Пояснительная записка Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Коррекционно - развивающие задачи: При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи: •расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки; •обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности; •систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; •уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи; •улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности; 1 •активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика). Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Общая характеристика учебного предмета Содержание программы базируется на нравственно - эстетическом, интонационнообразном, жанрово - стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления: - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; - освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; - овладение художественно- практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, и музыкально- пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникативных технологий). Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка. Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально- эстетического отношения к искусству и жизни. Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: С Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; 2 развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. * Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ: Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности .* Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ Индивидуальный подход. * Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. * Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. * Использование многократных указаний, упражнений. * Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. * Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. 3 * Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Музыка » в 5 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, всего – 34 ч (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах деятельности; - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; - признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного к окружающей среде; - принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможность ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 4 - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают: -сформированность основ музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части его общей духовной культуры; -сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; - развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноцелостного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; -сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.); - воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; - овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства в рамках изучаемого курса; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Содержание учебного предмета Раздел 1. Музыка и литература (17 ч) 1. Что роднит музыку с литературой. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… 2. Что роднит музыку с литературой. Песня русская в березах, песня русская в хлебах… Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… 3. Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора… 4. Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки… 5 5. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость… 6. Жанры инструментальной и вокальной музыки Песнь моя летит с мольбою… 7. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Раскрываются следующие содержательные линии: Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. 8. Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? 9. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. 10. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной – черный гость… 11. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. 12. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские! 13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. 14. Балет-сказка «Щелкунчик». 15. Музыка в театре, кино, на телевидении. 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 17. Мир композитора. Раскрываются следующие содержательные линии. Симфония – действо. Кантата. Средства музыкальной выразительности. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Струнные инструменты; челеста; флейта. Колокольность. Жанры фортепианной музыки… Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приемы развития в музыке. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речетатив, хор, ансамбль. Инструментальные темы. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижеры, певцы). Балет. Либретто. Образ танца. Симфоническое развитие. Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные литературные жанры. Музыкальный материал: Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. Во поле береза стояла и др. русские народные песни. Симфония № 4. (фрагмент финала) П. Чайковский. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтов. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты) Н. Римский – Корсаков. Вокализ. (фрагмент) С. Рахманинов. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковский. Венецианская ночь. М. Глинка. Слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония – действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка. Украинская народная песня. «Прелюдия № 7, 20» Ф. Шопен Маленькая ночная серенада (фрагменты). В. Моцарт. Реквием (фрагменты).В. Моцарт. Садко. Опера – былина(фрагменты) Н, Римский – Корсаков. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты) П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты) Э.Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки», Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна. Дуэт л. Алисы и к. Базилио. Из муз.сказки «Буратино» муз. и ст. Б.Окуджавы. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка.В. Синенко, слова М. Пляцковского. Литературные произведения: М. Лермонтов Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым. Венецианская ночь. И. Козлов. Осыпаются листья в садах…И.Бунин Листопад. И. Бунин. О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Война колоколов. Дж. Родари. Снег идет. Б. Пастернак. Слово о мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты) А. 6 Пушкин. Былина о Садко из русского народного фольклора. Щелкунчик. Э.Т.А. Гофман. Произведения изобразительного искусства Осенняя песнь. В. Борисов – Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров – Водкин. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов. Ожидание. К. Васильев. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. Дворик в Санкт – Петербурге. М. Добужинский. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Вальсирующая пара. В.Гаузе. Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине Садко В. Кукулиев. Садко Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Садко. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский. Задания творческого характера: Найти: 1. в библиотеке, Интернете былины, сказки, стихотворения, рассказы, в которых говорится о музыке и музыкантах. 2. в Интернете и послушать песни о родном крае. 3. в справочной литературе, Интернете информацию о национальных костюмах, народных музыкальных инструментах и праздниках той местности, в которой ты живешь. Разучи с родителями, бабушками народные песни своего края.4. в библиотеке, Интернете и прочитай волшебную сказку, легенду своего народа. Подбери к ней музыкальный ряд.5. Сочини небольшую сказку, которая могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару. 6. в информацию в Интернете об известных хореографах и солистах балета, подготовь рассказ. Творческие задания: 1. «Стань музыкою, слово».2. Выполнить задание 3. «Музыкальное творчество» 4. «Война колоколов» и «Несется над землею колокольный звон».5. «Поэтические страницы», «Моя библиотека».6. опера «Руслан и Людмила» М. Глинки7. «В музыкальном театре». Балет «Спящая красавица» 8. «Сделай книжку – малютку». Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 ч) 1. Что роднит музыку с изобразительным искусством. 2. Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь… Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье… В минуты музыки печальной…Есть сила благодатная в созвучье слов живых… 3. Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край… 4. Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища. 5. Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне. Природа, объятья… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…И это все – весенних дней приметы! 6. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко… 7. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло. 8. Волшебная палочка дирижѐра. Дирижѐры мира. 9.Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… Раскрываются следующие содержательные линии: Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a capella. Солист. Орган. Исторические события, картины природы, характеры, портреты людей в различных видах искусства. Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность. Песня – плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска, орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Группы 7 инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижѐры. Симфония. Главные темы. Финал. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. 10.Застывшая музыка. Содружество муз в храме. 11. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса… 12.Музыка на мольберте. Композитор – художник. Я полечу в далѐкие миры, край вечной красоты…Вселенная представляется мне большой симфонией… 13.Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе… Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. 14. О подвигах, о доблести, о славе. О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины. 15.В каждой мимолетности я вижу миры… Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… 16. Мир композитора. Музыкальная живопись Мусоргского. 17. С веком наравне. Раскрываются следующие содержательные линии: Органная музыка. Хор a capella. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка. Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые ритмы. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Музыкальный материал: Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия) С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения» П. Чайковский. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения» С. Рахманинов Аве, Мария. Д. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева Ледовое побоище (№ 5) из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Сюита для двух фортепиано (фрагменты) С. Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты) В. Кикта. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации). Рапсодия на тему Паганини (фрагменты) С. Рахманинов. Симфония № 5 (фрагменты) Л. Бетховен. прелюдия и фуга для органа. И. Бах. Прелюдии. М.Чюрлѐнис. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты» К. Дюбесси. Кукольный кэк – уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок» К. Дюбесси. «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дюбесси Наши дети. Хор из «Реквиема» Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Мимолетности № 1, 7, 10. С. Прокофьев. «Картинки с выставки» (фрагменты) «Маленький кузнечик.» В. Щукин, слова С. Козлова. «Парус алый». А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой. Произведения изобразительного искусства Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин. Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. БорисовМусатов. Формула весны. П. Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан. Фрески собора Святой Софии в Киеве. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Коненков. Ника Самофрокийская.Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа. Скрипка. Р. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров – Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо. Православные храмы и их внутреннее убранство. Готические соборы и их внутреннее убранство. Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис. Впечатление. Восход солнца. К. Моне. Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э Мане. Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас. Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас. Литературные произведения Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. И мощный звон промчался над землею… А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова. 8 Звуки пели, дрожали так звонко… А.К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей – то скрипка пела… А. Блок. Березовая роща. В. Семернин. Под орган душа тоскует… И. Бунин. Не знаю мудрости, годной для других… К.Бальмонт. Реквием. Р. Рождественский. Не привыкайте к чудесам… В. Шефнер. Задания творческого характера: Найти: 1. в Интернете или в книгах народные поговорки, приметы, обычаи, связанные с праздником Покрова Богородицы. 2. в Интернете пословицы и поговорки о защитниках Отечества. 3. в книгах или Интернете стихи поэтов твоего края, созвучные этим картинам. 4. в Интернете информацию о знаменитых итальянских скрипичных мастерах Амати, Страдивари, Гварнери и подготовь сообщение. Творческие задания. Выполнить задание: 1. «Мира заступница, Матерь всепетая…» 2. «Александр Невский – святой земли Русской», «На земле родной не бывать врагу!» 3. Звучащие картины» и «Весна, весна! Как воздух чист!» 4. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова» из книги Н. Бажанова «Рахманинов 5. «И несется над землею колокольный звон…» 6. «Волшебный смычок» 7. «Симфонический оркестр» и «Дирижер и оркестр – единое целое» 8. «Есть в красках отзвуки и звуки…» и «Художественное творчество. Рисуем музыку». Тематическое планирование № Раздел п/п Количество часов 1. Музыка и литература 17 2. Музыка и изобразительное искусство 17 9