1 Приложение к приказу МБОУ СОШ с.Советское от 13.11.2024 № 299-ОД Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе МБОУ СОШ с.Советское 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в образовательной организации (далее — Школа) образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — Положение). 1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; постановлением Главного государственного санитарного врача 2 Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; «МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023) (вместе с «Рекомендациями для родителей (законных представителей) по сокращению экранного времени у детей»); Уставом и локальными нормативными актами образовательной организации. 1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются в целях: предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы независимо от местонахождения и времени; повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.4. В настоящем Положении используются термины: Электронное обучение (далее – ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Информационные системы (далее — ИС) – государственные информационные системы, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Информационно-коммуникационные образовательные платформы (далее — ИКОП) – информационные системы, предназначенные для создания персональных и групповых онлайн-коммуникаций пользователей (включая чаты и видеоконференции), для создания информационных каналов, для организации онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и 3 комментирования, для направления пользователям уведомлений о событиях в рамках образовательного процесса, а также для обмена учебными материалами, представляемые безвозмездно ООО «Компания ВК» в соответствии с пунктом 3 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме образовательной организации. 1.5. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся. 1.6. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ функционирует электронная информационно-образовательная среда включающая: информационные системы, в том числе государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; электронные формы учебников, входящие в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разработанных в комплекте с ними учебных пособий (при наличии), допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, профильное обучение, и части, формируемой участниками образовательных отношений; электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; цифровой образовательный контент; цифровые образовательные сервисы; системы управления обучением, программное обеспечение, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; информационно-коммуникационные образовательные платформы; 4 онлайн-курсы; электронная почта; облачные сервисы; информационные технологии; технические средства обучения. 1.7. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности), учебным модулям. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: урок; лекция; семинар (вебинар); практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная работа; консультация; научно-исследовательская работа; проектная деятельность; текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговая аттестация. 1.8. Сопровождение организационных форм учебной деятельности может осуществляться в следующих режимах: онлайн — опосредованно (на расстоянии) с использованием информационнокоммуникационной сети «Интернет»; офлайн — без использования информационно-коммуникационной сети «Интернет». 1.9. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством обязательного взаимодействия участников образовательного процесса в следующих форматах: режимах онлайн и офлайн с использованием существующих общедоступных ИС, ИКОП, сервисов, систем управления обучением; в режиме офлайн с размещением учебных материалов в облачных сервисах; консультирование в режимах онлайн и офлайн; обучение в режиме онлайн; самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на бумажных носителях). Количество занятий для проведения в режиме онлайн определяется рабочей 5 программой по соответствующим учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности), учебным модулям. 1.10. Порядок и условия проведения текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой аттестации определяется локальными актами, регламентирующими формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и формы итоговой аттестации обучающихся. 1.11. В целях обеспечения доступа в ИС осуществляется идентификация и аутентификация педагогических и руководящих работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) с использованием информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — ЕСИА), а также получение из ЕСИА сведений о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и идентификаторе учетной записи ЕСИА. 1.12. Перечень лиц, ответственных за организацию ЭО и ДОТ, в том числе распределение обязанностей по методическому сопровождению и технической поддержки, утверждается руководителем Школы. 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ или их частей непосредственно по местожительству или месту их временного пребывания (нахождения), предоставление условий для обучения по индивидуальному учебному плану с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, а также с применением исключительно ЭО и ДОТ с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. 2.2. Использование ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач: создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; создание электронной информационно-образовательной среды Школы; повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной работы обучающихся; повышение эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по местожительству или месту временного пребывания; 6 принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип интерактивности, выражающийся в возможности взаимодействия участников образовательного процесса с помощью электронной информационно-образовательной среды; принцип адаптивности, позволяющий использовать учебные материалы, содержащие электронные образовательные ресурсы, верифицированный цифровой образовательный контент и электронные формы учебников и учебных пособий, в условиях образовательного процесса, в сочетании традиционных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением ЭО и ДОТ; принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам использовать онлайн-курсы для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются обеспечение: реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ; подготовки обучающихся к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации; проведение и фиксацию результатов текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой аттестации обучающихся; формирование цифрового индивидуального портфолио обучающегося; доступа обучающихся к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические материалы; исследовательской и проектной деятельности обучающихся; участия обучающихся в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебновспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Решение о реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ в следующем учебном году принимает Школа и не позднее 1 мая текущего учебного года доводит информацию до участников образовательных отношений 7 путем размещения в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Решение о реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО и ДОТ принимает Школа и в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения доводит информацию до участников образовательных отношений путем размещения указанной информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ также посредством сообщений в электронном дневнике, уведомлений в ИКОП, объявлений на информационном стенде Школы. 