Удивительный микромир 7 класс

Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена:
во-первых, тем, что современный экологически и биологически грамотный
человек не может не уметь работать с микроскопом и не иметь должного
представления о микромире;
во-вторых, востребованностью у студентов биологических специальностей
ВУЗов, техникумов и академий навыков работы с микроскопом;
в-третьих,

многочисленными

открытиями,

сделанными

благодаря

применению микроскопа, в области микробиологии, генетики, биоинженерии
Новизна программы заключается в том, что настоящая программа призвана
устранить противоречие между актуальностью и востребованностью данного
аспекта

биологического

заинтересованных

в

образования
таком

и

отсутствием

образовании

возможности

школьников

для

приобрести

систематизированных навыков работы с микроскопом для изучения микромира.
Программа рассчитана на один год обучения – 34 часа ( 1 час в неделю)

Цель курса: расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях
живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий.
Задачи курса
Предметные:
- познакомить с историей развития микробиологии;
- познакомить с биологическими специальностями;
- изучить строение на клеточном уровне представителей различных царств:
бактерий, растений, животных и грибов, научить готовить культуры
одноклеточных организмов;
- способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний.
метапредметные:

-формирование научного мировоззрения и культуры интеллектуального труда,
через развитие практических навыков работы со световым микроскопом и
цифровым лабораторным оборудованием,
- сформировать навыки написания письменных работ: сообщений, докладов,
исследовательских работ.
личностные:
- воспитывать интерес к миру живых существ;
- воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы и методы обучения:
- лекции с элементами беседы;
- работа с различными источниками научной информации;
- лабораторный практикум;
- практические работы с элементами научной деятельности;
- подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- защита проектов.
Технологии:
Традиционная,
ИКТ-технология
Исследовательская
Проектная
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
– знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
– познавательный интерес к изучению живой природы;
– интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы).

2

Метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- знание отличительных особенностей клеточное строение растений,
животных,
грибов и бактерий;
- сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и
объяснение
их результатов;
- знание места и роли организмов в природных экосистемах;
- соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
В ценностно-ориентационной сфере:
– Знание основных правил поведения в природе.
– Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
3

– Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
– Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальной иглой, лупой, микроскопом).
В эстетической сфере:
– Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

(34 часа)

1 Введение в микробиологию (2ч)
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в
изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 –
1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники
современной

микробиологии.

Основные

направления

микробиологии: генетическая и клеточная

современной

инженерия, использование

микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности,
сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод,
почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного
плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила
обращения с лабораторным оборудованием.
Лабораторная работа №1 Устройство микроскопа и правила работы
с ним.
2. Бактерии (4ч)
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток.
Внешние и внутренние

структуры.

Поведение бактерий.

Способы

питания. Распространение и значение бактерий.
Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация
органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии
азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.
4

Значение бактерий в жизни человека
хозяйственной

деятельности:

- положительная роль в

молочнокислые,

бактерии

брожения;

отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные

бактерии

возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с
бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.
Лабораторные работы
№ 2 «Бактерии зубного налета»
№ 3

«Изучение строения картофельной палочки и гнилостной

палочки».
(Изготовление микропрепаратов методом «раздавленной капли»).
Практическая работа
выращивание

«Приготовление питательной среды и

культуры бактерий картофельной палочки и гнилостных

бактерий».
3. Микроскопические грибы (5ч)
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки
грибов. Классификация грибов(фикомицеты, сумчатые, базидиальные и
др.)

Особенности плесневых грибов.

Значение плесневых грибов.

Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.
Лабораторные работы
№4 «Изучение плесневых грибов под микроскопом»
№5 «Изучение плесневых грибов под микроскопом»
№6 «Рассматривание культуры дрожжей».
Практическая работа «Влияние температурных условий на рост и
развитие

плесневых грибов»

4. Растительный организм под микроскопом (9 ч)
Особенности строение растительных клеток. Строение растительных
тканей: основные, покровные, механические и проводящие ткани листа.
5

Микроскопическое строение зелёного листа растений. Микроскопическое
строение корня.
Лабораторные работы
№7 «Строение чешуи лука. Приготовление микропрепарата»
№8 «Строение устьиц листа. Приготовление микропрепарата»
№9 «Рассматривание зон корня под микроскопом».
Микроскопические

водоросли

–

группа

низших

растений.

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности
строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни
человека.
Лабораторные работы
№10 «Изучение одноклеточных водорослей»
№11 « Нитчатые водоросли – обитатели аквариума»
Лишайники
Лишайники – симбиотические организмы.

Строение лишайников.

Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль
лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей
среды.
Лабораторные работы
№12 «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайника».
5. Одноклеточные животные (4 ч)
Классификация одноклеточных представителей царства животных.
Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы
передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные –
обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных.
Простейшие – симбионты.
Лабораторные работы
№13

«Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном

настое».
6

№ 14 «Реакция простейших на действие различных раздражителей»
6. Микроскопическое строение многоклеточных животных (5ч)
Кишечнополостные животные под микроскопом.
Типы

тканей

многоклеточных

животных

и

их

разновидности:

эпителиальные, мышечные, соединительные ткани животных и нервная.
Строение нейрона.
Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для
жизни человека. Паутинный клещ, щитовка, тля– паразиты растений.
Меры борьбы с вредителями и защита растений.
№15 «Изучение внешнего строения гидры»
№16 «Изучение эпителиальных тканей»
№17 «Изучение соединительных тканей»
№18 «Изучение мышечных тканей»
№19 «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли»
7. Заключение (2ч.+ 3 ч. резерв)
Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита
проекта.

Темы индивидуальных работ учащихся.
1. Сообщения:
1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.
2) Луи Пастер - отец современной микробиологии и иммунологии.
3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга.
4) Малярия или перемежающая лихорадка.
5) Трипаносома – возбудитель сонной болезни.
6) Жгутиконосцы - симбионты.
7

2. Работы исследовательского характера:
1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий».
2). «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных
раздражителей и поглощение веществ».
3) «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых грибов».
4) «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».
5) «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу
лишайников».

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».