Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной развивающей деятельности «Я
волонтер» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
2.Основная образовательная программа основного общего образования
3.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Советское
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до
2020 года важ-нейшими проблемами воспитания названы размытость
нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и
асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и
патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности
к
участию
государственной
в
общественно-политической
деятельно-сти.
Волонтерские
жизни
или
страны
и
добровольческие
организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо
общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью,
милосердием.
Волонтерское
движение
сейчас
развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора.
Цели программы:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить
лучшие
отечественные
традиции
благотворительности,
воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты,
ду-ховного
и
физического
совершенствования
детей
и
подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
4. Формирование
позитивного
мнения
по
отношению
к
людям
с
ограниченными возмож-ностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Программа «Я - волонтѐр» рассчитана на учащихся 5 классов, увлекающихся
социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время
один раз в неделю - 34 учебных недель. Задания направлены на освоение
теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической
реализации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы «Я - волонтѐр»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям,
к окружающему миру;
· формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведе-ния, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками,
взрослыми
в
процессе
образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные
результаты
освоения
программы
«Я
-
волонтѐр»
проявляются в:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать во-лонтѐрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
- умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
- способности
оценивать
результаты
волонтѐрской
деятельности
собственной и одноклас-сников.
Направления работы
· духовно-нравственное
воспитание
–
проектная,
просветительская
деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микро-района;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности – организация досуга молодежи.
Принцип
культуросообразности
деятельность
школьни-ков
предполагает,
основывается
на
что
волонтѐрская
духовно-нравственных
ценностях.
Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она
протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт
конструктивного взаимодей-ствия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно
подростка) в самостоятель-ное проектное действие, развѐртываемое в логике
«замысел — реализация — рефлексия».
Содержание программы
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда (10 часов)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за
рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают
проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского
отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Анкетирование
поможет
обучающимся
осмыслить
требования,
предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
(10 часов)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с
ограниченными
возможностями
интерактивные методы обучения
и
пожилых
людей.
Тренинги,
как
позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к
волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с
людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание
другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет
обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской
деятельности,
подготовиться
к
еѐ
осуществлению.
Психологическая
подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников,
помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить
полученные
теоретические
знания,
формирует
коммуникативные
способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и
документами,
ре-гламентирующими
волонтерскую
деятельность.
Они
научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и
видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской
деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и
внимании
-
это
дети
с
ограниченными
возможностями,
дети
из
малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им
адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период
подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация
программы предусматривает включение учащихся в социальную практику,
образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы
добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов.
Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется
последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся
Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить
профилактическую работу в школьном коллективе. Самостоятельность.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
1
Из истории волонтерского движения в мире и России. 10
Создание волонтерского отряда
Познаю себя и других (психологическая подготовка
2
волонте-
10
ров)
3
Учимся работать с документами
3
Адреса милосердия. Участие в благотворительных
4
акциях
11
Итого
34