
Правила соревнований в беге, прыжках.

Броски большого, метания малого мяча
Метание в цель с 4-5 м.
Метание малого мяча с места на
дальность и на заданное расстояние.
Метание набивного мяча.
Броски
большого
мяча (1
кг)
на дальность разными
способами.
Игры «Попади в мяч», «Кто дальше
бросит», «Дальние броски», «Зайцы в
огороде».
Правила соревнований в метании.

Описывать технику
прыжковых
упражнений.
Осваивать технику
прыжковых
упражнений.
Осваивать
универсальные
умения
контролировать величину нагрузки по
частоте сердечных сокращений при
выполнении прыжковых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в технике
выполнения прыжковых упражнений.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах при
разучивании и выполнении прыжковых
упражнений.
Проявлять качества силы, быстроты,
выносливости и координации при
выполнении прыжковых упражнений.
Соблюдать правила
техники
безопасности при выполнении
прыжковых упражнений.
Описывать технику бросков большого
набивного мяча.
Осваивать технику бросков большого
мяча.
Соблюдать правила
техники
безопасности при выполнении бросков
большого набивного мяча. Проявлять
качества силы, быстроты и координации
при выполнении бросков большого мяча.
Описывать технику метания малого
мяча.
Осваивать технику
метания
малого мяча.
Соблюдать правила
техники
безопасности при метании малого мяча.
Проявлять качества силы, быстроты и
координации при метании малого мяча

Лыжные гонки
Передвижения на лыжах:

Объяснять назначение понятий и

одновременный
двухшажный ход,
чередование
одновременного двухшажного
попеременнымдвухшажным.
Поворот переступанием.

8 час.

12
час.

с

Подвижные игры
Эстафеты с предметами и без них.
Игры «Заяц без логова», «Удочка»,
«Наступление», «Метко в цель»,
«Кто
дальше
бросит», «Вызов
номеров», «Защита укреплений», «Кто
обгонит», «Через кочки и пенечки», «Вол
во рву», «Пустое место», «К своим
флажкам».

Подвижные игры на основе баскетбола

терминов, относящихся к бегу на лыжах;
Переносить лыжи по команде «на
плечо», «под рукой»;
Выполнять ступающий и скользящий
шаг как с лыжными палками, так и без
них;
Выполнять повороты переступанием
как с лыжными палками, так и без них;
Выполнять повороты переступанием
как с лыжными палками, так и без них;
Выполнять подъем «полуелочкой» с
лыжными палками и без них;
Выполнять спуск под уклон в основной
стойке с лыжными палками и без них;
Выполнять торможение падением;
Проходить дистанцию 1,5 км;
Кататься на лыжах «змейкой»;
Осваивать универсальные умения в
самостоятельной организации и
проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения
подвижных игр.
Осваивать
двигательные
действия,
составляющие содержание подвижных
игр.
Взаимодействовать в парах и группах
при выполнении технических действий в
подвижных играх.
Моделировать технику выполнения
игровых действий в зависимости от
изменения условий и двигательных задач.
Принимать
адекватные решения
в условиях игровой деятельности.
Осваивать универсальные умения
управлять эмоциями в
процессе
учебной
и
игровой
деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во время
подвижных игр.
Соблюдать дисциплину и правила
техники
безопасности
во
время
подвижных игр.

Ловля и передача мяча на месте и в
движении.
Ловля и передача мяча на месте в
треугольниках, в квадратах, в круге.
Ведение на месте правой (левой) рукой на
месте, в движении шагом и бегом.
Ведение мяча с изменением направления и
скорости.
Броски в цель (щит).
Бросок двумя руками от груди.
Игры «Передал - садись», «Мяч среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей
по кругу», «Обгони мяч», «Пере- стрелка»,
«Мяч - ловцу», «Не дай мяч водящему»,
«Мяч соседу». Игра в мини- баскетбол.

Описывать разучиваемые технические
действия из спортивных игр.
Осваивать технические действия из
спортивных игр.
Моделировать технические действия в
игровой деятельности.
Взаимодействовать в парах и группах
при выполнении технических действий из
спортивных игр.
Осваивать универсальные
умения
управлять эмоциями во время учебной и
игровой деятельности.
Выявлять ошибки при выполнении
технических действий из спортивных игр.
Соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности.
Осваивать
умения
выполнять
универсальные физические упражнения.
Развивать физические качества

12
час.