3.3. При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя (законного представителя) обучающегося об отказе в применении ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ, за исключением случаев, когда реализация таких образовательных программ предусмотрен с применением ЭО и ДОТ, Школа осуществляет обучение такого обучающего по таким образовательным программам без применения ЭО и ДОТ. 3.4. Обучающиеся по образовательным программам с применением ЭО и ДОТ имеют права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и локальными нормативными актами образовательной организации. 3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку и (или) прошедшие повышение квалификации по вопросам цифровизации образования. 3.6. При отсутствии у обучающегося базовых навыков работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовых навыков работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т. п.), им может быть оказана техническая поддержка и сопровождение. 3.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ Школа: обеспечивает соответствующий уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников Школы; обеспечивает обучающемся доступ к средствам обучения, в том числе к программному обеспечению для реализации дистанционных образовательных технологий в объеме, предусмотренном образовательной программой, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы или ее части; определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; 8 самостоятельно и (или) совместно с операторами используемых информационных систем определяет порядок оказания технической помощи обучающимся и педагогическим работникам; определяет соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками Школы и (или) лицами, привлекаемыми Школой, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением ЭО и ДОТ; определяет порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации; обеспечивает реализацию образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями; обеспечивает соблюдение установленных государственными санитарноэпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами) санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев, когда реализация образовательных программ предусмотрена с применением исключительно ЭО и ДОТ. 3.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ Школа вправе не предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории. 3.9. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно ЭО и ДОТ Школа самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; обеспечивает идентификацию и аутентификацию педагогических и руководящих работников, обучающихся. 4. Порядок организации ЭО и ДОТ 4.1. Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к электронной информационно-образовательной среде, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 4.2. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения объективности проведения оценочных мероприятий, в том числе может использовать сервис прокторинга. Фиксация хода образовательного процесса, результатов текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой аттестации обучающихся отображается в электронном журнале и электронном дневнике. 9 Педагогические работники ежедневно в соответствие с утвержденным расписанием уроков вносят домашние задания в электронный журнал, выставляют отметки в электронный журнал не позднее 7 дней после проведения урока (при устном онлайн-опросе) или после получения и проверки заданий, осуществляют обратную связь с обучающимися в электронном виде с использованием ИКОП. 4.3. Школа использует при организации обучения с применением ЭО и ДОТ электронные средства обучения и технические средства при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия. На занятиях не допускается одновременное использование детьми более двух различных электронных средств обучения. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются. 4.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Продолжительность урока не превышает 40 минут. Длительность использования обучающимися электронных средств обучения определяется согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. 4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Школе осуществляется по двум моделям: модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися. 4.6. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); 10 обучающиеся по очно-заочной форме обучения. 4.8. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется индивидуальным учебным планом обучающегося. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим положением. 4.9. Продолжительность рабочего времени педагогических работников при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, определяется исходя из учебной недельной нагрузки в соответствии с расписанием уроков. 4.10. В период возникновения особых условий организации образовательного процесса (сложных погодных условий, эпидемиологическая обстановка, удаленность образовательной организации от места проживания обучающихся, возникшие у обучающегося проблемы со здоровьем, выбор обучающимся индивидуальной траектории или заочной формы обучения) при отсутствии у обучающегося технических условий для освоения образовательной программы с применением ЭО и ДОТ (отсутствие компьютера, ноутбука, доступа к информационнокоммуникационной сети «Интернет» и пр.), Школа обеспечивает для обучающегося индивидуальные задания с использованием учебников и других методических пособий, знания обучающихся оцениваются после окончания указанных мероприятий. 4.11. Реализация образовательной программы с применением ЭО и ДОТ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов организуется посредством формирования индивидуального учебного плана, формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться изменяться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 4.12. Регламент организации обучения обучающихся и действий педагогического работника с использованием ЭО и ДОТ описан в приложении 1. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, утверждается приказом директора. 5.2. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Школы и иными локальными нормативными актами Школы. 5.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений в Положение осуществляется в общем порядке, предусмотренном Уставом Школы. Приложение 1 Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных образовательных технологий 1. Действия обучающегося при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий 1.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку дистанционного обучения. 1.2. Заходить каждый день в свой личный кабинет на цифровой платформе, осуществляющей поддержку дистанционного обучения в соответствии со своим расписанием, которое отображается в электронном дневнике. 1.3. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного представителя)), на которую учитель высылает обучающие материалы, которые включают видеоматериалы и сценарии уроков, тесты, собственные материалы учителя и материалы сторонних ресурсов, с которыми обучающийся работает самостоятельно. 1.4. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил. 1.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку посредством цифровой платформы, осуществляющей поддержку дистанционного обучения, электронной почты или через другие средства сообщения, которые определил учитель. 1.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ на следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку. 2. Действия учителя при дистанционном обучении 2.1. Зарегистрироваться на цифровой платформе, осуществляющей поддержку дистанционного обучения. 2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы и домашние задания с использованием дистанционных образовательных ресурсов, дублировать их на электронную почту родителей или ребенка (при наличии). 2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно выставлять отметки в журнал. 2.4. Осуществлять обратную связь с обучающимися, давать текстовые или аудиорецензии, проводить онлайн-консультации согласно утвержденному расписанию. 2.5. Планировать занятия с учетом системы дистанционного обучения и в соответствии с нормами СанПиН.