ИЗО ЗПР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с
ОВЗ (VII вид) по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России,
планируемых результатов начального общего
образования,«Примерной программы по учебным предметам», авторской программы Б.
М. Неменского «Изобразительное искусство» - УМК « Школа России».
Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям
федерального компонента государственного стандарта начального образования , поэтому
изменения и дополнения в программу не внесены.









Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы;
ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить
что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной
двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.
Такая
структурность
восприятия
является
причиной
недостаточности,
ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и
ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал
(неречевой), чем вербальный.

У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется
недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной
речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой
сосредоточенности и собранности.
Значительное отставание и своеобразие
обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в
несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять
существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение
организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой
ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У
многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности,
ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено
тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией.

Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в
обучении.
Коррекционно - развивающие задачи:
 Развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, чувство
композиции, чувство цвета
 Развивать творческую самодеятельность, память, речь, мышление, воображение,
фантазию
Воспитательные задачи:
 Воспитывать усидчивость, терпение, работоспособность, аккуратность при
выполнении работ
 Воспитывать доброжелательные отношения между учащимися, чувство
товарищества
 Воспитывать бережное отношение к народным традициям, к природе, любовь к
Родине
«Изобразительное искусство» являются целостным интегрированным курсом,
который включает в себя все основные виды искусства:
-живопись
-графику
-скульптуру
-декоративно-прикладное искусство
-архитектуру
-дизайн
-зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их
конкретными связями с жизнью общества и человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими реально-логический тип
мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели:






Восприятие эстетических чувств, интерес к изобразительному искусству,
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою
общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и
общества.



Овладение
элементарной
художественной
грамотой;
формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой
деятельности,
разными
художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:





Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства
и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

видов

- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности
- изобразительный,
декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в
этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание
мира, выражение своего к нему отношения, эстетического
переживания его;
конструктивная деятельность – это создание предметно – пространственной среды;
декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий
коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья – Мастера Изображения,
Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и
понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать
искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок
поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем
миром художественно – эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика;
диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых
смыслов.

Основные виды учебной деятельности – практическая художественно творческая деятельность
ученика и восприятие красоты окружающего мира,
произведений искусства.
Практическая художественно – творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли
зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся
осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),

инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники
(аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.

Место курса в учебном плане.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет
изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2 - 4 классах - 34 ч в год(34 учебные недели).

Содержание учебного предмета , 3 класс.
Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственновизуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль
играют искусство и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и
селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают
окружающий мир.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально
– коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или
постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и
решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой- то
большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия
каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, класических,
современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения
к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма,
пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала.ритм,
композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики,
декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство

разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры
своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в
оформлении школы.

Искусство вокруг нас.
Искусство в твоём доме
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр кукол.
Маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музей в жизни города.
Картина - особый мир. Картина – пейзаж.
Картина – портрет.
Картина – натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному
познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведения искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир и др.);

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.)
художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную
деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой
деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего района, региона.

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной деятельности;
умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах

изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
способностях произведений, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности;
моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием
средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В итоге освоения программы учащиеся должны:

– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на
плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в
объеме и пространстве; украшение или декоративно-художественная деятельность с
использованием различных художественных материалов;

– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах
работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративноприкладные и народные формы искусства;

– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности
человека;

– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах
творческой художественной деятельности;

– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь,
акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести
навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, приобрести первичные навыки изображения предметного мира
(изображение растений и животных);

– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
эмоционального состояния, своего отношения к творческой деятельности и при
восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности
человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного
мира.

Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся к концу 3 класса(VII)
Учащиеся должны знать/понимать:
● основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический
и бытовой жанры;
● основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
● имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
произведения;

● названия наиболее крупных художественных музеев России.
Учащиеся должны уметь:
● узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников
(И. И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Серова);
● сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно- прикладного искусства);
● использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, цветная
бумага, пластилин);
● уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
● применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных
работах;
● использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
● делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное
мнение).

Тематическое планирование.
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Раздел
Искусство в твоём доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей
Итого:

Количество
часов
8
7
11
8
34ч.

Календарно – тематическое планирование.
Изобразительное искусство
Дата

Факт.
Кол – во
проведено. уроков

Тема урока

Формируемые
УУД

Искусство в твоём доме (8 ч).
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9(1).

10(2).

11(3).

