Краеведение 2-4

Пояснительная записка
Примерная программа по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 2–4-х классов
Сахалинской области (далее – Программа) разработана с целью формирования у младших
школьников Сахалинской области региональной идентичности, уважительного отношения к
своему региону, истории, культуре, природе Сахалинской области и её современной жизни.
1. Программа разработана в соответствии с:
• ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
• Примерной основной образовательной программой начального общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 № 1/15);
• Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; рабочими программами А.А. Плешакова по курсу «Окружающий мир» для 2–4-х классов1.
Основными задачами реализации содержания курса «Краеведение» являются:
– сохранение преемственности исторического опыта поколений;
– воспитание патриотизма, обеспечение социализации и интеграции младших школьников в социокультурную среду региона;
– формирование всесторонней образованной, инициативной личности, знающей географические особенности расположения, природы и хозяйства своего родного края;
– личностное развитие обучающихся: формирование мотивации к познанию и обучению,
готовности к саморазвитию;
– формирование личности, ориентированной на развитие способности защиты от внешних угроз природного происхождения, характерных для Сахалинской области;
– формирование у учащихся знаний о быте, хозяйственной деятельности, традиционных
промыслах, фольклоре коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, воспитание уважения к их национальной культуре;
– формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика учебного курса «Краеведение» состоит в том, что он носит пропедевтический,
интегративный, междисциплинарный характер.
В процессе изучения «Краеведения» младшие школьники Сахалинской области начинают знакомство с природными и социокультурными особенностями региона, что служит основой для дальнейшего изучения географии, биологии и истории на более детальном уровне в старших классах.
Имея ярко выраженный интегративный характер, учебный курс соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие, культурологические, исторические знания, знания
об основах безопасности жизнедеятельности и даёт обучающимся материал естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения родного края в его важнейших взаимосвязях.
Междисциплинарный характер программы определяет включение в содержание курса тем
по географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, этнографии, искусству и
литературе, истории Сахалинской области.
Темы курса сопряжены с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» (УМК
«Школа России»). Краеведческий материал позволяет активизировать познавательный интерес младших школьников, стимулирует стремление к самостоятельной работе, развивает
творческие способности и позволяет быстрее и качественнее усвоить учебный материал, что
является одной из главных задач учебного процесса.
1

Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.

Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Краеведение» предполагает планомерное изучение своего края, постоянное
накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку.
«Краеведение» как учебный курс в начальной школе имеет большое значение в решении
задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на
чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
На уроках краеведения формируется этнокультурная и нравственная компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя как гражданина своего села, города, региона,
страны. Ребенок становится способным использовать исследовательскую и проектную деятельность для самообразования. У ученика возникает потребность в постоянном чтении книг
о родном крае, он быстрее овладеет техникой чтения и приёмами работы с научными текстами, умением их самостоятельно выбрать и оценивать.
Внимание начинающего краеведа обращается на природу Сахалинской области, бережное
отношение человека к окружающему миру, нравственные проблемы. Младшие школьники
учатся чувствовать красоту Сахалинской области, ценить и любить свою малую родину.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения высказывать собственное мнение, строить свою речь в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользо ваться дополнительной литературой, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Место курса в учебном плане
Программа учебного курса «Краеведение» разработана для 2–4-х классов. Общий объем
времени составляет 102 часа из расчета:
2 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
3 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
4 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю).
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Программа учебного курса предполагает выделение от 4 до 12 часов в год
на каждый из 6 разделов программы в зависимости от года обучения:
– историческое краеведение;
– география Сахалинской области;
– биология;
– основы безопасности жизнедеятельности в Сахалинской области;
– этнография;
– искусство и литература.
Данная программа может быть реализована образовательными учреждениями как программа внеурочной деятельности для 2–4-х классов. Общий объем внеурочного времени
составляет 102 часа из расчета:
2 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
3 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю);
4 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю).

Содержание учебного курса
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Краеведение» основываются на
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина
России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации,
государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения …, мировое сообщество»1.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Каждая из них формулируется как вопрос, поставленный
педагогом перед обучающимся, и превращается в воспитательную задачу. В процессе воспитания происходит «духовно-нравственное развитие личности: последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству,
Отечеству, миру в целом»2.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Краеведение» отражают следующие
целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
– чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю родного края, осознания ответственности за его благосостояние;
– восприятия современности как единого и целостного мира при разнообразии культур,
национальностей, проживающих на территории Сахалинской области, их религий; уважения
истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и
общества, стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
1

2

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – С. 9.
Там же.

