Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся МБОУ СОШ с. Советское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Советское
Долинского района Сахалинской области

ПРИКАЗ
№ 259-ОД

31.08.2023
с. Советское

Об утверждении Положения
о проектной исследовательской деятельности обучающихся
На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить Положение о проектной исследовательской деятельности
обучающихся.
2.
Ввести в действие Положение с момента подписания приказа.
3.
Разместить настоящий приказ на официальном сайте образовательного
учреждения.
4.
Приказ «Об утверждении Положения об индивидуальном проекте
обучающихся 10-11 классов» от 10.03.2021 № 64-ОД считать не действительным.
5.
Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя
директора по учебно-воспитательной работе ВАЛИТОВУ Е.В.

Директор школы

Н.Р. Тигеева

С приказом ознакомлена:
Валитова Е.В.

1

Приложение
к приказу МБОУ СОШ
с. Советское
от 31.08.2023 № 259-ОД
Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся МБОУ
СОШ с. Советское
1.

Общие положения

Настоящее положение разработано в целях реализации Основной Образовательной
программы МБОУ СОШ с. Советское с учетом требований ФООП.
Индивидуальная проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся
является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Индивидуальная проектная деятельность может быть реализована как в рамках
внеурочной деятельности, так и включена в учебный процесс.
Курс является обязательным элементом учебной деятельности для обучающихся 10
класса, который завершается защитой индивидуального итогового проекта.
В организации обеспечения индивидуальной проектной и учебноисследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект,
представляющий собой «самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на
протяжении длительного периода». В ходе такой работы обучающийся – автор проекта –
получает возможность научиться работать по плану, что является важнейшим не только
учебным, но и социальным навыком, которым и должен овладеть каждый школьник.
Каждый индивидуальный проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся.
2.

Понятия

Индивидуальный проект – это форма организации совместной деятельности
учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной
последовательности, направленной на достижение цели – решение конкретной проблемы,
значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении
всех черт проектной деятельности, учащихся одним из ее компонентов выступает
исследование.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность может проводиться по
следующим
направлениям:
исследовательское,
инженерное,
прикладное,

2

информационное, социальное, игровое, творческое.
3.

Цель индивидуальной проектной и учебноисследовательской деятельности

Цель определяется как личностными, так и социальными мотивами:
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников.
Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач.
Приобретение коммуникативных умений, работа в группах.
Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения).
Развитие системного мышления.
Вовлечение учащихся всоциально-значимую творческую, исследовательскуюи
созидательную деятельность.
Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
Обеспечение индивидуализации дифференциации обучения.
Поддержка мотивации в обучении.
Реализация потенциала личности.
4.

Задачи учебно-исследовательской и проектной
деятельности

Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности
(науки, техники, искусства, природы, общества).
Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности,
умений и навыков проведения экспериментов.
Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение
методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и
формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими
традициями.
Пропагандированное достижений отечественной и мировой науки, техники,
литературы, искусства.

3

Особенности проектной и учебно-исследовательской
деятельности

5.

Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной
области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других.
Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей.
Сочетание различных видов познавательной деятельности (в них могут быть
востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности).
6.

Общие характеристики учебно-исследовательской и
проектной деятельности

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет общие практически
значимые цели и задачи.
Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает
следующие
компоненты:
анализ актуальности
проводимого
исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов,
адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и
сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов
работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление
результатов.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность требует от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности,
аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
7.

Различие проектной и учебно-исследовательской
деятельности

Проектная деятельность

Проект направлен на получение
конкретного запланированного
результата – продукта, обладающего
определенными свойствами и
необходимого для конкретного
использования

Учебно-исследовательская
деятельность

В ходе исследования организуется поискв
какой – то области, формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже
результат

4

Реализацию проектных работ предваряет
представление о будущем проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана. Результат проекта
должен быть точно соотнесен со всеми
характеристиками, сформулированными в его
замысле

8.

Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы исследования, выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную проверку выдвинутых
предположений

Требования к построению проектно-исследовательского
процесса

Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям учащихся.
Тема исследования должна быть актуальна, интересна для ученика и совпадать с
кругом интереса учителя.
Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а
уже потом науке.
Для выполнения проекта должны быть созданы все условия –информационные
ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.
Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного
исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых
для успешной реализации выбранного вида проекта.
Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы
и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и
используемых методов (методическое руководство).
Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются
элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и
во время консультаций с руководителями проекта.
Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера
проекта или исследования) каждого участника.
Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной
конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых
ресурсах Интернета для обсуждения.
9.

Формы организации проектной деятельности

Виды проектов:

информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то
5

объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории

исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но
исследования, имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с
подлинным научным исследованием;

творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);

социальный, прикладной (практико-ориентированный);

игровой (ролевой);

инновационный
(предполагающий
организационно-экономический
механизм внедрения).
По содержанию проект может быть: монопредметный или межпредметный,
относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области
деятельности.
По количеству участников:

индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на
протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой
работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью
педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из
важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть
школьник;

парный, мало групповой (до 5 человек);

групповой (до 15 человек);

коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный,
областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской
сети, в том числе в Интернете).
Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего
проекта.
10.

