Пояснительная записка Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративноприкладного искусства. Задачи курса 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: -умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; -способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; -формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: -воспитание целеустремленности и настойчивости; -формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; -формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; -формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности. 5. Формирование умения решать творческие задачи. 6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Место в учебном плане. Программа рассчитана на :1год обучения–34 часа Содержание программы 1.Вводное занятие – 1 час Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы на год. 2.Работа с природным материалом – 9 часов Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы. 3.Лепка – 9 часов Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом интерьера: подсвечник, его виды и лепка. 4.Бумагопластика – 7 часов История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок из них. Понятия «плоскостная» и «объемная» аппликации и технологии их выполнения. Игрушка с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Складывание животных из бумаги. Объемное изделие из треугольных модулей. Силуэтное вырезание. Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами». 5.Работа с нитками и тканью – 7 часов Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной основе. 6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; - развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию») - формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…») Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты. - Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии. - Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. - Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Тематическое планирование № Тема занятия п/п 1 Кол-во Часов Вводное занятие 1 Работа с природным материалом 2-3 Что такое флористика? Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Понятия «композиция», «цвет», «фон» 2 4-5 Создание композиции из листьев 2 6-7 Сюжетная картина по выбору «Осенний лес», «Морское дно» и др. 2 8-9 Изготовление картины «Цветы в вазе» 2 10-11 Техника «аппликация из яичной скорлупы» 2 Лепка 12 Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных центров народных промыслов (Филимоново, Дымково, Каргополь). 1 13-14 Изготовление игрушек из пластилина 2 15-16 Изготовление игрушек из соленого теста и их роспись 2 17-18 Лепка из соленого теста «Посуда», роспись готовых изелий 2 19-20 Подсвечник (пластинография) 2 Бумагопластика 21 История происхождения ножниц. Правила пользования ножницами. Резание по прямой, по косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок 1 22 Рисование ватой по бархатной бумаге 1 23 Понятие «объемная аппликация», технология ее выполнения. Аппликация «Цветы в вазе» 1 24 Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом. 1 25 Простое торцевание на бумажной основе. 1 26 Многослойное торцевание (коллективная работа) 1 27 Вырезание снежинок 1 Работа с нитками и тканью 28 Аппликация из резаных нитей 1 29 Технология изготовления кистей и помпонов из ниток 1 30 Знакомство с техникой «изонить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработка навыков заполнения различных элементов в технике «изонить» на картонной основе. 1 31 Работа в технике «изонить» 1 32 Приклеивание ниток по спирали 1 33 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу 1 34 Отчетная выставка-ярмарка работ школьников 1