Физическая культура ЗПР

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету: «Физическая культура» для 5 класса
общеобразовательной школы составлена на основе:
1.
Федерального государственного общеобразовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования и
науки России от 17.12.10г. №1897.
2.
Основной образовательной программы основного общего образования
2022-2023г. Приказ №237 от 31.08.2022г.
3.
Авторской программы «Физическая культура». Примерные рабочие
программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9
классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.И.Лях.9-е изд. - М: Просвещение,2021.
4.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образовании и науки
Российской Федерации от 20.05.2020 №254.
В программе В.И.Ляха программный материал делится на две части –
базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с
федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет
обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура».
Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу,
подготовка к сдаче комплекса ГТО.
Программа включает в себя разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная
подготовка, спортивные игры (волейбол, баскетбол). Рабочая программа
предназначена для практического использования в учебно-образовательном
процессе с целью сохранения единого образовательного пространства и
преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения
учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию
дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Рабочая программа регламентирует объем содержания образования. Рабочая
программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания,
объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими
упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные
условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных
способностей ребенка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно

использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура»
направлен на решение следующих задач:
•
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление
навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к
неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных
ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
гигиены;
•
обучение основам базовых видов двигательных действий;
•
дальнейшее
развитие
координационных
(ориентирование
в
пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность
реагирования на сигналы,
согласование
движений, ритм,
равновесие,
точность воспроизведения и дифференцирования
основных параметров движений) и кондиционных способностей
(скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
•
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий
физическими упражнениями на основные системы организма, развитие
волевых и нравственных качеств;
•
выработку представлений о физической культуре личности и приемах
самоконтроля;
•
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях,
снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время
занятий, оказание первой помощи при травмах;
•
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
•
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве
командира отделения, капитана команды, судьи;
•
формирование адекватной оценки собственных физических
возможностей;
•
воспитание
инициативности, самостоятельности,
взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
•
содействие развитию психических процессов и обучение основам
психической саморегуляции.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет
увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для
прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе
ypоков.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе
является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по

окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Общая
характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические
качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно
развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является
обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся
с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной
подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств,
соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях
нормативноправовых актов Российской Федерации в том числе:
•
требований к результатам освоения образовательной программы
основного общего образования, представленной в Федеральном
государственном стандарте основного общего образования;
•
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина;
•
Закона «Об образовании»;
•
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
•
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020г.; • примерной программы основного общего образования; • приказа
Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Описание места предмета
«Физическая культура» в учебном плане
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится
как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится
102 часа в год (5 класс).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта рабочая программа для 5
классов направлена на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;

•
знание истории физической культуры своего народа, своего края как
части наследия народов России и человечества;
•
усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
•
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира;
•
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные
сообщества; • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастной компетенции с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к
саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в
процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они
включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную
мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения
использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно
значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные
результаты
освоения программного материала
проявляются в следующих областях культуры
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития
и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым
нормативам;
•
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях
физическими упражнениями;
•
владение знаниями по организации и проведению занятий
физическими
упражнениями
оздоровительной
и
тренировочной
направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в
соответствии с задачами улучшения физического развития и физической
подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения
и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время
игр и соревнований;
•
способность принимать активное участие в организации и проведении
совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; •
владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы
из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности
на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня обеспечивать оптимальное сочетание
умственных, физических нагрузок и отдыха;
•
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила
безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области эстетической культуры:

•
умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных
поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
•
формирование потребности иметь хорошее телосложение в
соответствии с принятыми нормами и представлениями;
•
формирование культуры движений, умения передвигаться легко,
красиво, непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам
современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике,
в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями
и спортом;
•
владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и
совместных
с
другими
детьми
и
подростками
занятий
физкультурнооздоровительной
и
спортивно-оздоровительной
деятельностью, излагать их содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами
вовремя
учебной, игровой и соревновательной деятельности;
В области физической культуры:
•
владение умениями: o в циклических и ациклических локомоциях: с
максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в
равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин. (девочки); после
быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13
шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50
м;
•
o в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г
с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта
бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с место
и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать
малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 1012 м;
•
o в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять
комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на
разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину
(мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из
предметов (мяч, палка, скакалка и обруч), состоящих из шести элементов, или
комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять
акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки
вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики),