Формы организации учебно-исследовательской
деятельности

На урочных занятиях:

урок-исследование, урок-лаборатория, урок–творческий отчет, урок
изобретательства, урок

«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок–защита
исследовательских проектов, урок- экспертиза, урок «Патент на открытие», урок
открытых мыслей;

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
6

эксперимента, обработка и анализ его результатов;

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяженное во времени.
На внеурочных занятиях:

исследовательская практика учащихся;

образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными
формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную
образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета,
дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской
деятельности учащихся;

научное общество учащихся –форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также
встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и
образования, сотрудничество с НОУ других школ;

участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает
выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
11.

Планируемые результаты усвоения обучающимися
универсальных учебных действий в процессе работы над
проектом

Учащиеся должны научиться:

Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.

Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел–сущность
будущей деятельности.

Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый
инструментарий.

Собственно, проводить исследование с обязательным поэтапным контролем
и коррекцией результатов работ.

Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как
конечного продукта.

Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных

7

лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Само оценивать ход и результат работы.

Четко формулировать цели группы и позволять у ее частников проявлять
инициативу для достижения этих целей.

Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.

Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.

Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений.

Адекватно реагировать на нужды других.
12.

Организация проектной и учебно-исследовательской
работы

В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го
по11-й классы, в проектной – старшие классы.
Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами
основной образовательной программы начального общего образования. Для
осуществления
проектной
деятельности
привлекаются
учителя
начальной
школы/классные руководители. Созданные индивидуальные и групповые проекты
защищаются учащимися на школьной конференции (март, апрель).
Учащиеся основной и старшей школы сами выбирают как тему, так и руководителя
индивидуального проекта.
Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
являются все учителя школы, педагоги-организаторы и педагог-психолог.
Учащиеся 9-х классов выполняют индивидуальные итоговые проекты с учителями
предметниками и представляют их на школьной конференции в марте.
Индивидуальные итоговые проекты 10-11-х классов защищаются на второй год
работы над проектом на школьной мартовской конференции.
Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно
учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы
учащегося и педагога.
Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:

для исследовательских и информационных работ: доклад, реферативное
сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
8


для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия,
стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели
13.

Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской
деятельности

На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита
проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.
Учащиеся защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии,
в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования,
педагоги-психологи, администраторы школы.
Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских
работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного
образования,
педагоги-психологи,
администраторы
школы,
преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные
квалифицированные работники.
Специальная
комиссия
оценивает уровень
проектно-исследовательской
деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3 человек.
Проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат
образовательному учреждению.
В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при
условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы,
занимающиеся проектно- исследовательской деятельностью.
14.

Критерии оценивания проектно-исследовательской
деятельности

I.
этап – изучение представленных работ членами жюри.
II.
этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических
секций, ведение дискуссии.
III.
этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников –7-10 минут, дискуссия – 5 минут. В
дискуссии участвуют члены жюри.

Критерии оценки.
1.




Актуальность темы
имеет большой практический и теоретический интерес
носит вспомогательный характер
степень актуальности определить сложно

9


2.



неактуальна.
Новизна решаемой проблемы
поставлена новая задача
решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми

методами


3.



4.




5.

задача имеет элементы новизны
задача известна давно.
Оригинальность методов решения задачи, исследования
решена новыми, оригинальными методами
имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
используются традиционные методы решения.
Научное и практическое значение результатов работы
результаты заслуживают опубликования и практического использования
можно использовать в научной работе школьников
можно использовать в учебном процессе
не заслуживает внимания.
Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой

области




использование известных результатов и научных фактов в работе
знакомство с современным состоянием проблемы
полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных,
занимающихся данной проблемой.

ясное понимание цели работы

логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов

общее впечатление.
6.
Участие в дискуссии

соответствие содержания вопросов теме исследования

четкость формулировки вопросов

эрудиция оппонента.
7.
Культура оформления работы

соответствие стандартным требованиям

качество приложений

наличие тезиса выступления

наличие рецензии на работу учащегося.

10

Приложение 1
ПРОТОКОЛ
«

»

20

защиты
индивидуального
итогового проекта
обучающимися
9,11-х классов

Председатель комиссии
Члены комиссии:
______ _ _
Защита началась в
№ п/п

(ф.и.о.)
(ф.и.о.)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(ф.и.о.)

час.

мин. Закончилась

Ф.И.О. обучающегося

Класс

в

Тема проекта

час.

_

мин.
Итоговая
отметка
(зч/нзч)

1
2
3
Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:

Председатель комиссии:
(подпись)

Члены комиссии:

/
(расшифровка)

/
(подпись)

(расшифровка)

/
(подпись)

(расшифровка)

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».