Пояснительная записка. Актуальность программы обусловлена: во-первых, тем, что современный экологически и биологически грамотный человек не может не уметь работать с микроскопом и не иметь должного представления о микромире; во-вторых, востребованностью у студентов биологических специальностей ВУЗов, техникумов и академий навыков работы с микроскопом; в-третьих, многочисленными открытиями, сделанными благодаря применению микроскопа, в области микробиологии, генетики, биоинженерии Новизна программы заключается в том, что настоящая программа призвана устранить противоречие между актуальностью и востребованностью данного аспекта биологического заинтересованных в образования таком и отсутствием образовании возможности школьников для приобрести систематизированных навыков работы с микроскопом для изучения микромира. Программа рассчитана на один год обучения – 34 часа ( 1 час в неделю) Цель курса: расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира в процессе выполнения теоретико-экспериментальных заданий. Задачи курса Предметные: - познакомить с историей развития микробиологии; - познакомить с биологическими специальностями; - изучить строение на клеточном уровне представителей различных царств: бактерий, растений, животных и грибов, научить готовить культуры одноклеточных организмов; - способствовать популяризации у обучающихся биологических знаний. метапредметные: -формирование научного мировоззрения и культуры интеллектуального труда, через развитие практических навыков работы со световым микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием, - сформировать навыки написания письменных работ: сообщений, докладов, исследовательских работ. личностные: - воспитывать интерес к миру живых существ; - воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Формы и методы обучения: - лекции с элементами беседы; - работа с различными источниками научной информации; - лабораторный практикум; - практические работы с элементами научной деятельности; - подготовка сообщений, докладов, рефератов; - защита проектов. Технологии: Традиционная, ИКТ-технология Исследовательская Проектная Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты: – знания основных принципов и правил отношения к живой природе; – познавательный интерес к изучению живой природы; – интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). 2 Метапредметные результаты: - умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение существенных признаков биологических объектов; - знание отличительных особенностей клеточное строение растений, животных, грибов и бактерий; - сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов; - знание места и роли организмов в природных экосистемах; - соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; В ценностно-ориентационной сфере: – Знание основных правил поведения в природе. – Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. В сфере трудовой деятельности: 3 – Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. – Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальной иглой, лупой, микроскопом). В эстетической сфере: – Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА (34 часа) 1 Введение в микробиологию (2ч) История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления микробиологии: генетическая и клеточная современной инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа №1 Устройство микроскопа и правила работы с ним. 2. Бактерии (4ч) Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии. 4 Значение бактерий в жизни человека хозяйственной деятельности: - положительная роль в молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Лабораторные работы № 2 «Бактерии зубного налета» № 3 «Изучение строения картофельной палочки и гнилостной палочки». (Изготовление микропрепаратов методом «раздавленной капли»). Практическая работа выращивание «Приготовление питательной среды и культуры бактерий картофельной палочки и гнилостных бактерий». 3. Микроскопические грибы (5ч) Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов(фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.) Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека. Лабораторные работы №4 «Изучение плесневых грибов под микроскопом» №5 «Изучение плесневых грибов под микроскопом» №6 «Рассматривание культуры дрожжей». Практическая работа «Влияние температурных условий на рост и развитие плесневых грибов» 4. Растительный организм под микроскопом (9 ч) Особенности строение растительных клеток. Строение растительных тканей: основные, покровные, механические и проводящие ткани листа. 5 Микроскопическое строение зелёного листа растений. Микроскопическое строение корня. Лабораторные работы №7 «Строение чешуи лука. Приготовление микропрепарата» №8 «Строение устьиц листа. Приготовление микропрепарата» №9 «Рассматривание зон корня под микроскопом». Микроскопические водоросли – группа низших растений. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека. Лабораторные работы №10 «Изучение одноклеточных водорослей» №11 « Нитчатые водоросли – обитатели аквариума» Лишайники Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды. Лабораторные работы №12 «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайника». 5. Одноклеточные животные (4 ч) Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – симбионты. Лабораторные работы №13 «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое». 6 № 14 «Реакция простейших на действие различных раздражителей» 6. Микроскопическое строение многоклеточных животных (5ч) Кишечнополостные животные под микроскопом. Типы тканей многоклеточных животных и их разновидности: эпителиальные, мышечные, соединительные ткани животных и нервная. Строение нейрона. Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека. Паутинный клещ, щитовка, тля– паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений. №15 «Изучение внешнего строения гидры» №16 «Изучение эпителиальных тканей» №17 «Изучение соединительных тканей» №18 «Изучение мышечных тканей» №19 «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли» 7. Заключение (2ч.+ 3 ч. резерв) Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта. Темы индивидуальных работ учащихся. 1. Сообщения: 1) Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии. 2) Луи Пастер - отец современной микробиологии и иммунологии. 3) Жизнь и деятельность Александра Флеминга. 4) Малярия или перемежающая лихорадка. 5) Трипаносома – возбудитель сонной болезни. 6) Жгутиконосцы - симбионты. 7 2. Работы исследовательского характера: 1) «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие бактерий». 2). «Изучение поведения простейших: реакции их на действие различных раздражителей и поглощение веществ». 3) «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых грибов». 4) «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое». 5) «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников». 8