Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Советское Долинского района Сахалинской области ПРИКАЗ № 259-ОД 31.08.2023 с. Советское Об утверждении Положения о проектной исследовательской деятельности обучающихся На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о проектной исследовательской деятельности обучающихся. 2. Ввести в действие Положение с момента подписания приказа. 3. Разместить настоящий приказ на официальном сайте образовательного учреждения. 4. Приказ «Об утверждении Положения об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов» от 10.03.2021 № 64-ОД считать не действительным. 5. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе ВАЛИТОВУ Е.В. Директор школы Н.Р. Тигеева С приказом ознакомлена: Валитова Е.В. 1 Приложение к приказу МБОУ СОШ с. Советское от 31.08.2023 № 259-ОД Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся МБОУ СОШ с. Советское 1. Общие положения Настоящее положение разработано в целях реализации Основной Образовательной программы МБОУ СОШ с. Советское с учетом требований ФООП. Индивидуальная проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Индивидуальная проектная деятельность может быть реализована как в рамках внеурочной деятельности, так и включена в учебный процесс. Курс является обязательным элементом учебной деятельности для обучающихся 10 класса, который завершается защитой индивидуального итогового проекта. В организации обеспечения индивидуальной проектной и учебноисследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы. Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой «самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода». В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – получает возможность научиться работать по плану, что является важнейшим не только учебным, но и социальным навыком, которым и должен овладеть каждый школьник. Каждый индивидуальный проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 2. Понятия Индивидуальный проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности, учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Учебно-исследовательская и проектная деятельность может проводиться по следующим направлениям: исследовательское, инженерное, прикладное, 2 информационное, социальное, игровое, творческое. 3. Цель индивидуальной проектной и учебноисследовательской деятельности Цель определяется как личностными, так и социальными мотивами: Самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Приобретение коммуникативных умений, работа в группах. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). Развитие системного мышления. Вовлечение учащихся всоциально-значимую творческую, исследовательскуюи созидательную деятельность. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности. Обеспечение индивидуализации дифференциации обучения. Поддержка мотивации в обучении. Реализация потенциала личности. 4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями. Пропагандированное достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. 3 Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности 5. Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Сочетание различных видов познавательной деятельности (в них могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности). 6. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет общие практически значимые цели и задачи. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требует от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. 7. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поискв какой – то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат 4 Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле 8. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Требования к построению проектно-исследовательского процесса Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся. Тема исследования должна быть актуальна, интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия –информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время консультаций с руководителями проекта. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. 9. Формы организации проектной деятельности Виды проектов: информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то 5 объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); социальный, прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой); инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). По содержанию проект может быть: монопредметный или межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности. По количеству участников: индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; парный, мало групповой (до 5 человек); групповой (до 15 человек); коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта. 10. Формы организации учебно-исследовательской деятельности На урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок–творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок–защита исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение 6 эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. На внеурочных занятиях: исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся; научное общество учащихся –форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ; участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 11. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом Учащиеся должны научиться: Ставить проблему и аргументировать ее актуальность. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел–сущность будущей деятельности. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий. Собственно, проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных 7 лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. Само оценивать ход и результат работы. Четко формулировать цели группы и позволять у ее частников проявлять инициативу для достижения этих целей. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Адекватно реагировать на нужды других. 12. Организация проектной и учебно-исследовательской работы В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по11-й классы, в проектной – старшие классы. Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования. Для осуществления проектной деятельности привлекаются учителя начальной школы/классные руководители. Созданные индивидуальные и групповые проекты защищаются учащимися на школьной конференции (март, апрель). Учащиеся основной и старшей школы сами выбирают как тему, так и руководителя индивидуального проекта. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы, педагоги-организаторы и педагог-психолог. Учащиеся 9-х классов выполняют индивидуальные итоговые проекты с учителями предметниками и представляют их на школьной конференции в марте. Индивидуальные итоговые проекты 10-11-х классов защищаются на второй год работы над проектом на школьной мартовской конференции. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: для исследовательских и информационных работ: доклад, реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты; 8 для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели 13. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы. Учащиеся защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 человек. Проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно- исследовательской деятельностью. 14. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности I. этап – изучение представленных работ членами жюри. II. этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии. III. этап – подведение итогов. Регламент выступления участников –7-10 минут, дискуссия – 5 минут. В дискуссии участвуют члены жюри. Критерии оценки. 1. Актуальность темы имеет большой практический и теоретический интерес носит вспомогательный характер степень актуальности определить сложно 9 2. неактуальна. Новизна решаемой проблемы поставлена новая задача решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами 3. 4. 5. задача имеет элементы новизны задача известна давно. Оригинальность методов решения задачи, исследования решена новыми, оригинальными методами имеет новый подход к решению, использованы новые идеи используются традиционные методы решения. Научное и практическое значение результатов работы результаты заслуживают опубликования и практического использования можно использовать в научной работе школьников можно использовать в учебном процессе не заслуживает внимания. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области использование известных результатов и научных фактов в работе знакомство с современным состоянием проблемы полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой. ясное понимание цели работы логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов общее впечатление. 6. Участие в дискуссии соответствие содержания вопросов теме исследования четкость формулировки вопросов эрудиция оппонента. 7. Культура оформления работы соответствие стандартным требованиям качество приложений наличие тезиса выступления наличие рецензии на работу учащегося. 10 Приложение 1 ПРОТОКОЛ « » 20 защиты индивидуального итогового проекта обучающимися 9,11-х классов Председатель комиссии Члены комиссии: ______ _ _ Защита началась в № п/п (ф.и.о.) (ф.и.о.) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (ф.и.о.) час. мин. Закончилась Ф.И.О. обучающегося Класс в Тема проекта час. _ мин. Итоговая отметка (зч/нзч) 1 2 3 Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся: Председатель комиссии: (подпись) Члены комиссии: / (расшифровка) / (подпись) (расшифровка) / (подпись) (расшифровка) 11 12