Ручной труд 4 класс

Рабочая программа
учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вар. 1)
4 класс
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативные документы и материалы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от
29.12.12г.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от
19.12.2014 г.
3. Адаптированная
основная
общеобразовательной
программа
образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вар.1
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида
подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой – М.:
Просвещение, 2013
1.2. Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание
предмета. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета по учебному плану в 4 классе выделено 1 час в неделю.
Всего за учебный год 34 часа
В авторское планирование изменения не внесены.
1.3.Цель и задачи обучения
Обучение ручному труду направлено на решение следующих учебно-воспитательных
и коррекционных задач:
 воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством
развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду,
подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице
и т.д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать
стремление к созданию предметного мира по законам красоты;
 формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
 формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нем человека;
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;
 формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
 обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при
обработке того или иного поделочного материала;
 обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов,
предусмотренных для работы в начальных классах;

 формирование интереса к разнообразным видам труда;
 развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
 развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
 развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
 развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью;
 формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
 формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
1.4.Технологии, формы, методы и средства обучения.
Технологии:
 разноуровневого и дифференцированного подхода;
 здоровьесберегающие;
 игровые;
 личностно-ориентированные;
 информационно-коммуникативные.
Методы:
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной
деятельности:
 словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
 практический метод
 наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
 методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры,
занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
 методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение,
поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
 устные методы контроля;
 фронтальные, групповые или индивидуальные;
 итоговые и текущие.
1.5.Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.
Учебники УМК «Технология. Ручной труд» (авт. Кузнецова Л.ЛА) для 1—4 классов
предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуют
требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной
области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Технология. Ручной
труд» относятся:
 положительное отношение и интерес к труду;

понимание значения и ценности труда;

отношение к труду как первой жизненной необходимости;
 понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к
самооценке;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится»;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических
видов деятельности;
 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным
видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,
готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд» определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным
для всех обучающихся с умственной отсталостью.
К концу начального обучения ручному труду обучающиеся с умственной отсталостью
должны знать:
 правила организации рабочего места;
 виды трудовых работ;
 названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного
труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
 названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство,
правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
 приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки,
приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
уметь:
 самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
 анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его
признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
 составлять стандартный план работы по пунктам;
 владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных
материалов;
 работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными
материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с
древесиной; конструировать из металлоконструктора);
3



выполнять несложный ремонт одежды.

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
К концу начального трудового обучения обучающиеся с умственной отсталостью
должны знать:
 правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность
действий и самодисциплину;
 об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
 виды художественных ремесел;
уметь:
 находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
 руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении
трудовых работ;
 на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по
физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
 отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные
и доступные технологические приемы их ручной обработки; экономно расходовать
материалы;
 работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с
опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие
технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами;
 выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
ручного труда.
Содержание учебного предмета.
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы
для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Сминание и
скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги
(плоскостная и объемная аппликация).
4

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой,
вышивка прямой строчкой в два приема, вышивка стежком вперед иголку с перевивом,
вышивка строчкой косого стежка в два приема.
Элементарные сведения отканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.
Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона
ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся
ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
игл. Виды работы с тканью (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани,
окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей
из ткани.
Шитье.Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка
(закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткани ткут. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения).
Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Комбинированные работы: бумага и древесные материалы.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие, тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание»,
«сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
5

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей,
человечков.
Комбинированные работы: проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ,отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Ремонт одежды
Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание
пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий
пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Учебно-тематический план
№ п/п

раздел

1
2

Работа с бумагой и картоном. Картонажно – переплетные работы
Работа с текстильными материалами.
Ремонт одежды.
Ручные швейные работы.
Работа с древесиной
Работа с проволокой
Работа с металлом
итого

3
4
5

Количество
часов
16 ч
12 ч
2ч
2ч
2ч
34 ч

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

тема

Кол-во
часов

Работа с бумагой и картоном. 16 ч
Что ты знаешь о бумаге?
Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка.
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра
«Геометрический конструктор».
Разметка округлых деталей по шаблонам. Игрушка с подвижным
соединением деталей «Цыпленок»
Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких
окружностей.Игрушка из бумажных кругов «Попугай».
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Конверт с
замком без клеевого соединения деталей
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей.
6

1
1
1
1
1
1
1
1

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Растягивающаяся игрушка «Матрешка»
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам.
«Птица»
Складывание из бумаги.
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель «Планер»
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолет»
Деление круга на равные части способом складывания.
«Геометрическая фигура – раскладка».
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки.
Объемное елочное украшение.
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки.
Ёлочная игрушка «Солнышко».
Складывание из бумаги. Снежинки.
Работа с текстильными материалами. 12 ч
Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления.
Виды ткани, свойства, цвет. Как ткани ткут. Виды работы с тканью.
Технологические операции при работе с нитками и тканью
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка».
Цветок из ниток.
Петельный стежок. Выполнение петельного стежка на образце
Тамбурный стежок. Выполнение тамбурного стежка на образце.
Стебельчатый стежок. Выполнение стебельчатого стежка на образце.
Салфетки – прихватки.
Салфетки – прихватки.
Украшение салфетки выученными стежками.
Пришивание пуговиц.
Изготовление и пришивание вешалок. Стачивание распоровшегося шва.
Набивная игрушка из готового кроя: рыбка
Набивная игрушка из готового кроя: рыбка.
Работа с древесиной 2 ч
Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка
древесины. Свойства древесины.
Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной
стружки).
Работа с проволокой 2 ч
Виды проволоки, свойства, приемы сгибания проволоки
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков.
Работа с металлом 2 ч
Первоначальные познавательные сведения о металле: виды металлов,
свойства металлов, применяемые инструменты
Технология изготовления изделий с применением приемов ручной
обработки фольги. «Дерево» из жгутиков из алюминиевой фольги.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

7

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В. В. Воронковой – М.: Просвещение,
2013.
2. Технология. Ручной труд. 4 класс (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) / Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова. – М.: Просвещение, 2020
3. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Л. А. Кузнецова. –М. : Просвещение, 2020. – 369 с.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.Компьютер.
2. Колонки.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».