ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Наши духовные ценности» составлена на основе программы элективного курса по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности» автор Н.Ф. Ромашина (Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности» 10-11 классы. – М.: «Глобус», 2007.) Программа курса «Наши духовные ценности» основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений. Курс «Наши духовные ценности» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства и литературы. В основу курса «Наши духовные ценности» положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации до начала XXI в. Цель курса: формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы. Задачи курса: 1. Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет. 2. Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры. 3. На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров. Актуальность курса «Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний. Русская художественная культура - часть мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки. Курс «Наши духовные ценности» обобщает ключевые межпредметные знания, полученные учащимися ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, истории). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, обусловленные интегративным основанием самого предмета. Курс охватывает достаточно широкий круг проблем, но он не направлен на освоение всей суммы знаний по истории русского искусства. Беседы о русской культуре предполагают широкое знакомство с шедеврами древнерусского зодчества, иконописью, музыкальным и театральным искусством, творчеством художников-передвижников, книжным делом, русским народным декоративно-прикладным искусством и т.д. В основу программы курса «Наши духовные ценности» положены два принципа и с т о р и з м а и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций, показать эволюцию художественных «стилей эпохи» и выделить на этом пути наиболее значимые духовно-нравственные основы, запечатленные в шедеврах искусства. Принцип тематизма концентрирует внимание учащихся на «знаковых» характеристиках художественной культуры определенного исторического периода, облегчает понимание особенностей творчества великих русских мастеров, закрепляет представление об общности закономерностей развития разных видов искусства в культуре России. В рабочей программе представлены пять разделов, охватывающих материал развития русской художественной культуры от древности до начала XXI в. Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами курса «Наши духовные ценности», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках. Первый раздел знакомит учащихся с истоками возникновения русской художественной культуры, материал объединён проблемой становления идеалов высокой духовности в искусстве Древней Руси. Второй раздел раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами народных ремесел и старинных промыслов. Третий раздел дает возможность узнать о русских народных традициях, обычаях, праздниках, обрядах, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа в разные периоды своего существования. Четвертый раздел раскрывает особенности развития традиционных духовно-нравственных проблем в художественной культуре России эпохи Просвещения. Пятый раздел посвящен русской художественной культуре XIX в. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки. Шестой раздел посвящен русской художественной культуре XX в. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки. Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Преобладающие формы контроля: устные сообщения по теме, презентации, подготовка рефератов, зачет. Согласно учебного плана МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025 учебном году на изучение курса внеурочной деятельности в 10 классе отводится 34 часа, в 11 классе – 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Введение Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская художественная культура от Древней Руси до начала XXI века. Раздел 1. Русская старина. «Там русский дух, там Русью пахнет» Искусство восточных славян. Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Азбука архитектуры. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Искусство Москвы. Древнерусская живопись. Русская икона. Великие русские иконописцы. Письменность и книгопечатание. Колокольные звоны – составная часть духовной российской культуры. Раздел 2. Художественный мир русских народных праздников. «Златые страницы календаря» Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды. Понятие «праздник», «календарный праздник». Связь календарных народных праздников в Древней Руси со сменой времен года. Самобытность праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи и обряды в наши дни. Раздел 3. Русское народное декоративно-прикладное искусство. «Живое дерево ремесел» Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и Городецкая росписи по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия из природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки. Раздел 4. Искусство и культура эпохи Просвещения. «Век разума» Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись. Пригороды СанктПетербурга. Петропавловская крепость. Исаакиевский собор. Невский проспект. Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга: Летний сад, Александро-Невская лавра. Выдающиеся русские портретисты - Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов. Раздел 5. Искусство и культура XIX века. «Век надежды и пробуждения» «Золотой век» надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие русские художники XIX в. Законы «чистого искусства». Художники-передвижники. Жанровое разнообразие изобразительного искусства XIX в. Великий русский художник В. И. Суриков. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Вершинные произведения русского музыкального и изобразительного искусства. История русского театра «Три века русской сцены». Театр Петрушки. Федор Волков основатель первого русского театра. Крепостной театр. Реформаторы русской сцены - К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Традиции русского театра в Европе. Великие русские актеры: Мария Ермолова, М. Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др. Раздел 6. Искусство и культура XX – начала XXI века Жанровое разнообразие изобразительного искусства XX в. Художники XX в. Музыкальное искусство. Вершинные произведения русского музыкального и изобразительного искусства. Театр. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В процессе обучения учащиеся приобретают основные умения и навыки Учащиеся должны знать: 1. Основные эпохи в развитии русской художественной культуры. 2. Основные стили и направления в русской художественной культуре. 3. Роль древнерусского искусства для современности. 4. Роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности. 5. Выдающиеся памятники русского искусства и культуры. 6. Основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры. Учащиеся должны уметь: 1. Отличать и анализировать произведения русской художественной культуры. 2. Дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей. 3. Объяснять роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека. 4. Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст. Учащиеся должны иметь представление: 1. Что такое культура вообще. 2. Что такое художественная культура. 3. Что такое художественный образ. 4. Об эстетических и художественных ценностях. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 Наименование темы Введение Русская старина. «Там русский дух, там Русью пахнет» 2 Художественный мир русских народов. «Златые страницы календаря» 3 Русское народное декоративноприкладное искусство. «Живое дерево ремесел» 4 Повторение Искусство и культура эпохи Кол-во часов Виды деятельности 1 Беседа. Постановка учебной задачи. 12 Постановка учебной задачи. Составление таблиц. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Выполнение творческих заданий. Работа с Интернет–ресурсами. 9 Постановка учебной задачи. Составление таблиц. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Выполнение творческих заданий. Работа с Интернет–ресурсами. 12 Постановка учебной задачи. Составление таблиц. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Выполнение творческих заданий. Работа с Интернет–ресурсами. 1 11 Постановка учебной задачи. Просвещения. «Век разума» 5 Искусство и культура XIX в. «Век надежды и пробуждения» 12 6 Искусство и культура XX – начала XXI века 8 Итоговое занятие ИТОГО 2 68 Составление таблиц. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Выполнение творческих заданий. Работа с Интернет–ресурсами. Постановка учебной задачи. Составление таблиц. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Выполнение творческих заданий. Работа с Интернет–ресурсами. Постановка учебной задачи. Составление таблиц. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Выполнение творческих заданий. Работа с Интернет–ресурсами.