Пояснительная записка Примерная программа по учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 2–4-х классов Сахалинской области (далее – Программа) разработана с целью формирования у младших школьников Сахалинской области региональной идентичности, уважительного отношения к своему региону, истории, культуре, природе Сахалинской области и её современной жизни. 1. Программа разработана в соответствии с: • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373; • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 № 1/15); • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; рабочими программами А.А. Плешакова по курсу «Окружающий мир» для 2–4-х классов1. Основными задачами реализации содержания курса «Краеведение» являются: – сохранение преемственности исторического опыта поколений; – воспитание патриотизма, обеспечение социализации и интеграции младших школьников в социокультурную среду региона; – формирование всесторонней образованной, инициативной личности, знающей географические особенности расположения, природы и хозяйства своего родного края; – личностное развитие обучающихся: формирование мотивации к познанию и обучению, готовности к саморазвитию; – формирование личности, ориентированной на развитие способности защиты от внешних угроз природного происхождения, характерных для Сахалинской области; – формирование у учащихся знаний о быте, хозяйственной деятельности, традиционных промыслах, фольклоре коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, воспитание уважения к их национальной культуре; – формирование у обучающихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Специфика учебного курса «Краеведение» состоит в том, что он носит пропедевтический, интегративный, междисциплинарный характер. В процессе изучения «Краеведения» младшие школьники Сахалинской области начинают знакомство с природными и социокультурными особенностями региона, что служит основой для дальнейшего изучения географии, биологии и истории на более детальном уровне в старших классах. Имея ярко выраженный интегративный характер, учебный курс соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, культурологические, исторические знания, знания об основах безопасности жизнедеятельности и даёт обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения родного края в его важнейших взаимосвязях. Междисциплинарный характер программы определяет включение в содержание курса тем по географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, этнографии, искусству и литературе, истории Сахалинской области. Темы курса сопряжены с содержанием учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»). Краеведческий материал позволяет активизировать познавательный интерес младших школьников, стимулирует стремление к самостоятельной работе, развивает творческие способности и позволяет быстрее и качественнее усвоить учебный материал, что является одной из главных задач учебного процесса. 1 Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с. Общая характеристика учебного курса Учебный курс «Краеведение» предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. «Краеведение» как учебный курс в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. На уроках краеведения формируется этнокультурная и нравственная компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя как гражданина своего села, города, региона, страны. Ребенок становится способным использовать исследовательскую и проектную деятельность для самообразования. У ученика возникает потребность в постоянном чтении книг о родном крае, он быстрее овладеет техникой чтения и приёмами работы с научными текстами, умением их самостоятельно выбрать и оценивать. Внимание начинающего краеведа обращается на природу Сахалинской области, бережное отношение человека к окружающему миру, нравственные проблемы. Младшие школьники учатся чувствовать красоту Сахалинской области, ценить и любить свою малую родину. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения высказывать собственное мнение, строить свою речь в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользо ваться дополнительной литературой, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. Место курса в учебном плане Программа учебного курса «Краеведение» разработана для 2–4-х классов. Общий объем времени составляет 102 часа из расчета: 2 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю); 3 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю); 4 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю). С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает примерное распределение учебного времени между разделами курса. Программа учебного курса предполагает выделение от 4 до 12 часов в год на каждый из 6 разделов программы в зависимости от года обучения: – историческое краеведение; – география Сахалинской области; – биология; – основы безопасности жизнедеятельности в Сахалинской области; – этнография; – искусство и литература. Данная программа может быть реализована образовательными учреждениями как программа внеурочной деятельности для 2–4-х классов. Общий объем внеурочного времени составляет 102 часа из расчета: 2 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю); 3 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю); 4 класс – 34 часа в год (34 учебные недели, 1 час в неделю). Содержание учебного курса Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Краеведение» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения …, мировое сообщество»1. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся являются базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. Каждая из них формулируется как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся, и превращается в воспитательную задачу. В процессе воспитания происходит «духовно-нравственное развитие личности: последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом»2. Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Краеведение» отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: • формирование основ гражданской идентичности личности на основе: – чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю родного края, осознания ответственности за его благосостояние; – восприятия современности как единого и целостного мира при разнообразии культур, национальностей, проживающих на территории Сахалинской области, их религий; уважения истории и культуры каждого народа; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: – доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; 1 2 Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – С. 9. Там же. – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с многонациональной культурой родного края; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, связанных с историей, географией, природой, культурой народов, населяющих Сахалинскую область; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Результаты освоения учебного курса «краеведение» В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего образования, у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты 1) формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края; 