ОДНКНРЗПР (2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» для 5 класса соответствует Закону РФ «Об образовании», Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Адаптированная программа предназначена для обучения детей с задержкой психического
развития (вариант 7.1.), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального
развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности
психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной
регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Адаптированная программа предусматривает сохранение общего цензового объема содержания
обучения при условии адаптации средств и форм обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5 класса образовательных организаций составлена в
соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой
части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,

культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей,
присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты
культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно- нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание
себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности
в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих
элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор
тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской
идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни
народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
—
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
—
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
—
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
—
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
—
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
—
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
—
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
—
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
—
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
—
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
—
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
—
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
—
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
—
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их
роли в развитии современного общества;
—
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с
нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
—
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
—
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
—
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
—
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
—
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
—
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в
анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном
обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей
роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

—
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5
классе
1
час
в
неделе,
общий
объем
составляет
34
часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс (34 часа)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности.
Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры
народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация
ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация
ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности,
как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален.
Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура
как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно- нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся
художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его
литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии
с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли
культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их

использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
—
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
—
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
—
смысловое чтение;
—
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
—
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
—
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
—
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
—
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);

—
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
—
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
—
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);
—
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки
научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.

5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
—
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
—
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
—
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
—
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
—
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
—
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать
их необходимость
Тема 3. Язык и история
—
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
—
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных
смыслов культуры;
—
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
—
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
—
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
—
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
—
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но
и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
—
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
—
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
—
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями
культурного многообразия;
—
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 6. Материальная культура
—
Иметь представление об артефактах культуры;
—
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
—
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
—
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
—
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
—
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
—
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;

—
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов;
—
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
—
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
—
осознавать связь религии и морали;
—
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
—
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
—
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и
общества;
—
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
—
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
—
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
—
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых
сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
—
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
—
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
—
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
—
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
—
Знать и понимать смысл термина «семья»;
—
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
—
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
—
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
—
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
—
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
—
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
—
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
—
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
—
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
—
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
—
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
—
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
—
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной
семьи;

—
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно- нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
—
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
—
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
—
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях,
иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной
культуры;
—
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
—
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
—
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
—
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
—
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
—
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных
материалах и примерах из жизни собственной семьи;
—
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
—
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
—
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
—
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
—
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и
культуры;
—
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
—
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
—
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;
—
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
—
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей
человека;
—
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
—
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
—
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
—
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
—
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к
близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

—
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
—
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
—
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Знать
о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность
изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
—
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
—
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
—
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
—
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
—
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
—
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
—
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации
как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
—
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности
российского народа:
—
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
—
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
—
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
—
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
—
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
—
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
—
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
—
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
—
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
—
различать основные типы праздников;
—
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
—
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
—
понимать основной смысл семейных праздников:
—
определять нравственный смысл праздников народов России;
—
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
—
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами

исторического развития;
—
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
—
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития
и типами жилищ;
—
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
—
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
—
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные
средства музыкального языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
—
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
—
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
—
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
—
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
—
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
—
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этих языковых выразительных средств;
—
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
—
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
—
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
—
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
—
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
—
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
—
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников
уровне (с учётом их возрастных особенностей);
—
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями

национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс
№
п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Россия — наш общий дом

11

2
3
4

Семья и духовно-нравственные ценности
Духовно-нравственное богатство личности
Культурное единство России

6
3
14

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
https://infourok.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://infourok.ru/



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:/
учебник/ Виноградова Н.Ф. – М.: Просвещение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».