Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса 8 вида составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой (вариант 1). Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам. Задачи учебного предмета: - воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); -воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; -знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира; -развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; -формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации); -воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; -формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. -способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; -исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; -дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования. Общая характеристика учебного предмета. Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся. Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, творческие работы. Описание место учебного предмета в учебном плане На изучение отводится 1 ч в неделю, 34 часа (34 учебные недели ). Основное содержание программы. Рисование с натуры Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой. Декоративное рисование Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. Рисование на темы Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей. Беседы об изобразительном искусстве Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета. Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.). Планируемые результаты В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты должны отражать: -осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; -формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; -развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; -умение обращаться за помощью, принимать помощь; -умение организовать своё рабочее место; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; -формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно); -формирование мотивации к творческому труду; -формирование бережного отношения к материальным ценностям. Предметные результаты Минимальный уровень: Достаточный уровень: - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; - знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; - умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы; - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение ориентироваться в пространстве листа; - умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. - размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства во 2 классе; выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»; основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда; названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов; - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; - использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; правила работы с краской, карандашом; - рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; - понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету); порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги. - различать и знать названия цветов; - узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. Состав базовых учебных действий обучающихся: Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; умение обращаться за помощью, принимать помощь; умение организовать своё рабочее место; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно); формирование мотивации к творческому труду; формирование бережного отношения к материальным ценностям. Регулятивные базовые учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя; корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; проверка работы по образцу; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя. Познавательные базовые учебные действия: ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя; овладение приемами работы различными графическими материалами. создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя. Коммуникативные базовые учебные действия: участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях; выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях; оформлять свои мысли в устной речи; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; умение отвечать на вопросы различного характера; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности. Тематическое планирование № п/п Тема Количество часов Рисование с натуры 13 Декоративное рисование 13 Рисование на темы 8 Всего: 34