Пояснительная записка
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для
тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении
курса внеурочной деятельности особое внимание целесообразно уделить повторению и
закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из
основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования:
биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой
природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того,
при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у
учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические
объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные
органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при
подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно
вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение
энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в
организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза
и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных,
взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать
сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и
правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных
изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей,
организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе;
формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий,
законов, закономерностей.
В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной
компетентности
(природоохранной,
здоровьесберегающей,
исследовательской),
формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко,
по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным
развёрнутым ответом.
Цель и задачи рабочей программы
Программа курса внеурочной деятельности «Биология и мы» предназначена для
учеников 9 класса, проявляющих интерес к биологии и планирующих сдавать ОГЭ по
биологии по итогам окончания основной общеобразовательной школы.
Цель программы: систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных
признаках основных царств живой природы и подготовка учащихся 9 классов к успешной
сдаче ГИА.
Задачи:
•
повторить и закрепить наиболее значимые темы, из основной школы, изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
•
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА
•
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников;
•
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом;
1
•
развить коммуникативные способности учащихся.
Отбор содержания программы курса внеурочной деятельности проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить
основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и
практической деятельности.
Основу структурирования содержания курса внеурочной деятельности «Биология и
мы» составляет идея изучения повторения и обобщения материала по предмету
изученного за пять лет:
- ботаника;
- зоология;
- анатомия и физиология человека;
- экология
- антропогенез
Основу изучения курса составляют эколого-эволюционный и функциональный
подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с
рассмотрения особенностей строения отдельных органов и систем на раскрытие процессов
их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции.
Отличительными особенностями данной программы являются:
• Интерактивные формы, методы и приёмы подачи учащимся новой информации;
• Учёт проблематики дополнительного образования: оказывается поддержка
талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и
возможностей;
• Интегрированность (включает знания по истории, биологии, географии, экологии,
литературе).
Этот курс позволяет: самостоятельно получать необходимую информацию из
разнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать
навыки исследовательской работы.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных
качеств личности, соблюдается преемственность с программами начального общего
образования.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологоэкологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учётом региональных
особенностей.
2
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к
Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию; формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал
(из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и
окружающих.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему во внеурочной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом.
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
•
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;
биосферы; растений, животных и грибов;
•
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ
и превращения энергии в экосистемах;
•
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
•
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении
биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими
животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у
человека; роль гормонов и витаминов в организме;
•
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы
и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,
органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов
и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные
растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения и животные;
•
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
•
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
•
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
4
•
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
Виды деятельности:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Индивидуальное и групповое решение экспериментальных и текстовых задач
различной трудности.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение
промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде
выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Итого, полный курс включает 34 часа, из них 19 часов теории и 15 часов практических
занятий.
5
Содержание программы курса
Тема 1. Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение
жизни. 2ч
Биология — наука, исследующая жизнь. Предмет и методы биологии, свойства живой
материи. История развития биологии как науки с античных времен до наших дней.
Уровни организации живой материи. Происхождение жизни на Земле. Роль биологии в
практической деятельности людей
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Биология — наука о живом мире»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 2. Химический состав живых организмов 2ч
Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток.
Неорганические и органические вещества
клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и
организме. Их функции в жизнедеятельности клетки
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Химический состав живых организмов»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 3. Строение клетки 2ч
Основные различия клеток прокариот и эукариот. Строение клетки: клеточная оболочка,
цитоплазма, одномембранные, двумембранные и немембранные органоиды клетки
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Строение клетки»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 4. Обмен веществ и превращение энергии.2ч
Понятие о метаболизме - ассимиляция (пластический обмен), диссимиляция
(энергетический обмен) Этапы пластического и энергетического обмена. АТФ и её роль в
метаболизме
6
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Обмен веществ и превращение энергии»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.2ч
Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Бесполое
размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое
значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового
— у животных и растений. Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток
одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот —
деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл
клетки.
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.
Стадии развития эмбриона. Особенности постэмбрионального развития. Развитие
животных организмов с превращением и без превращения
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Размножение и индивидуальное развитие
организмов»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 6. Генетика и селекция.2ч
Понятие о наследственности и изменчивости. Законы Менделя. Дигибридное и
моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное и дигибридное
скрещивание
Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Аутосомы, гетерохромосомы,
гетерогаметный пол, гомогаметный пол. Практическое значение знаний о сцепленном с
полом наследовании для человека. Хромосомное определение пола.
Методы генетики. Цели и задачи селекции. Одомашнивание, селекция. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости. Учение о центрах происхождения
культурных растений. Гетерозис, гибридизация, отбор, порода, сорт. Виды отбора. Типы
скрещивания. Отдалённая гибридизация у растений и животных. Искусственный
мутагенез. Центры происхождения культурных растений.
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Генетика и селекция»
Формы: практические занятия
7
Тема7. Эволюция.2ч
Эволюционное учение Ч.Дарвина. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за
существование, ее формы. Предпосылки возникновения жизни на Земле.
Эволюция органического мира. Развитие представлений о происхождении человека.
Религия и наука о происхождении человека. Место человека в системе животного мира.
Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Основные
этапы антропогенеза.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Эволюция»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 8. Экология и учение о биосфере2ч
История экологии. Предмет, задачи и методы исследований современной
экологии. Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера –
живая оболочка планеты. Понятие о биосфере. В.И.Вернадский.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Экология и учение о биосфере»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 9. Многообразие живых организмов 10ч
Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Общая
характеристика вирусов. Общая характеристика бактерий. Общая характеристика грибов.
Микориза. Общая характеристика лишайников.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Царства живой природы. Наука о растениях — ботаника. Ткани и органы высших
растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. Классификация
растений. Вид как единица классификации. Группы царства Растения. Общая
характеристика, строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы:
Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование
водорослей человеком.
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения. Отделы: голосеменные и
покрытосеменные растения. Семейства класса Однодольные. Семейства класса
Двудольные
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство растения»
Зоология- наука о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология,
палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Животные ткани,
8
органы и системы органов животных. Многообразие и классификация
животных. Систематика. Вид. Популяция. Систематические группы. Происхождение
простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека
и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых одноклеточными животными
Строение, жизнедеятельность и разнообразие кишечнополостных. Общая характеристика
червей. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры
профилактики заражения.
Многообразие и особенности строения моллюсков. Происхождение моллюсков и их
значение в природе и жизни человека. Среды жизни, происхождение и особенности
строения членистоногих. Охрана членистоногих.
Тип Хордовые: класс Ланцетники, Рыбы Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие. Общая характеристика, особенности строения и происхождения.
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Царство животные»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 10. Человек и его здоровье.3ч
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, выделительная и кровеносная система человека. Кожа и её производные
Нервная система и высшая нервная деятельность человека. Органы чувств. Анализаторы.
Железы внутренней и внешней секреции
Решение типовых заданий ОГЭ по теме: «Человек и его здоровье»
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
Тема 11. Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет 3 ч
Решение тестовых заданий ОГЭ прошлых лет
Основные виды деятельности: Индивидуальное, коллективное, групповое решение
экспериментальных и текстовых задач различной трудности
Формы: практические занятия
9
Уровни планируемых результатов внеурочной деятельности:
- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом:
приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения
в обществе);
- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение
школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества;
- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами:
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех
уровнях:
- представление коллективного результата группы обучающихся;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.
10