Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования а в соответствии с содержанием учебной программы В.В. Воронковой(вариант 1) Цели образовательно-коррекционной работы Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе. Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, математика решает следующие задачи: формирование доступных учащимся математических знаний и умений, практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками; максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Общая характеристика учебного предмета Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем. Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 1—2 раза в четверти контрольные работы. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе. Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий. Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс. Описание места учебного предмета в учебном плане Тематическое планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68 учебных часа в год. Основное содержание учебного предмета Нумерация Отрезок числового ряда 11-20. Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах. Сравнение чисел. Знаки <, >, =. Разложение двузначныхчисел на разрядные слагаемые (15=10+5). Счёт по единице, по 2, по 5,по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Единицы измерения и их соотношения Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см,1 дм. Соотношение: 1 дм=10 см. Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес. Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа. Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины, времени. Арифметические действия Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени). Понятия больше на ..., меньше на ... .Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Арифметические задачи Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа. Геометрический материал Овал. Луч. Построение луча. Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов. Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике. Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения). Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника. Построение геометрических фигур по их вершинам. Рекомендуемые практические упражнения Получение любого числа в пределах 20. Сложение чисел в пределах 20 с помощью раздаточного материала («бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.). Тематические экскурсии в магазин, отделы: хлебный, бакалейный, кондитерский, молочный, канцтовары. Ценники. Определение и сравнение цен молочных, хлебобулочных и кондитерскихизделий, канцелярских товаров. Определение массы бакалейных товаров (упаковки по 1кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг). Экскурсия на рынок. Упаковка овощей (картофель, лук, сладкий перец, баклажаны и др.) сетка по 5 кг, 10 кг. Устройство часов. Циферблат, стрелки. Движение стрелок. Определение времени с точностьюдо 1 часа, получаса. Режимные моменты в школе: определение по часам начала завтрака, обеда,прогулки.\ Нахождение прямых углов в окружающих предметах. Планируемые результаты Основные требования к знаниям и умениям: Учащиеся должны уметь: 1-ый уровень: Образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка; Считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке; Сравнивать числа в пределах 20, использовать при сравнении нужные знаки; Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц; Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); Определять время по часам с точностью до часа; Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд; Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решать задачи в два действия; Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; Измерять отрезки и строить отрезки заданной длины; Строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника; Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам). 2-ой уровень: Образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка; Считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке; Сравнивать числа в пределах 20, использование знаков необязательно; Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц; Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); Определять время по часам с точностью до часа; Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (возможно с помощью счётного материала); Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности; Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц ( с помощью учителя); Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; Измерять отрезки и строить отрезки заданной длины; Строить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя); Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Повторение 8 2 Второй десяток. Нумерация 12 3 Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц 7 3 10 4 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. 5 Составные арифметические задачи 5 6 Сложение с переходом через десяток 8 7 Вычитание с переходом через десяток 6 8 Сложение и вычитание с переходом через десяток 7 Итого: 7 68 № 1 2 3 4 5 6 7 8 Название темы Повторение Счёт предметов. Название и обозначение цифрами чисел от 1 до 10. Последовательность чисел в прямом и обратном порядке. Повторение состава чисел в пределах 10. Последующее, предыдущее число. Геометрический материал. Прямая линия, кривая линия, отрезок. Счёт парами (по 2, двойками), счёт по 3 (тройками). Решение примеров в два действия. Числа при сложении. Слагаемое + слагаемое = сумма. Сравнение чисел. Введение знаков =, <, >. Сравнение чисел. Введение знаков =, <, >. Второй десяток. Нумерация К-во час 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Образование и состав числа 11. Образование и состав чисел 10,11, 12,13. Решение примеров в пределах 13. Образование и состав чисел 14, 15, 16. Образование и состав чисел 14, 15, 16. Образование и состав чисел 17, 18,19. Образование и состав чисел 17, 18,19. Счет равными числовыми группами. Последовательность чисел, соседи числа, последующее и предшествующее числа. Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.. Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.. Образование и состав числа 20. Разрядность чисел. Числа однозначные и двузначные. Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 2627 Увеличение числа на 2, 3, 4. Увеличение числа на 5, 6, 7. Уменьшение числа на несколько единиц. Уменьшение числа на 1, 2, 3. Уменьшение числа на 4, 5, 6 1 1 1 1 1 2 Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин Дата план факт 28 29 30 31 32 33 34 Меры стоимости. Сложение и вычитание чисел,полученных при измерении меры стоимости. Меры длины .Сложение и вычитание чисел ,полученных при измерении меры длины. Меры массы. Сложение и вычитание чисел ,полученных при измерении массы. Меры ёмкости. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении ёмкости. Меры времени. Сутки, неделя. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении меры времени. Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок.. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Сложение и вычитание без перехода через десяток. 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 Увеличь число, уменьши число на… Увеличь число, уменьши число на… Запись и решение простейших задач, оформление таблиц на сложение и вычитание. Запись и решение простейших задач, оформление таблиц на сложение и вычитание. Решение и запись задач на нахождение суммы и остатка без перехода через десяток. Решение и запись задач на нахождение суммы и остатка без перехода через десяток. Увеличение числа на несколько единиц. Составные арифметические задачи 1 1 1 1 1 1 1 42 43 44 45 46 Запись условия составной задачи. Разбор и решение задач в два действия. Разбор и решение задач в два действия. Составление задач в два действия. Таблицы состава двузначных чисел из двух однозначных чисел. Сложение с переходом через десяток 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 5354 Прибавление чисел 2, 3, 4. Прибавление числа 5. Прибавление числа 6. Прибавление числа 7. Прибавление числа 8. Прибавление числа 9. 2 Таблицы состава двузначных чисел из двух однозначных чисел. Вычитание с переходом через десяток 55 56 57 58 59 60 Вычитание чисел 2, 3, 4. Вычитание числа 5. Вычитание числа 6. Вычитание числа 7. Решение составных арифметических задач. Вычитание числа 8.Решение задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычитание числа 9.Составные арифметические задачи в два действия. Сложение и вычитание с переходом через десяток 1 1 1 1 1 1 61 62 63 64 65 66 6768 Сложение и вычитание с переходом через десяток. Составление таблицы сложения и вычитания чисел 11,12 Составление таблицы сложения и вычитания чисел 13,14 Составление таблицы сложения и вычитания чисел 15,16. Составление таблицы сложения и вычитания чисел 17,18. Решение задач использованием действий с переходом через десяток. 1 1 1 1 1 1 1 Меры времени: сутки, неделя, час.