Подвижные игры на основе волейбола

7 час.

Перемещения. Ходьба и бег по сигналу.
Остановка скачком после ходьбы и бега.
Броски набивного мяча и ловля его в
положении «сверху».
Вкладывание
волейбольного
мяча в положении «передача».
По сигналу
принятие
стойки
волейболиста, имитация передачи мяча.
Передача мяча подброшенного над собой
и партнером.
Во время перемещения по сигналу –
передача мяча. Передача в парах.
Прием
снизу двумя руками.
Мяч набрасывает партнер.
Передачи у стены многократно с ударом
о стену.
Передача мяча, наброшенного партнером
через сетку.
Передачи с набрасыванием партнера
через сетку.
Многократные передачи в стену.
Передачи в парах через сетку.
Упражнения в перемещениях и передачи
мяча.
Игры «Пионербол», «Мяч в воздухе»,
«Передал-садись».
Подвижные игры на основе футбола
Ходьба и бег с остановками по сигналу.
Ведение мяча носком ноги и внутренней
частью подъема стопы.

Осваивать универсальные умения в
самостоятельной организации и
проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения
подвижных игр.
Осваивать
двигательные
действия,
составляющие содержание подвижных
игр.
Взаимодействовать в парах и группах
при выполнении технических действий в
подвижных играх.
Моделировать технику выполнения
игровых действий в зависимости от
изменения условий и двигательных задач.
Принимать
адекватные решения
в условиях игровой деятельности.
Осваивать универсальные умения
управлять эмоциями в
процессе
учебной
и
игровой
деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во время
подвижных игр.
Соблюдать дисциплину и правила
техники
безопасности
во
время
подвижных игр.

Осваивать универсальные умения в
самостоятельной
организации
и
проведении подвижных игр.

Ведение мяча с ускорением по кругу,
между стоек.
Удар с
места и
с
разбега
по неподвижному мячу
внутренней стороной стопы.
Остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы.
Тактические действия в защите.
Игра Мини-футбол.
Резервный урок.

Излагать правила и условия проведения
подвижных игр.
Осваивать
двигательные
действия,
составляющие содержание подвижных
игр.
Взаимодействовать в парах и группах
при выполнении технических действий в
подвижных играх.
Моделировать технику выполнения
игровых действий в зависимости от
изменения условий и двигательных задач.
Принимать
адекватные решения
в условиях игровой деятельности.
Осваивать универсальные умения
управлять эмоциями в
процессе
учебной
и
игровой
деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во время
подвижных игр.
Соблюдать дисциплину и правила
техники
безопасности
во
время
подвижных игр.

8.Материально-техническое обеспечение адаптированной рабочей программы
Наглядные пособия:
таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
• плакаты методические;
Технические средства:
• Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор,
интерактивная доска (в учебных кабинетах начальных классов) Учебнопрактическое и учебно-лабораторное оборудование:
• стенка гимнастическая;
• скамейки гимнастические;
• перекладина гимнастическая;
• перекладина навесная;
• канат для лазанья;
• комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);
• маты гимнастические;
• мячи набивные (1 кг);
• скакалки гимнастические;
• мячи малые (резиновые, теннисные);

• палки гимнастические;
• обручи гимнастические;
• кольца пластмассовые разного размера;
• резиновые кольца;
• планка для прыжков в высоту; стойки для прыжков в высоту;
• рулетка измерительная (10 м, 50 м);
• щиты с баскетбольными кольцами;
• большие мячи (резиновые, баскетбольные, футбольные);
• стойки волейбольные;
• сетка волейбольная;
• мячи средние резиновые;
• гимнастические кольца;
• аптечка медицинская
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания
детей. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям младших
школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе
занятий.
Учебно-методическое обеспечение
1.В.И.Лях. Физическая культура. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М: Просвещение, 2014г
2.Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций. М:
Просвещение, 2014г.
3.В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физической культуре 1-4 классы, Москва, «Вако»,
2017г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».