Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Робототехника» 3,4 класс составлена с учетом следующих нормативных правовых документов: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»; • -Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993); • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Примерная программа по внеурочной деятельности для общеобразовательных школ; • Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Советское» • Образовательных программ основного общего образования муниципального МБОУ СОШ с. Советское • Учебный план МБОУ СОШ с.Советское на 2023/2024уч. год; Рабочая программа составлена с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; -с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; -с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; -с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; -с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; -с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности; -с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Программа учитывает характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. В Программе также учитываются различия в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, психологическими мышлении, и речи, физиологическими моторике, связанные индивидуальными с возрастными, особенностями детей младшего школьного возраста. Цель изучения курса «Робототехника» - является обеспечение умения ученика учиться в общении на уроках Лего-конструирования и Робототехники, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системнодеятельностного подхода через создание условий для активного участия в процессе обучения. Задачи: Обучающие: - сформировать умения и навыки в работе с Лего-конструкторами; - обучить приемам работы с конструкторской документацией; - сформировать умения и навыки деятельности в области роботостроения. Развивающие: - формировать активное творческое мышление; - стимулировать познавательную активность учащихся посредством включения их в различные виды проектной и конструкторской деятельности; - развивать интерес учащихся к различным областям роботостроения; - развивать способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи по конструированию, моделированию или программированию роботов и добиваться их выполнения. Воспитательные: - формировать новаторское отношение к сфере технического творчества; - воспитывать у обучающихся целеустремленность и трудолюбие; - формировать экологическое мышление, бережное отношение к окружающей природе и человеку, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации через знакомство со строением живых организмов в целях создания роботизированных устройств. Режим занятий: курс «Робототехника» рассчитан на 34 часа. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Робототехника» Личностными результатами изучения курса робототехники является формирование следующих умений: • Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Метапредметными результатами изучения курса робототехники является формирование следующих универсальных учебных действий: Познавательные: • определять, различать и называть детали конструктора, • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы; Регулятивные: • уметь работать по предложенным инструкциям. • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; Коммуникативные: • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Предметными результатами изучения курса робототехники является формирование следующих знаний и умений: 1. Знание основных принципов механики. 2. Умение работать по предложенным инструкциям. 3. Умения творчески подходить к решению задачи. 4. Умения довести решение задачи до работающей модели. 5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 6. Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Оценивание достижений учащихся Оценивание достижений учащихся ведется по следующим средствам: • Создание ситуаций творческого успеха • Стимулирование (поощрение, выставление баллов) • Организация выставки лучших работ • Представлений собственных моделей 3. Содержание курса внеурочной деятельности 1.Знакомство с ЛЕГО (2ч) Знакомство с ЛЕГО. Информация об имеющихся конструкторах компании ЛЕГО, их функциональном назначении и отличии, демонстрация имеющихся у нас наборов. Знакомство с набором «LEGO education9686» 2. Набор «LEGO education 9686» (26 часов) Сборка и изучение моделей реальных машин, изучение машин, оснащенных мотором, изучение принципов использования пластмассовых лопастей для производства, накопления и передачи энергии ветра, изучение зубчатых передач с различными зубчатыми колесами. 3. Работа над проектами (4 часов). Выбор темы. Актуальность выбранной темы... Постановка проблемы... Выработка гипотезы. Цель проекта. Задачи проекта. Распределение обязанностей в группе. Сбор информации для проекта. Обработка информации. Продукт проекта. Отбор информации для выступления. Презентация. 1. Защита проектов (2 час) 4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности № п/п Наименование раздела Общее количество часов Теория Практика 1. Знакомство с ЛЕГО 2 2 2. Набор «LEGO education 9686» 26 4 22 3. Работа над проектами 4 1 3 4. Защита проектов 2 5. Итого 34 2 7 25