2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области; 3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 4) развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; 5) установка на здоровый образ жизни; 6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края. Метапредметные результаты Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотруд ничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир», обучающиеся на ступени начального общего образования: – получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область; – обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; – приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области; – получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области; – 10 – – изучат растительный и животный мир Сахалинской области; – познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалина и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Выпускник научится: – называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области; – различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб; – приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта; – приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села); – находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина; – узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области; – определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений; – наблюдать за погодой своего края; – давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края; – называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края; – описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера); – называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края; – называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края; – описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений); – описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности); – описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним; – воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населённого пункта), региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.; – особенности труда людей родного края, их профессии; – различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края; – понимать место Сахалинской области в истории России; – принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края; – использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний. Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор. В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в со временном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. – 11 – 2 класс (34 ч) Раздел «Где мы живём» Родной край – Сахалинская область. Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области. Сахалинская область на карте. Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте Российской Федерации, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда. Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села). Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов – герба и флага Сахалинской области – от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – ЮжноСахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения. Родной край. Многонациональное население Сахалинской области. Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции. Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера. Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уйльта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки. Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития. Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области. Составные части экономики Сахалинской области. Раздел «Природа» Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра. Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра, их расположение, очертания, основные природные особенности. Опасные природные явления Сахалинской области. Опасные природные явления Сахалинской области. Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы? Предвестники извержения вулкана. Профес сия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов. Природные пожары в Сахалинской области. Какие пожары бывают? Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар? Профессия «пожарный». Правила поведения и способы спасения при пожаре. Заглянем в подземные кладовые острова Сахалина и Курильских островов. Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза. Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы. Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Са халинской области: растения и грибы. Ядовитые растения и грибы. – 12 – Дикие животные Сахалинской области. Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные. Культурные растения Сахалинской области. Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека. Домашние животные в Сахалинской области. Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека. Взаимосвязи в природе. Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года. Раздел «Культура и образование» Культура и образование в Сахалинской области Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова. Раздел «Путешествия» Путешествие по своему муниципальному образованию. Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности. Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муници‑ пальных образований. Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области. Путешествие по столице островного края – Южно‑Сахалинску. Город Южно-Сахалинск как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города. 3 класс (34 ч) Раздел «Природа» Природа. Природные сообщества в Сахалинской области. Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей Сахалинской области. Леса Сахалинской области. Листопадные и хвойные леса Сахалинской области. Луга Сахалинской области. Природное сообщество (луг). Озёра и болота в Сахалинской области. Озёра и болота как природные сообщества. Обломочные породы Сахалинской области. Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалина, Курильских островов и своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы, характерные черты. Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана при‑ роды родного края. Что изучает экология? Состояние окружающей среды в Сахалинской области: атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного мира. Охрана природы в Сахалинской области. Влияние человека на состояние окружающей среды. Состояние окружающей среды в Сахалинской области, экологические проблемы и риски. – 13 – Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Особенности особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник природы. Раздел «Наша безопасность» Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области. Кли‑ матические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи. Почему случаются обвалы и оползни? Почему бывает сель? Опасность схода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила поведения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых потоках и снежных лавинах. Что изучает наука «метеорология»? Ураган и буря. Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность – гроза. Раздел «Мы и наше здоровье» Вирусы и бактерии. Распространенные инфекционные заболевания в Сахалинской области. Болезни, передающиеся через укус клеща: клещевой энцефалит, болезнь Лайма. Что нужно знать о туберкулезе. Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней. Практическая работа: составляем рацион здорового питания. Раздел «Общество» Социокультурное сообщество Сахалинской области. Мы – граждане России, жители Сахалинской области, люди разных поколений, различных взглядов, социальных групп. Государственные символы Сахалинской области. Глава региона. Главы муниципальных образований. Коренные малочисленные народы Севера. Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы уйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка-синичка». Эвенкийская литература. Творчество Семёна Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя», «Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре национальных черт характера. Раздел «Экономика» Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ. Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана. Нефтегазовый комплекс Сахалинской области. Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в нефтегазовой отрасли. Растениеводство. Основные отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство, плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли растениеводства. Животноводство. Животноводство – отрасль сельского хозяйства: свиноводство, птицеводство, скотоводство в Сахалинской области. Продукция животноводства. Профессии в отрасли животноводства. Рыболовство. Добыча рыбы и морепродуктов в Сахалинской области. Продукция рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства. Раздел «Путешествия» На севере острова Сахалина. Города и села на севере острова Сахалина: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво). На западном побережье о. Сахалина. Города и села западного побережья: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский, Углегорск, Красногорск). – 14 – В центральной части острова Сахалина. Города и села центральной части острова: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск). На юге острова Сахалина. Города на юге: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков). На Курильских островах. Главные города и населённые пункты Курильских островов: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск). Наши ближайшие соседи. Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и достопримечательности. 4 класс (34 ч) Раздел «Земля и человечество» Мир глазами археолога. Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на примере родного края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения истории. Мир глазами эколога. Сохраним природу Сахалинской области (экскурсия в природное сообщество). Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи. Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и хозяйственная деятельность. Традиционная одежда. Культура. Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности. В.М. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В.М. Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык», «Тюлени и камбала» и др. в пересказе и переводе В.М. Санги. Герои сказки. Моральная оценка поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских народных сказок. Раздел «Природа родного края» Равнины и горы Сахалинской области. Географические особенности расположения Северо-Сахалинской равнины, ТымьПоронайской равнины, Сусунайской равнины, Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта. Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области. Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его природные особенности и экологические проблемы. Растительный мир морей вокруг Сахалинской области. Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека. Красная книга растений Сахалинской области. Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений. Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или вир‑ туальная экскурсия). Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека. Красная книга животных Сахалинской области. Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих животных. Характеристика природной зоны, в которой мы живём. Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород, животные. Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами! Опасность наводнения. Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения? Правила поведения при опасности наводнения. – 15 – Раздел «Страницы истории родного края» Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье. Первые люди на острове Сахалине и Курильских островах. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия. Крепости эпохи средневековья на острове Сахалине. Военные экспедиции монголов на остров Сахалин. Время отважных путешественников. Открытие острова Сахалина и Курильских островов русскими землепроходцами. И.Ю. Москвитин, В.Д. Поярков, В.В. Атласов. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И. Невельского и ее значение. Спор за территорию острова Сахалина и Курильских островов между Россией и Японией. Трудные переговоры второй половины XIX века. Санкт-Петербургский договор 1875 г. Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века. Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о жизни сахалинских поселенцев и каторжан. Русско‑японская война 1904‑1905 годов. Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских партизан. Подвиг крейсера «Новик». Потеря Россией южного Сахалина. Отмена каторги на острове Сахалине. Северный Сахалин в составе Советского Союза. Установление советской власти. Александровск-Сахалинский – главный город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная, лесная, рыбодобывающая промышленность. Южный Сахалин в составе Японии. Губернаторство Карафуто. Тоёхара – столица губернаторства Карафуто. Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японских предприятиях. Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны. «Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!». Завершение строительства нефтепровода на материк Оха – Софийск-на-Амуре. Сбор средств всенародной помощи фронту. Советско‑японская война 1945 г. Япония – союзница фашистской Германии. Вступление Советского Союза в войну с Японией. Разгром японских войск на Курильских островах и южном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова. Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и Курильских островов в состав Советского Союза. Мирное развитие Сахалина и Курильских островов. Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление городов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова советских людей. Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной и угольной промышленности. Строительство школ, больниц, учреждений культуры. Знаменитые земляки, прославившие себя трудом. Сахалинская область сегодня. Глава области – губернатор. Сахалинская областная Дума и Правительство Сахалинской области. Устав Сахалинской области. Общественная палата Сахалинской области. Российского владения земля! Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите территориальной целостности страны (статья 67). – 16 –