РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я-Ты-Он-Она – вместе целая страна» (для 5 класса образовательных организаций) Срок реализации:2024-2025 учебный год Программу составила : классный руководитель 5 класса Поречная В.В. Актуальность программы В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении. Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность с первого класса учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Младший школьный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому программа, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время. Формирование патриотического сознания первоклассников целесообразно начинать с ближайшего окружения ребенка, а именно - его семьи. Семья, дом, школа определяют малую Родину нашего первоклассника и дают учителю богатые возможности для формирования патриотического сознания младших школьников. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Я, ты, он, она - вместе целая страна» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 ч.) Неделя Тема Часы 1 Моя малая Родина. Вводное занятие 1 Деятельность Формируемые УУД учащихся Метапредметные Личностные Блок - проект: «Моя семья» -23 часа Беседа о понятии 1.Познавательные: -воспитание «Малая Родина», -стремление добывать уважительного прослушивание песни «С новые знания, используя отношения к творчеству, чего начинается свой жизненный опыт и как своему, так и других Родина»; работа с информацию, полученную людей; изобразительным рядом; на уроке; - формирование работа с картой России; -способность эстетических чувств и создание рисунков на перерабатывать представлений; тему «Малая Родина», полученную информацию: - развитие дружеского работа в группе по делать выводы в отношения к созданию «Ромашки» - результате совместной окружающим; модели понятия «Малая работы класса; -осознание себя частью Родина»; - извлечение необходимой страны и ее культуры; актуализация проблемы информации из текстов -формирование и мотивация учащихся к различных жанров; гражданской проектной деятельности. 2. Коммуникативные: идентичности; - овладение умением вести -развитие диалог в совместной положительной деятельности; самооценки; - умение распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; 2 Портрет моей семьи 1 Рисунки на тему: «Моя семья»; рассказ о членах своей семьи; групповая работа по созданию фотогаллерии из любимых семейных фотографий «Мы вместе»! -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: - уметь планировать и осуществлять деятельность в соответствии с поставленной задачей; -уметь организовывать место занятий; 1.Познавательные: -способность перерабатывать полученную информацию; -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме; 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; -- умение соблюдать основные правила -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 3 Семейные традиции 1 общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга; -владение монологической формой речи; 3. Регулятивные: - уметь планировать и осуществлять деятельность в соответствии с поставленной задачей; -уметь организовывать место занятий; Беседа о традициях 1.Познавательные: разных -способность национальностей; перерабатывать рисунки на тему: полученную информацию; «Любимый праздник -стремление к освоению семьи», составление новых знаний и умений; устного рассказа о -стремление к достижению любимом семейном высоких и оригинальных празднике; познавательных совместное изготовление результатов; изделия «Солнышко», -умение понимать где каждый участник прочитанное; работы обводит свою 2. Коммуникативные: руку на листе цветной - умение распределять бумаги и вырезает функции и роли в процессе «лучик» выполнения коллективной творческой деятельности; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - развитие самостоятельности и личной ответственности -формирование 4-5 Семейный герб 2 Знакомство с понятием «герб»; знакомство с гербом России, г.Долинска.Создание и презентация макета фамильного герба -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -уметь организовывать рабочее место; 1.Познавательные: -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -владение монологической речью; 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга уважительного отношения к культуре разных народов; -развитие положительной самооценки; - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 6-8 Кулинарный калейдоскоп 3 Беседа о разнообразном и здоровом питании; Рассказ о любимых блюдах семьи; приготовление любимого блюда; представление рецепта; совместное чаепитие с родителями. 3. Регулятивные: -формирование умения осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -уметь организовывать рабочее место; 1.Познавательные: -способность перерабатывать полученную информацию; -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -умение понимать прочитанное; 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности; 3. Регулятивные: -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 9 «Я с бабушкой своею дружу давным давно…» 1 Работа со стихотворениями, посвященными бабушкам; создание фотогаллереи любимых бабушек -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -уметь организовывать рабочее место; -формирование умения осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией; 1.Познавательные: -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -владение монологической речью; 2. Коммуникативные: - умение распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности; 3. Регулятивные: -формирование умения планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей; -формирование умения -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие положительной самооценки; 10 Мы в ответе за тех, кого приручили 1 осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией; Рассказ о домашнем 1.Познавательные: питомце; создание -способность фотогазеты «Наши перерабатывать питомцы»; изготовление полученную информацию; изделия «Собачка» в -стремление к освоению технике оригами новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -умение понимать прочитанное; 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: -формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения -развитие умения наблюдать и фантазировать; -уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; -уметь соотносить свою часть работы с общим замыслом; -развитие положительной самооценки; 11-14 «Победа деда – моя победа» 4 Исследовательская работа на тему: «Моя семья в годы ВОВ»; Беседа о ВОВ; интервью; встреча с ветеранами; презентация результатов исследовательской работы; использовать предложенные ориентиры действия; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия, в случае обнаружений расхождений эталона и результата; 1.Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -владение монологической речью; 2. Коммуникативные: - умение распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности; 3. Регулятивные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 15-16 «Есть много профессий хороших и разных» 2 Чтение стихотворения Д.