русский язык

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык(Письмо и развитие речи)
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования в соответствии с содержанием учебной программы
В.В.Воронковой (вариант1) соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» .
Цели образовательно-коррекционной работы
Формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в
разных сферах речевого общения.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Овладение знаниями и умениями в данной предметной
области является необходимым условием успешной социализации обучающихся,
формированием у них жизненных компетенций. Основная цель подготовка детей к жизни в
современном обществе.
Задачи:

Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать
коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое
отношение к языку и речи.
Общая характеристика учебного процесса
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Продолжать работу по привитию учащимся навыков
учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и
указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, спросить. Основными
критериями отбора материала по русскому языку, является его доступность и практическая
значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержании
материала. Практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с
жизненным опытом обучающихся, формирования у них готовности к использованию
полученных знаний на практике.
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее
распространённых цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в
последовательном порядке (слева на право, в горизонтальном положении).
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного
расположения на парте альбома, тетради и пользование карандашом, ручкой, фломастером,
кисточкой.
Написание основных элементов рукописного начертания букв на доске и в тетрадях
по двум линейкам с наклонной разлиновкой: прямая палочка длинная, прямая палочка
короткая, прямая палочка короткая с закруглением внизу, прямая палочка короткая с

закруглением вверху, прямая палочка короткая с закруглением внизу и вверху, прямая
палочка короткая с закруглением вверху и внизу, длинная палочка с петелькой внизу, овал,
полуовал. Написание элементов букв А, М, Л, П, Т (заглавных) – длинная прямая линия с
закруглениями внизу вправо, и длинная прямая линия с закруглением внизу влево.
Списывание с таблиц, с классной доски, с прочитанных и разобранных слогов и слов.
Письмо под диктовку букв, слогов, слов (после предварительного звукобуквенного анализа).
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В
процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
в учебном плане практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму)
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Описание места учебного предмета в учебном плане
Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных
часа в год.
Основное содержание учебного предмета
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной
форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части
слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных слогов. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при
обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь
перед гласными е, ё, я, ю, и.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).

Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять
их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных
формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам
ког?чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая
буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?,
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к
словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по
ряду признаков (качеств),
сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а
вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами
(с помощью учителя) Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем,
данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или
что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?),
предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем?
чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,
доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать
ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,
доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать
ответ.

Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4
слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (3035 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Тема
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Всего:

Количество часов
5
33
20
10
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».