Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой (вариант
1)
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно
воспринимать прочитанное.
Задачи:
формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения;
формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;
воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение
их кругозора;
образовательные:
последовательно перевести учащихся на плавное и правильное чтение целыми
словами вслух и про себя;
осмысливание прочитанного текста;
совершенствование техники чтения;
расширение и активизация словарного запаса;
коррекционная:
формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания,
памяти, логического мышления);
воспитательная:
воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.
Общая характеристика учебного предмета
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений,
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию
навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных
качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о
мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году
обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыков правильного
чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития
овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется
постепенно. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом
очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и
закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с
иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования
познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной
устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений,
обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению
предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в
младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или
коллективно составленный план, картинный план,
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их
пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного
чтения, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Описание место учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в
год.
Основное содержание учебного предмета
Тема «Прозвенел звонок – начинается урок»
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют формированию
отношения детей к школе, одноклассникам, уважительному отношению к педагогам.
Тема «Осенние страницы»
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют уточнению и
расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и
птиц к зиме. Знакомство с поэтическими произведениями позволяет развивать эстетические
представления о красоте русской природы. Через систему художественных описаний и
образов подчёркивается необходимость бережного отношения к природе.
Тема «Сказка за сказкой»
В данный раздел помещены русские народные сказки и сказки других народов. В подразделе
«Сказки разных народов» даны произведения, в которых показана общность нравственноэтических позиций разных народов к одним и тем же явлениям: глупости, жадности,
хитрости, смекалке.
Тема «Мир животных»
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют воспитанию у
учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним. Обогащаются и
расширяются представления детей о жизни, повадках домашних и диких животных.
Тема «Птицы – наши друзья»
В данный раздел помещены произведения, при работе над которыми, представляются
богатейшие возможности на конкретных примерах показать учащимся, что в повседневном,
обыденном, примелькавшемся нам – много интересного, даже удивительного. Надо только
уметь всё тонко подмечать, наблюдать. Произведения данного раздела воспитывают в
учащихся доброе, заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни.
Тема «Зимние страницы»
Чтение и разбор произведений данной темы способствуют уточнению, расширению знаний
учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой.
Тема «Всё мы сделаем сами и своими руками»
Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют осознанию того,
что труд, пусть самый скромный, нужен людям. Читая произведения по разделу, учащиеся не
только знакомятся с различными профессиями, но и расширяют, углубляют первоначальные
представления о значении труда в жизни человека.
Тема «Буду делать хорошо и не буду плохо»
Чтение и разбор произведений данной темы раскрывают положительные качества человека и
поступки, заслуживающие осуждения; способствуют воспитанию морально-этических,
нравственных представлений учащихся.
Тема «Ежели вы вежливы…»
Назначение данного раздела – на близких учащимся примерах расширить и углубить их
представления о таких общепринятых нормах нравственности, как вежливость, тактичность,
деликатность, корректность, внимание и чуткость. Произведения воспитывают культуру
общения, взаимоуважение.
Тема «Весенние страницы»
Чтение и разбор произведений данной темы показывают весеннее обновление природы;
способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни
людей, животных и птиц весной; о важных для людей нашей страны праздниках,
отмечаемых весной.
Тема «Посмеёмся, улыбнёмся»
В раздел вошли произведения, содержанием которых является нелепица или так называемый
перевёртыш. Эти произведения не только занимательны и интересны для детей данного
возраста, но они также приучают их внимательно анализировать ситуацию, отображённую в
тексте; сравнивать реальность и вымысел; воспитывают чувство юмора.
Тема «Летние страницы»
Чтение и разбор произведений по данной теме способствуют уточнению, расширению
представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни
людей, животных и птиц.
Тема «Как хорошо уметь читать!»
Данный раздел представлен стихотворениями и рассказами, цель которых закрепить у
школьников любовь к чтению; объяснить им в доступной форме преимущества владения
этим видом речевой деятельности.
В конце почти всех разделов имеются загадки (народные и авторские), которые не только в
образной форме обобщают пройденный материал, но и способствуют коррекции недостатков
мыслительной и речевой деятельности учащихся.
В круг чтения включены различные жанры художественных произведений: песенки, загадки,
сказки, стихотворения, рассказы. Авторские произведения представлены как классиками
отечественной детской литературы, так и современными писателями
Планируемые результаты
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится в сотрудничестве с учителем:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Предметные результаты
Техника чтения
Ученик научится:
соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания;
читать по слогам короткие тексты;
Ученик получит возможность научиться:
Понимание прочитанного
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к
тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная
оценка прочитанного.
Ученик научится:
рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали;
находить в тексте предложения для ответа на вопросы;
Ученик получит возможность научиться:
давать оценку прочитанному;
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к
самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед
классом.
Ученик научится:
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя;
разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно пересказывать содержание прочитанного близко к тексту;
читать наизусть 3—5 стихотворений;
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о
ком она, о чем в ней рассказывается?
Ученик научится:
рассматривать читаемую книгу;
правильно называть название книги; автора;
отвечать на вопросы по содержанию;
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно читать детские книги.
Примерная тематика.
Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об
обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и
товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде
детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных, птиц и
растений в разное время года..
Используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету:
вводные уроки (вступительные);
уроки чтения текстов учебника;
уроки тематического обобщения.
Тематическое планирование
№
Тема раздела
1
Зазвенел звонок – начался урок
8
2
Осенние страницы
6
3
Сказка за сказкой
6
4
Мир животных
8
5
Птицы – наши друзья
4
6
Зимние страницы
6
7
Всё мы сделаем сами и своими руками
8
8
Буду делать хорошо и не буду плохо
6
9
Ежели вы вежливы
4
10
Весенние страницы
4
11
Посмеёмся, улыбнёмся
4
12
Летние страницы
2
13
Как хорошо уметь читать
2
Всего
Количество часов
68