Хармса «Чем пахнут ремесла»?; Рассказ о профессиях в семье; инсценировки профессий. -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; 1.Познавательные: -способность перерабатывать полученную информацию; -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -умение понимать прочитанное; 2. Коммуникативные: - умение распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой деятельности; - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -развитие положительной самооценки; 17-18 Тайны моего имени 2 Беседа о значении каждого имени; Исследовательская работа на тему: «Что значит мое имя»; -формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения прогнозировать; -уметь организовывать рабочее место; 1.Познавательные: -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -умение понимать прочитанное; 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости; -развитие положительной самооценки; 19-21 Мама, папа, я – спортивная семья 3 -формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения планировать свою деятельность; Беседа о здоровом 1.Познавательные: образе жизни; стихи о -стремление к освоению спорте; групповая работа новых знаний и умений; по созданию плакатов на -стремление к достижению тему; проведение высоких и оригинальных спортивной эстафеты познавательных «Веселые старты» результатов; совместно с родителями; -владение монологической речью; 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: -формирование умения -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; -развитие положительной самооценки; 22-23 Праздник семьи 2 Подготовка к празднику. Итог проекта: проведение праздника «Моя семья» понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения планировать свою деятельность; -формирование умения прогнозировать; 1.Познавательные: -способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, класса; - умение понимать прочитанное 2. Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3. Регулятивные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни -развитие положительной самооценки; 24 Праздник семьи 1 -формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения планировать свою деятельность; Блок: «Дом, в котором я живу» - 3 часа Создание безопасного 1.Познавательные: маршрута от школы до -способность дома; рисунки, макет перерабатывать полученную информацию; -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -умение понимать прочитанное; 2.Коммуникативные: - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями 3.Регулятивные: -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 25-26 Добро пожаловать в гости 2 Знакомство с понятием «добрососедство»; заочная экскурсия по дому; игра-практикум «Идем в гости» Правила этикета; работа со стихотворением Б.Заходера «Очень вежливый индюк» формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения планировать свою деятельность; 1.Познавательные: -стремление добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, класса; 2.Коммуникативные: -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3.Регулятивные: формирование умения понимать и принимать -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости; -развитие положительной самооценки; учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения планировать свою деятельность; Блок -проект: «Школьные годы чудесные» - 7часов 27-28 «Дом», в котором я учусь 2 Беседа о истории школы; экскурсия в школьный музей; экскурсия в школьную библиотеку. 1.Познавательные: -стремление добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, класса; 2.Коммуникативные: -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3.Регулятивные: формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 29 «Если с другом вышел в путь…» Мои одноклассники 1 Беседа о понятии «дружба»; работа с рассказом В.Осеевой «Синие листья»; рассказ о друге; фотовыставка на тему: «Мои друзья»; групповая работа по созданию герба класса; 1.Познавательные: -стремление добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, класса; 2.Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3.Регулятивные: формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -формирование умения использовать предложенные ориентиры -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости; -развитие положительной самооценки; 30 «Школа будущего» 1 Создание творческих работ (рисунок, макет, рассказ) Защита проекта действия; -формирование умения планировать свою деятельность; 1.Познавательные: -стремление добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 2.Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3.Регулятивные: -формирование умения планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей; -формирование умения осуществлять последовательность -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни -развитие положительной самооценки; -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; 31-33 Подготовка и проведение праздника «Прощание с пятым классом» 3 Праздник «Прощание с пятым классом» действий в соответствии с инструкцией; 1.Познавательные: -способность перерабатывать полученную информацию; -стремление к освоению новых знаний и умений; -стремление к достижению высоких и оригинальных познавательных результатов; -умение понимать прочитанное; 2.Коммуникативные: - овладение умением вести диалог в совместной деятельности; - умение соблюдать основные правила общения; -умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; -умение «слушать» и «слышать» друг друга 3.Регулятивные: формирование умения понимать и принимать учебную задачу; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; -развитие положительной самооценки; -формирование умения использовать предложенные ориентиры действия; -формирование умения планировать свою деятельность; СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ – 34 часа Блок программы содержание Блок-проект «Моя семья» -24 часа Знакомство с понятием «Малая Родина». Знакомство с институтом «семьи» и осознание роли каждого члена семьи. Знакомство с миром профессий. Беседа о разнообразном и здоровом питании; Рассказ о любимых блюдах семьи; Приготовление любимого блюда; Представление рецепта; Совместное чаепитие с родителями; Дегустация любимых блюд; Экскурсия в музей Хлеба Исследовательская работа на тему: «Моя семья в годы ВОВ»; Встреча с ветеранами; Экскурсия в музей Блокады; Рассказ о домашнем питомце; Создание фотогазеты «Наши питомцы»; Исследовательская работа на тему: «Что значит мое имя»; Подготовка и проведение праздника «Моя семья» Блок «Дом, в котором я живу» - 3 часа Создание безопасного маршрута от школы до дома; Знакомство с понятием «добрососедство»; Заочная экскурсия по дому; Игра-практикум «Идем в гости»; Блок – проект «Школьные годы чудесные» -7часов Беседа о истории школы; Экскурсия в школьный музей; Экскурсия в школьную библиотеку; Знакомство с гимном школы; Создание герба класса; Создание макета школы будущего; Подготовка и проведение праздника «Прощание с пятым классом»