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с многонациональной культурой родного края;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, связанных с историей, географией, природой, культурой народов, населяющих Сахалинскую область;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей,
в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Результаты освоения учебного курса
«краеведение»
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом
«Окружающий мир» на уровне начального общего образования, у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты
1) формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание
ответственности за благополучие родного края;
2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих
на территории Сахалинской области;
3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
4) развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
5) установка на здоровый образ жизни;
6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края.

Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд ничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир», обучающиеся на ступени начального общего образования:
– получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть
основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;
– обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою
этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
способствующих формированию российской гражданской идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы
и культуры Сахалинской области;
– получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми,
обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области;
– 10 –

– изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
– познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалина и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде.
Выпускник научится:
– называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область
(о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области;
– различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
– приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
– приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего
города (села);
– находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
– узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
– определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
– наблюдать за погодой своего края;
– давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края;
– называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края;
– описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера);
– называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края;
– называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края;
– описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений);
– описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
родного края (на примере окружающей местности);
– описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним;
– воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населённого пункта), региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;
– особенности труда людей родного края, их профессии;
– различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
– понимать место Сахалинской области в истории России;
– принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края;
– использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в
том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области,
родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний.
Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание
младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в со временном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
– 11 –

2 класс (34 ч)
Раздел «Где мы живём»
Родной край – Сахалинская область.
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область.
Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте.
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте Российской Федерации, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области.
Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные
Курилы) и Малая Курильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг. История зарождения
герба и флага. Отличительные знаки государственных символов – герба и флага Сахалинской
области – от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – ЮжноСахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции.
Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уйльта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной
мудрости в сказке. Уроки сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области.
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра, их расположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Опасные природные явления Сахалинской области. Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при
землетрясениях. Почему извергаются вулканы? Предвестники извержения вулкана. Профес сия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов.
Природные пожары в Сахалинской области.
Какие пожары бывают? Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар? Профессия «пожарный». Правила поведения и способы спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалина и Курильских островов.
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы.
Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Са халинской области: растения и грибы. Ядовитые растения и грибы.

– 12 –

Дикие животные Сахалинской области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской
области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и
неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование»
Культура и образование в Сахалинской области
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе
(селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию.
Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования
Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муници‑
пальных образований.
Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области.
Путешествие по столице островного края – Южно‑Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города.

3 класс (34 ч)
Раздел «Природа»
Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.
Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей Сахалинской области.
Леса Сахалинской области.
Листопадные и хвойные леса Сахалинской области.
Луга Сахалинской области.
Природное сообщество (луг).
Озёра и болота в Сахалинской области.
Озёра и болота как природные сообщества.
Обломочные породы Сахалинской области.
Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалина, Курильских островов и
своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы, характерные черты.
Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана при‑
роды родного края.
Что изучает экология? Состояние окружающей среды в Сахалинской области: атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного мира. Охрана природы в
Сахалинской области.
Влияние человека на состояние окружающей среды.
Состояние окружающей среды в Сахалинской области, экологические проблемы и риски.
– 13 –

Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных
территорий своего муниципального образования.
Особенности особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник природы.
Раздел «Наша безопасность»
Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области. Кли‑
матические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи.
Почему случаются обвалы и оползни? Почему бывает сель? Опасность схода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила поведения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых потоках и снежных лавинах. Что изучает наука
«метеорология»? Ураган и буря. Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность – гроза.
Раздел «Мы и наше здоровье»
Вирусы и бактерии.
Распространенные инфекционные заболевания в Сахалинской области. Болезни, передающиеся через укус клеща: клещевой энцефалит, болезнь Лайма. Что нужно знать о туберкулезе.
Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней.
Практическая работа: составляем рацион здорового питания.
Раздел «Общество»
Социокультурное сообщество Сахалинской области.
Мы – граждане России, жители Сахалинской области, люди разных поколений, различных
взглядов, социальных групп. Государственные символы Сахалинской области. Глава региона.
Главы муниципальных образований.
Коренные малочисленные народы Севера.
Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы уйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка-синичка». Эвенкийская литература. Творчество Семёна Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя», «Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре национальных черт характера.
Раздел «Экономика»
Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.
Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные ископаемые. Значение,
способы добычи и охрана.
Нефтегазовый комплекс Сахалинской области.
Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в нефтегазовой отрасли.
Растениеводство.
Основные отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство, плодово-ягодное
хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли растениеводства.
Животноводство.
Животноводство – отрасль сельского хозяйства: свиноводство, птицеводство, скотоводство в
Сахалинской области. Продукция животноводства. Профессии в отрасли животноводства.
Рыболовство.
Добыча рыбы и морепродуктов в Сахалинской области. Продукция рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства.
Раздел «Путешествия»
На севере острова Сахалина.
Города и села на севере острова Сахалина: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво).
На западном побережье о. Сахалина.
Города и села западного побережья: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский, Углегорск, Красногорск).
– 14 –

