Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной развивающей деятельности «Я волонтер» разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2.Основная образовательная программа основного общего образования 3.Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Советское В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важ-нейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию государственной в общественно-политической деятельно-сти. Волонтерские жизни или страны и добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Цели программы: 1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения. 2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: 1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России. 2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, ду-ховного и физического совершенствования детей и подростков 3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений. 4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возмож-ностями. 5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере. Программа «Я - волонтѐр» рассчитана на учащихся 5 классов, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю - 34 учебных недель. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные результаты освоения программы «Я - волонтѐр»: · формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обще-стве нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; · формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе-ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; · формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения программы «Я - волонтѐр» проявляются в: -расширении круга приѐмов составления разных типов плана; - расширении круга структурирования материала; - умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать во-лонтѐрскую деятельность; - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); - умении организовывать волонтѐрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклас-сников. Направления работы · духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; · патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микро-района; · здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; · формирование толерантности – организация досуга молодежи. Принцип культуросообразности деятельность школьни-ков предполагает, основывается на что волонтѐрская духовно-нравственных ценностях. Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт конструктивного взаимодей-ствия с окружающими людьми. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятель-ное проектное действие, развѐртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия». Содержание программы Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (10 часов) Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов) Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями интерактивные методы обучения и пожилых людей. Тренинги, как позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа) Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, ре-гламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио. Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (11 часов) Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе. Самостоятельность. Учебно-тематическое планирование № Тема Количество часов 1 Из истории волонтерского движения в мире и России. 10 Создание волонтерского отряда Познаю себя и других (психологическая подготовка 2 волонте- 10 ров) 3 Учимся работать с документами 3 Адреса милосердия. Участие в благотворительных 4 акциях 11 Итого 34