кувырок вперед и назад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном
колене (девочки);
•
o в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по
упрощенным правилам);
•
демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных
физических способностей;
•
владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности:
самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации,
выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и
безопасности во время выполнения упражнений;
•
владеть способами спортивной деятельности: участвовать в
соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в
длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в
соревнованиях по одному из видов спорта;
•
владеть
правилами
поведения
на
занятиях
физическими
упражнениями: соблюдать нормы поведения на занятиях физическими
упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и
учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую
подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание. Метапредметные результаты
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;

•
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; •
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях
культуры.
В области познавательной культуры
•
овладение сведениями о роли и значении физической культуры в
формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
•
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и
самореализации
человека,
расширяющего
возможности
выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную
творческую активность;
•
понимание физической культуры как средства организации и активного
ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и
девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по
команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное отношение к порученному делу, проявление
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление
к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность
выполнения заданий;
•
приобретение умений планировать, контролировать и оценивать
учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность; • закрепление умения поддержания оптимального уровня
работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного
использования занятий физическими упражнениями, гигиенических
факторов и естественных сил природы для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:

•
знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные
привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
•
понимание культуры движений человека, постижение значения
овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя
из целесообразности и эстетической привлекательности;
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение культурной речи, ведение диалога в доброжелательной и
открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В
области физической культуры:
•
владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения
содержанием; владение умениями выполнения двигательных действий и
физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной
физической культуры, активно их использовать в самостоятельно
организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной
деятельности;
•
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной
физических нагрузок, использования этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм занятий. Предметные результаты
Знания о физической культуре Выпускник научится:
•
рассматривать физическую культуру как явление культуры;
•
определять базовые понятия и термины физической культуры,
применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со
своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения
техники двигательных действий и физических упражнений, развития
физических качеств;
•
разрабатывать
под
руководством
взрослых
содержание
самостоятельных занятий физическими упражнениями, рационально
планировать режим дня и учебной недели;
•
руководствоваться правилами профилактики травматизма и
подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в
зависимости от времени года и погодных условий;
Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:
•
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и
спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и
досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических
кондиций;
•
составлять под руководством взрослых комплексы физических
упражнений
оздоровительной,
тренирующей
и
корригирующей
направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
•
классифицировать физические упражнения по их функциональной
направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;
•
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным
действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их;
•
тестировать показатели физического развития и основных физических
качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать
особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой;
•
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной
учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении
занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических
качеств,
тестировании
физического
развития
и
физической
подготовленности.
Физическое совершенствование
Выпускник научится выполнять:
•
комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и
учебной деятельности;
•
общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
гибкости и координации);
•
акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо
освоенных упражнений;
•
легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
•
передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы,
демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе
прохождения тренировочных дистанций;
•
спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных
способов;

•
тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития
основных физических качеств.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные,
проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе,
их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его
связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и
месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
•
способность проявлять инициативу и самостоятельность при
организации
совместных
занятий
физическими
упражнениями,
доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным
уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
•
умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками,
оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
•
способность проявлять дисциплинированность и уважение к
товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной
деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
•
способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять
учебные задания по технической и физической подготовке;
•
умение организовывать самостоятельные занятия физическими
упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной одежды;
•
умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по
базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в
зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную
деятельность.
В области эстетической культуры:
•
умение организовывать самостоятельные занятия с использованием
физических упражнений по формированию телосложения и правильной
осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической
нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
•
умение организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на
развитие
координационных
способностей,
силовых,
скоростных,

выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей
физической подготовленности;
•
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития, осанки, показателями основных физических способностей,
объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и
нормативами.
В области коммуникативной культуры:
•
способность интересно и доступно излагать знания о физической
культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины;
•
умение определять задачи занятий физическими упражнениями,
включенными в содержание школьной программы, аргументировать, как их
следует организовывать и проводить;
•
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана
команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
•
способность отбирать физические упражнения, естественные силы
природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной
направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для
осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих
процедур, профилактики нарушения осанки, улучшения физической
подготовленности;
•
способность составлять планы занятий с использованием физических
упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину
физической нагрузки в зависимости от задач занятий и индивидуальных
особенностей организма;
•
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и
закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и
развитию основных физических (кондиционных и координационных)
способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий,
ведя дневник самонаблюдения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс (102 часа)
Знания о физической культуре
История физической культуры. Базовые понятия физической культуры.
Физическая культура человека. Индивидуальные комплексы адаптивной
физической культуры. проведение самостоятельных занятий по коррекции
осанки и телосложения. Режим дня и его основное содержание. Оценка
эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и
самоконтроль. Первая помощь и самопомощь во время занятий физической
культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение
требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест
занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление
индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки,
физкультминуток и физкультпауз.
Выполнение
комплексов
упражнений
утренней
зарядки,
физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и
без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и
коррекции ее нарушений.
Оценка
эффективности
занятий
физической
культурой.
Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой
индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела,
окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время
занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений,
для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных
особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней
зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и
гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика
Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие
дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции

(протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки:
в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в
вертикальную цель и на дальность с разбега. Упражнения общей физической
подготовки.
Организующие команды и приёмы: перестроение из колонны по одному в
колонны по 4 дробление и сведение; из колонны по 2 и по 4 в колонну по
одному разведение и слияние
Гимнастика с основами акробатики. Кувырок вперед и назад; стойка на
лопатках
Опорные прыжки: вскок в упор присев; соскок прогнувшись.
Упражнения общеразвивающей направленности (без предметов); сочетание
различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с
ходьбой на месте ив движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками,
с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения в парах.
Упражнения общеразвивающей направленности с предметами; Мальчики с
набивными мячами, девочки с обручами, мячами, палками.
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях; Мальчики: висы
согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в
висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лёжа.
Развитие силовых способностей и силовой выносливости; Лазанье по канату,
гимнастической лестнице. Подтягивание.
Развитие гибкости; Общеразвивающие упражнения с повышенной
амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и
позвоночника.
Лыжные гонки. Попеременный двухшажный ход и одновременный
бесшажный ходы.Подъём "полуёлочкой". Торможение "плугом" Поворот
переступанием. Передвижение на лыэжах 3 км.
Волейбол. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на
пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов
техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд.
Передачи мяча над собой. То же через сетку. Игра по упрощённым правилам
мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков
(2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. Упражнения по овладению и
совершенствованию в технике перемещений и владения мячом типа бег с
изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения
мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения
на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные
упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками,
акробатическими упражнениями и др. Игровые
упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая тренировка,
подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12

мин. Бег с ускорением,
изменением направления, темпа, ритма, из
различных исходных положений. Ведение мяча в высокой, средней и
низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры,
эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в
сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на
дальность. Приём мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения
вперёд. То же через сетку. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м
от сетки. Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар.
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без
изменения позиций игроков (6:0). Терминология избранной спортивной
игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений
(быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты
(зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и
смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в
нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях
спортивными
играми.
Упражнения
по
совершенствованию
координационных,
скоростно-силовых,
силовых
способностей
и
выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических
приёмов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание
приёмов). Подвижные игры и игровые задания, приближённые к содержанию
разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля. Организация и
проведение подвижных игр и игровых заданий, приближённых к содержанию
разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды,
подготовка места проведения игры
Баскетбол. История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол.
Основные приёмы игры. Правила техники безопасности. Стойки игрока.
Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд.
Остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля
и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в
движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по
прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без
сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Броски одной и
двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.
Вырывание и выбивание мяча. Комбинация из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом. Тактика свободного нападения.
Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение
быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и

