Индивидуальный проект 10 класс

Пояснительная записка
Цели и задачи изучения курса
Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»:
формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу среднего общего образования.
Основные задачи:
1. Сформировать:
- способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
- способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих
неопределенность ситуации;
- способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность использовать
их в качестве инструментов ее преобразования.
2. Развить:
- способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной
ситуации;
- способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения
поставленной цели;
- способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления
достигнутых результатов социуму.
Место курса в учебном плане
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 34 часа в 10 классе
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые
результаты
освоения
программы
метапредметного
курса
«Индивидуальный проект» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
- экологическая культура, бережное отношения к природным богатствам России и мира;
- понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
- умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
- действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что

побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на
вопрос);
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем.
метапредметные результаты:
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие материальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия: моделирование - преобразование объекта из
чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель,
где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
2

стороны других участников и ресурсные ограничения;
- умение структурировать знания;
- получит представление о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод,
эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- отличать исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных
науках;
- получит представления об истории науки, о новейших разработках в области науки и
технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и
др.);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать
элементы
математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений..
предметные результаты:
В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный проект»
обучающийся научится:
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
- планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
- реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и
задач;
3

- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с
целью презентации результатов работы над проектом;
- осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и
задачами и конечным результатом;
- использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и
задач образования;
- навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
- осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Содержание курса:
Модуль 1
Методология проектной и исследовательской деятельности
1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как вид
учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов.
Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект.
Практический проект. Управление проектами.
1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект
учащегося - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития
креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Структура
и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников
информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор
критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата.
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор
оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью,
эксперименты, опросы, наблюдения.
1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования.
Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
1.5. Основные
понятия
учебно-исследовательской
деятельности.
Феномен
исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское
поведение как творчество. Научные теории.
1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы
исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Построение
гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и
выводы.
1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как
на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и
синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования
(восхождение от абстрактного к конкретному).
1.8. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта
(учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и
проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки
4

и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита замыслов
проектов и исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы.
Представление структуры индивидуального проекта (учебного исследования).
Модуль 2
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.
Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с
информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки
зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия.
2.3. Информационные
ресурсы
на
электронных
носителях.
Применение
информационных технологии” в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
2.4. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и
графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые
схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок).
Инфографика. Скрайбинг.
2.6. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
2.7. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и
систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с
помощью интеллект-карты.
2.8. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы
обучающегося.
Модуль 3
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение
проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления
результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов.
Оценка. Письменный отчет.
3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации,
выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм
представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных
результатов. Оценка. Письменный отчет.
3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели.
Модуль 4
Коммуникативные навыки
4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации
в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения.
Вербальное и невербальное общение.
5

4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое
общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание.
Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
4.3. Практическое занятие. Дискуссия.
4.4. Практическое занятие. Дебаты.
4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки
выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ
выступления.
4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов
проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, исследований.

6

Тематическое планирование

№
урока

Кол-во часов
Тема урока

2

Понятие
«проект».
Теоретические
основы
проектирования
Теоретические основы учебного проектирования.

3

Планирование учебного проекта.

1

4
5

Анализ проблемы источников информации.
Определение

1
1

6

Определение способов сбора и анализа информации.

1

7

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса.

1

8

Определение способа представления результата.

1

9

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой
штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.

1

1

14

Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий
проект.
Игровой проект. Информационный проект. Практический проект.
Управление проектами.
Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной
деятельности.
Учебный проект: требования к структуре и содержанию

15

Планирование учебного проекта

1

16

Планирование учебного проекта

1

17
18

Проектная
и
исследовательская
деятельность:
точки 1
соприкосновения
Основные понятия учебно-исследовательской деятельности
1

19

Методологические атрибуты исследовательской деятельности.

1

20

Построение гипотезы исследования.

1

21

Определение цели и задач проекта, исследовательской работы

1

22

Практический выход проекта, его актуальность новизна

1

23

Предмет и объект исследования

1

24

Методы эмпирического и теоретического исследований

1

1

10
11
12
13

учебного 1
1

1

1
1
1

7

1

28

Практическое
занятие
по
проектированию
структуры
индивидуального проекта (учебного исследования)
Практическое
занятие
по
проектированию
структуры
индивидуального проекта (учебного исследования)
Различные источники Различные источники информации.
Телевидение.
Различные источники информации. Литературные источники

29

Различные источники информации. Интернет.

1

30
31

Технологии
визуализации
и
систематизации
информации.
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог

32

Стратегии группового взаимодействия.

1

33

Аргументация. Спор. Дискуссия. Дебаты

1

34

Дебаты

1

25
26
27

Итого:

1
1
1

текстовой 1
1

34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».