В центральной части острова Сахалина.
Города и села центральной части острова: географическое положение, история, экономика,
достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск).
На юге острова Сахалина.
Города на юге: географическое положение, история, экономика, достопримечательности
(Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков).
На Курильских островах.
Главные города и населённые пункты Курильских островов: географическое положение,
история, экономика, достопримечательности (Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск).
Наши ближайшие соседи.
Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и достопримечательности.

4 класс (34 ч)
Раздел «Земля и человечество»
Мир глазами археолога.
Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на примере родного
края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Мир глазами эколога.
Сохраним природу Сахалинской области (экскурсия в природное сообщество).
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.
Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и хозяйственная деятельность.
Традиционная одежда. Культура.
Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности.
В.М. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В.М. Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык», «Тюлени и камбала» и др. в пересказе и переводе В.М. Санги. Герои сказки. Моральная оценка поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских народных сказок.
Раздел «Природа родного края»
Равнины и горы Сахалинской области.
Географические особенности расположения Северо-Сахалинской равнины, ТымьПоронайской равнины, Сусунайской равнины, Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта.
Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области.
Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его природные особенности и экологические проблемы.
Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.
Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга растений Сахалинской области.
Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги
растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений.
Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или вир‑
туальная экскурсия).
Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга животных Сахалинской области.
Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги
животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих животных.
Характеристика природной зоны, в которой мы живём.
Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород, животные.
Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами! Опасность наводнения.
Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения? Правила поведения при
опасности наводнения.
– 15 –

Раздел «Страницы истории родного края»
Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.
Первые люди на острове Сахалине и Курильских островах. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия. Крепости эпохи средневековья на острове
Сахалине. Военные экспедиции монголов на остров Сахалин.
Время отважных путешественников.
Открытие острова Сахалина и Курильских островов русскими землепроходцами. И.Ю. Москвитин, В.Д. Поярков, В.В. Атласов. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И. Невельского и ее значение.
Спор за территорию острова Сахалина и Курильских островов между Россией и Японией.
Трудные переговоры второй половины XIX века. Санкт-Петербургский договор 1875 г.
Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века.
Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о жизни сахалинских поселенцев и каторжан.
Русско‑японская война 1904‑1905 годов.
Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских партизан. Подвиг
крейсера «Новик». Потеря Россией южного Сахалина. Отмена каторги на острове Сахалине.
Северный Сахалин в составе Советского Союза.
Установление советской власти. Александровск-Сахалинский – главный город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная, лесная, рыбодобывающая
промышленность.
Южный Сахалин в составе Японии.
Губернаторство Карафуто. Тоёхара – столица губернаторства Карафуто. Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение корейцев на юг Сахалина, их
непосильный труд на японских предприятиях.
Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.
«Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!». Завершение строительства нефтепровода на материк Оха – Софийск-на-Амуре. Сбор средств всенародной
помощи фронту.
Советско‑японская война 1945 г.
Япония – союзница фашистской Германии. Вступление Советского Союза в войну с Японией. Разгром японских войск на Курильских островах и южном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова. Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и
Курильских островов в состав Советского Союза.
Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.
Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление городов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова советских людей. Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной и угольной промышленности. Строительство
школ, больниц, учреждений культуры. Знаменитые земляки, прославившие себя трудом.
Сахалинская область сегодня.
Глава области – губернатор. Сахалинская областная Дума и Правительство Сахалинской
области. Устав Сахалинской области. Общественная палата Сахалинской области.
Российского владения земля!
Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите территориальной целостности страны (статья 67).

– 16 –


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».