выйди». Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые
задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся
получают положительную оценку по предмету «Физическая культура».
Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и
глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня
физической подготовленности.
По основам знаний
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний,
аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания
применительно к конкретным случаям и практическим занятиям
физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует
глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя
примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной
аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между
выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не
рекомендуется использовать данный метод после значительных физических
нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают
карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать
правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет
осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их
учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний
упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением
конкретного комплекса и т.п.
По технике владения двигательными действиями (умениями
навыками)
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным
способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно
легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но
допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к
неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями
являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого
и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что
учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за
определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных
учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу
образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными
умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с
проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих
двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда
одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во
внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической
подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в
показателях развития определенных физических качеств учитель должен
принимать во внимание особенности развития двигательных способностей,
динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень
достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста
скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в
развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при
прогнозировании показателей выносливости в беге
умеренной
интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть
довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен
исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном
случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания
учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны
представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально
выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических
занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из
суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания,

двигательные
умения
и
навыки,
умения
осуществлять
физкультурнооздоровительную деятельность, сдвиги в показателях
физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют
оценки
за
умение
осуществлять
собственно
двигательную,
физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной
медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех
видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию
здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по
овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять
физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные
действия.
4.Тематическое планирование.
Таблица2
№
Виды программного материала

Базовая часть
Знания о физической культуре
Физическая культура
Из истории физической культуры
Физические упражнения
итого:
1.2
Способы физкультурной деятельности
1.2.1 Самостоятельные занятия
1.2.2 Самонаблюдение и контроль Оценка
эффективности знания
1.2.3 итого:
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3

1.3
Физическое совершенствование
1.3.1 Физкультурно оздоровительная деятельность
Спортивно оздоровительная деятельность:
гимнастика с основами акробатики
1.3.2 лёгкая атлетика
спортивные игры(баскетбол)
лыжные гонки
прикладно - ориентированная подготовка

Количество
часов по
рабочей
программе

2
2
4
8
3
2
2
7

2
18
18
18
15
2

2

Итого:
Вариативная часть
Волейбол
Подготовка к сдаче комплекса ГТО*
Итого:
Всего:

73
14
14
102

Список источников
Нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса.
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
3.
ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24 ноября 1995 г. № 181
4.
«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными
возможностями
здоровья
(со
специальными
образовательными
потребностями) Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6
5.
«О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо
Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
6.
ФГОС ООО.
7.
Гигиенические
требования
к
условиям
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях
СанПиН
2.4.2.2821
–
10.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 10.07.2015.
8.
Постановление Правительства Ханты-мансийского автономного округа
– Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе
Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования».
9.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации от 30.08.2019 № 658 «Об утверждении перечня олимпиад
школьников и их уровней на 2019/20 учебный год» (Зарегистрирован
23.09.2019 № 56016)
10. Положение об адаптированной основной общеобразовательной
программе учебного курса, предмета муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.
Пионерский» приказ № 479 «31» августа 2015 года.
Учебно – методические материалы.
1.
Примерные программы по учебным предметам «Физическая культура 59 классы» Москва «Просвещение» 2012г.
2.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11
классы

Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических
наук А.А.Зданевич Москва «Просвещение» 2011
3.
Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Авторы: М.А.Виленский,
И.М.Туревский,
Т.Ю.Торочкова,
В.А.Соколкина,
Г.А.Баландин,
Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов
4.
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией
М.Я.Виленского
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации,
6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.
5.
Рабочие программы «Физическая культура» А.П.Матвеев, предметная
линия учебников А.П.Матвеева для 5- 9 классов.
Интернет ресурсы
1.
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/fgososnovnogo-obshego-obr.html Федеральный государственный образовательный
стандарт (Электронный ресурс);
2.
http://window.edu.ru/resource/700/48700 Учебное пособие по физической
культуре
3.
https://resh.edu.ru/subject/9/ Цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».