Вводное занятие. «Твои игрушки». познавательные,
Лепка из пластилина, изготовление личностные,
игрушек из произвольных материалов.
регулятивные,
коммуникативные
«Посуда у тебя дома». Лепка из познавательные,
пластилина, единые оформительские личностные,
моменты для комплекса предметов.
регулятивные,
коммуникативные
«Обои и шторы у тебя дома». Вырезание познавательные,
ножницами
шаблонов.
Создание личностные,
коллективной работы.
регулятивные,
коммуникативные
Работа с бумагой и красками.
познавательные,
Изделие «Мамин платок».
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Твои книжки». Изготовление объемной познавательные,
книги.Работа с бумагой, красками, личностные,
ножницами.
регулятивные,
коммуникативные
«Твои книжки». Оформление объёмной познавательные,
книги.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Открытки». Работа с бумагой, красками, познавательные,
ножницами. Изготовление объёмной личностные,
открытки.
регулятивные,
коммуникативные
Обобщающий урок. Труд художника для познавательные,
твоего дома. Выставка творческих работ. личностные,
регулятивные,
коммуникативные
Искусство на улицах твоего города
(7 ч).
«Памятники архитектуры». Составление познавательные,
облика зданий из бумажных заготовок.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Парки, скверы, бульвары». Работа в познавательные,
смешанной
технике
–
рисование, личностные,
аппликация.
регулятивные,
коммуникативные
«Ажурные ограды». Работа в смешанной познавательные,

техникерисование.
12(4).

13(5).

14(6).

15(7).

16(1).

17(2).

18(3).

19(4).

20(5).

21(6).

22(7).

23(8).

объёмная

аппликация, личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Волшебные
фонари».
Объёмная познавательные,
поделка из бумаги с помощью ножниц и личностные,
клея.
регулятивные,
коммуникативные
«Витрины».
Работа
с
бумагой, познавательные,
аппликация из рваной бумаги.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Удивительный
транспорт». познавательные,
Конструирование
из
бумаги
и личностные,
вспомогательных материалов, создание регулятивные,
объёмной модели.
коммуникативные
Обобщающий урок «Искусство на улицах познавательные,
твоего города». Выставка творческих личностные,
работ.
регулятивные,
коммуникативные
Художник и зрелище (11 ч).
«Художник
в
цирке».
Рисование познавательные,
акварелью. Отражение искусства цирка в личностные,
детском рисунке.
регулятивные,
коммуникативные
«Художник
в
цирке».
Фрагмент познавательные,
циркового представления в аппликации.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Художник в театре».
Оформление познавательные,
объёмного
макета
театральной личностные,
постановки. Работа в смешанной технике. регулятивные,
коммуникативные
« Театр кукол». Изготовление кукольных познавательные,
персонажей в разной технике.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
« Художник в театре».
Работа над познавательные,
объёмным
макетом
театральной личностные,
постановки и кукольными персонажами. регулятивные,
коммуникативные
«Театр кукол». Работа с тканью.
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Театральные маски». Искусство масок познавательные,
разных
актеров.
Создание
маски личностные,
бумажной и комбинированной.
регулятивные,
коммуникативные
«Театральные
маски».
Оформление познавательные,
маски бумажной и комбинированной.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные

24(9).

25(10).

26(11).

27(1).

28(2).

29(3).

30(4).

31(5).

32(6).

33(7).

34(8).

«Афиша и плакат». Рисование на бумаге познавательные,
красками и карандашами.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Праздник в городе». Создание эскизов познавательные,
для оформления праздника в твоей малой личностные,
Родине.
регулятивные,
коммуникативные
«Школьный карнавал». Обобщающий познавательные,
урок
«Художник
и
зрелище». личностные,
Демонстрация
лучших
работ, регулятивные,
выполненных в течение четверти.
коммуникативные
Художник и музей (8 ч).
«Музей в жизни города». Рисование на познавательные,
свободную тему.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Картина – особый мир. Картина – познавательные,
пейзаж».
личностные,
Рисование картины-пейзажа (краски, регулятивные,
карандаши).
коммуникативные
«Картина – портрет». Рисование картины личностные,
– портрета (карандаши).
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
«Картина – портрет».
Рисование личностные,
картины – портрета (краски).
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
«Картина – натюрморт». Рисование познавательные,
картинынатюрморта
(краски, личностные,
карандаши).
регулятивные,
коммуникативные
«Картины исторические и бытовые». познавательные,
Рисование картины на жанровую тему.
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
«Скульптура в музее и на улице». Лепка познавательные,
из пластилина фигуры человека в личностные,
движении. Защита проектов.
регулятивные,
коммуникативные
Обобщающий урок «Художник и музей». познавательные,
Художественная выставка детских личностные,
работ.
регулятивные,
коммуникативные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».