я-волонтер 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной развивающей деятельности «Я
волонтер» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
2.Основная образовательная программа основного общего образования
3.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Советское
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до
2020 года важ-нейшими проблемами воспитания названы размытость
нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и
асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и
патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у
детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности

к

участию

государственной

в

общественно-политической

деятельно-сти.

Волонтерские

жизни
или

страны

и

добровольческие

организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо
общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с
благотворительностью,

милосердием.

Волонтерское

движение

сейчас

развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого –
добровольность и свобода выбора.
Цели программы:
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.

2. Возродить

лучшие

отечественные

традиции

благотворительности,

воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и
красоты,

ду-ховного

и

физического

совершенствования

детей

и

подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных
отношений.
4. Формирование

позитивного

мнения

по

отношению

к

людям

с

ограниченными возмож-ностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и
проектов в социальной сфере.
Программа «Я - волонтѐр» рассчитана на учащихся 5 классов, увлекающихся
социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время
один раз в неделю - 34 учебных недель. Задания направлены на освоение
теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической
реализации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы «Я - волонтѐр»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о
принятых в обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям,
к окружающему миру;
· формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведе-ния, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве

со

сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные

результаты

освоения

программы

«Я

-

волонтѐр»

проявляются в:
-расширении круга приѐмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами,
планировать во-лонтѐрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.);
- умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
- способности

оценивать

результаты

волонтѐрской

деятельности

собственной и одноклас-сников.
Направления работы
· духовно-нравственное

воспитание

–

проектная,

просветительская

деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство
школы и микро-района;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности – организация досуга молодежи.
Принцип

культуросообразности

деятельность

школьни-ков

предполагает,

основывается

на

что

волонтѐрская

духовно-нравственных

ценностях.
Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она
протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт
конструктивного взаимодей-ствия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей
деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно
подростка) в самостоятель-ное проектное действие, развѐртываемое в логике
«замысел — реализация — рефлексия».

Содержание программы
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда (10 часов)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за
рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают
проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского
отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год.
Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Анкетирование

поможет

обучающимся

осмыслить

требования,

предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
(10 часов)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с
ограниченными

возможностями

интерактивные методы обучения

и

пожилых

людей.

Тренинги,

как

позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к
волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с
людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание
другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет
обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской
деятельности,

подготовиться

к

еѐ

осуществлению.

Психологическая

подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников,
помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить
полученные

теоретические

знания,

формирует

коммуникативные

способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и
документами,

ре-гламентирующими

волонтерскую

деятельность.

Они

научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и
видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской
деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и
внимании

-

это

дети

с

ограниченными

возможностями,

дети

из

малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им
адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период
подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация
программы предусматривает включение учащихся в социальную практику,
образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы
добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов.
Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется
последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся
Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить
профилактическую работу в школьном коллективе. Самостоятельность.

Учебно-тематическое планирование

№

Тема

Количество
часов

1

Из истории волонтерского движения в мире и России. 10
Создание волонтерского отряда
Познаю себя и других (психологическая подготовка

2

волонте-

10

ров)
3

Учимся работать с документами

3

Адреса милосердия. Участие в благотворительных
4

акциях

11

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».