Биология и мы

Пояснительная записка
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для
тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении
курса внеурочной деятельности особое внимание целесообразно уделить повторению и
закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из
основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования:
биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой
природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того,
при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у
учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические
объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные
органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при
подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно
вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение
энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в
организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза
и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных,
взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать
сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и
правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных
изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей,
организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе;
формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий,
законов, закономерностей.
В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной
компетентности
(природоохранной,
здоровьесберегающей,
исследовательской),
формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко,
по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным
развёрнутым ответом.
Цель и задачи рабочей программы
Программа курса внеурочной деятельности «Биология и мы» предназначена для
учеников 9 класса, проявляющих интерес к биологии и планирующих сдавать ОГЭ по
биологии по итогам окончания основной общеобразовательной школы.
Цель программы: систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных
признаках основных царств живой природы и подготовка учащихся 9 классов к успешной
сдаче ГИА.
Задачи:
•
повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
•
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
•
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников;
•
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом;
1

•

развить коммуникативные способности учащихся.

Отбор содержания программы курса внеурочной деятельности проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить
основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и
практической деятельности.
Основу структурирования содержания курса внеурочной деятельности «Биология и
мы» составляет идея изучения повторения и обобщения материала по предмету
изученного за пять лет:
- ботаника;
- зоология;
- анатомия и физиология человека;
- экология
- антропогенез
Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный
подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с
рассмотрения особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов
их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.
Отличительными особенностями данной программы являются:
• Интерактивные формы, методы и приёмы подачи учащимся новой информации;
• Учёт проблематики дополнительного образования: оказывается поддержка
талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и
возможностей;
• Интегрированность (включает знания по истории, биологии, географии, экологии,
литературе).
Этот курс позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию из
разнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать
навыки исследовательской работы.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных
качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего
образования.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учётом региональных
особенностей.

2

Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к
Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию; формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал
(из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и
окружающих.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему во внеурочной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом.
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
•
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;
биосферы; растений, животных и грибов;
•
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ
и превращения энергии в экосистемах;
•
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
•
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении
биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими
животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
•
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы
и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов
и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные
растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения и животные;
•
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
•
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
•
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
4

•

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
Виды деятельности:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Индивидуальное и групповое решение экспериментальных и текстовых задач
различной трудности.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение
промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде
выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Итого, полный курс включает 34 часа, из них 19 часов теории и 15 часов практических
занятий.

5

Содержание программы курса
Тема 1. Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение
жизни. 2ч
Биология — наука, исследующая жизнь. Предмет и методы биологии, свойства живой
материи. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.
Уровни организации живой материи. Происхождение жизни на Земле. Роль биологии в
практической деятельности людей
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Биология — наука о живом мире»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 2. Химический состав живых организмов 2ч
Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток.
Неорганические и органические вещества
клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и
организме. Их функции в жизнедеятельности клетки
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Химический состав живых организмов»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 3. Строение клетки 2ч
Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка,
цитоплазма, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Строение клетки»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 4. Обмен веществ и превращение энергии.2ч
Понятие о метаболизме - ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция
(энергетический обмен) Этапы пластического и энергетического обмена. АТФ и её роль в
метаболизме
6

Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Обмен веществ и превращение энергии»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.2ч
Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Бесполое
размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое
значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового
— у животных и растений. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток
одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот —
деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл
клетки.
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.
Стадии развития эмбриона. Особенности постэмбрионального развития. Развитие
животных организмов с превращением и без превращения
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Размножение и индивидуальное развитие
организмов»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 6. Генетика и селекция.2ч
Понятие о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Дигибридное и
моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное и дигибридное
скрещивание
Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Аутосомы, гетерохромосомы,
гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Практическое значение знаний о сцепленном с
полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола.
Методы генетики. Цели и задачи селекции. Одомашнивание, селекция. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах происхождения
культурных растений. Гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт. Виды отбора. Типы
скрещивания. Отдалённая гибридизация у растений и животных. Искусственный
мутагенез. Центры происхождения культурных растений.
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Генетика и селекция»
Формы: практические занятия
7

Тема7. Эволюция.2ч
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за
существование, ее формы. Предпосылки возникновения жизни на Земле.
Эволюция органического мира. Развитие представлений о происхождении человека.
Религия и наука о происхождении человека. Место человека в системе животного мира.
Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Основные
этапы антропогенеза.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Эволюция»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 8. Экология и учение о биосфере2ч
История экологии. Предмет, задачи и методы исследований современной
экологии. Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера –
живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Экология и учение о биосфере»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 9. Многообразие живых организмов 10ч
Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Общая
характеристика вирусов. Общая характеристика бактерий. Общая характеристика грибов.
Микориза. Общая характеристика лишайников.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Царства живой природы. Наука о растениях — ботаника. Ткани и органы высших
растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Классификация
растений. Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Общая
характеристика, строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы:
Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование
водорослей человеком.
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и
покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные. Семейства класса
Двудольные
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство растения»
Зоология- наука о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология,
палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Животные ткани,
8

органы и системы органов животных. Многообразие и классификация
животных. Систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Происхождение
простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека
и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых одноклеточными животными
Строение, жизнедеятельность и разнообразие кишечнополостных. Общая характеристика
червей. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры
профилактики заражения.
Многообразие и особенности строения моллюсков. Происхождение моллюсков и их
значение в природе и жизни человека. Среды жизни, происхождение и особенности
строения членистоногих. Охрана членистоногих.
Тип Хордовые: класс Ланцетники, Рыбы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие. Общая характеристика, особенности строения и происхождения.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство животные»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 10. Человек и его здоровье.3ч
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, выделительная и кровеносная система человека. Кожа и её производные
Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы.
Железы внутренней и внешней секреции
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Человек и его здоровье»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 11. Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет 3 ч
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия

9

Уровни планируемых результатов внеурочной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом:
приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения
в обществе);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение
школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами:
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех
уровнях:
- представление коллективного результата группы обучающихся;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».