Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 4 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой (вариант 1) Цели образовательно-коррекционной работы Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Задачи: формировать навык сознательного, правильного и выразительного чтения; формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного; воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора; образовательные: последовательно перевести учащихся на плавное и правильное чтение целыми словами вслух и про себя; осмысливание прочитанного текста; совершенствование техники чтения; расширение и активизация словарного запаса; коррекционная: формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (внимания, памяти, логического мышления); воспитательная: воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников. Общая характеристика учебного предмета В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыков правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план, Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Описание место учебного предмета в учебном плане Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Основное содержание учебного предмета Тема «Прозвенел звонок – начинается урок» Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют формированию отношения детей к школе, одноклассникам, уважительному отношению к педагогам. Тема «Осенние страницы» Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и птиц к зиме. Знакомство с поэтическими произведениями позволяет развивать эстетические представления о красоте русской природы. Через систему художественных описаний и образов подчёркивается необходимость бережного отношения к природе. Тема «Сказка за сказкой» В данный раздел помещены русские народные сказки и сказки других народов. В подразделе «Сказки разных народов» даны произведения, в которых показана общность нравственноэтических позиций разных народов к одним и тем же явлениям: глупости, жадности, хитрости, смекалке. Тема «Мир животных» Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют воспитанию у учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним. Обогащаются и расширяются представления детей о жизни, повадках домашних и диких животных. Тема «Птицы – наши друзья» В данный раздел помещены произведения, при работе над которыми, представляются богатейшие возможности на конкретных примерах показать учащимся, что в повседневном, обыденном, примелькавшемся нам – много интересного, даже удивительного. Надо только уметь всё тонко подмечать, наблюдать. Произведения данного раздела воспитывают в учащихся доброе, заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни. Тема «Зимние страницы» Чтение и разбор произведений данной темы способствуют уточнению, расширению знаний учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой. Тема «Всё мы сделаем сами и своими руками» Чтение и разбор произведений, помещённых в данной теме, способствуют осознанию того, что труд, пусть самый скромный, нужен людям. Читая произведения по разделу, учащиеся не только знакомятся с различными профессиями, но и расширяют, углубляют первоначальные представления о значении труда в жизни человека. Тема «Буду делать хорошо и не буду плохо» Чтение и разбор произведений данной темы раскрывают положительные качества человека и поступки, заслуживающие осуждения; способствуют воспитанию морально-этических, нравственных представлений учащихся. Тема «Ежели вы вежливы…» Назначение данного раздела – на близких учащимся примерах расширить и углубить их представления о таких общепринятых нормах нравственности, как вежливость, тактичность, деликатность, корректность, внимание и чуткость. Произведения воспитывают культуру общения, взаимоуважение. Тема «Весенние страницы» Чтение и разбор произведений данной темы показывают весеннее обновление природы; способствуют уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц весной; о важных для людей нашей страны праздниках, отмечаемых весной. Тема «Посмеёмся, улыбнёмся» В раздел вошли произведения, содержанием которых является нелепица или так называемый перевёртыш. Эти произведения не только занимательны и интересны для детей данного возраста, но они также приучают их внимательно анализировать ситуацию, отображённую в тексте; сравнивать реальность и вымысел; воспитывают чувство юмора. Тема «Летние страницы» Чтение и разбор произведений по данной теме способствуют уточнению, расширению представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц. Тема «Как хорошо уметь читать!» Данный раздел представлен стихотворениями и рассказами, цель которых закрепить у школьников любовь к чтению; объяснить им в доступной форме преимущества владения этим видом речевой деятельности. В конце почти всех разделов имеются загадки (народные и авторские), которые не только в образной форме обобщают пройденный материал, но и способствуют коррекции недостатков мыслительной и речевой деятельности учащихся. В круг чтения включены различные жанры художественных произведений: песенки, загадки, сказки, стихотворения, рассказы. Авторские произведения представлены как классиками отечественной детской литературы, так и современными писателями Планируемые результаты Личностные результаты У выпускника будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится в сотрудничестве с учителем: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится в сотрудничестве с учителем: строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится в сотрудничестве с учителем: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Предметные результаты Техника чтения Ученик научится: соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания; читать по слогам короткие тексты; Ученик получит возможность научиться: Понимание прочитанного Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного. Ученик научится: рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали; находить в тексте предложения для ответа на вопросы; Ученик получит возможность научиться: давать оценку прочитанному; Развитие устной речи Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. Ученик научится: пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя; разучивать по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения; Ученик получит возможность научиться: самостоятельно пересказывать содержание прочитанного близко к тексту; читать наизусть 3—5 стихотворений; Внеклассное чтение Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается? Ученик научится: рассматривать читаемую книгу; правильно называть название книги; автора; отвечать на вопросы по содержанию; Ученик получит возможность научиться: самостоятельно читать детские книги. Примерная тематика. Небольшие по объёму произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных, птиц и растений в разное время года.. Используются все типы уроков чтения, известные в методике обучения предмету: вводные уроки (вступительные); уроки чтения текстов учебника; уроки тематического обобщения. Тематическое планирование № Тема раздела 1 Зазвенел звонок – начался урок 8 2 Осенние страницы 6 3 Сказка за сказкой 6 4 Мир животных 8 5 Птицы – наши друзья 4 6 Зимние страницы 6 7 Всё мы сделаем сами и своими руками 8 8 Буду делать хорошо и не буду плохо 6 9 Ежели вы вежливы 4 10 Весенние страницы 4 11 Посмеёмся, улыбнёмся 4 12 Летние страницы 2 13 Как хорошо уметь читать 2 Всего Количество часов 68