Функциональная грамотность. Финансовая грамотность. 8-9 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение
планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к
познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность» для 8-9 класса разработана на основе «Финансовая грамотность:
учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. /Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова, И.В.
Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Липсиц
И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.
«Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» является прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся 8-9 класса в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на
34 часа.
Цели изучения курса «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»:
- формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8-9 классов, предполагающей
освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших
сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих
эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,
валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных
выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025 учебном году на
изучение курса внеурочной деятельности в 8 классе отводится 17 часов, в 9 классе – 17 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в
связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в
сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными
и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые
идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета,
инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые
риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и
пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел. Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания: эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность
денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура
личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи,
семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия
денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры
доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в
России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от
структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных
ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности
обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям
семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от
возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы
семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или
семьи; – различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем
доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на
покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала
извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном
горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей; – определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на
краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания;
финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание
возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного
цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др.
финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для
повышения благосостояния семьи; – откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения
будущих крупных расходов семьи.
Раздел. Риски в мире денег
Базовые понятия и знания: особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды
рисков.
Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях;
видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство
финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество;
представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра
структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес;
бизнесплан; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка
лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания
бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана:
иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют;
иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России;
знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:

Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под
воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов
взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с
которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное
образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может
выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию
малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также
типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
Раздел. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия и знания: налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы;
пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые);
способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной
системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние
штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на
государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и
страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в
качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества
могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети
Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на
протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов

Количество
часов
8

1

Управление денежными
средствами семьи

2

Способы повышения
семейного
благосостояния

6

3

Риски в мире денег

3

Виды деятельности
Составление
таблиц.
Решение
практических задач. Мини-исследования.
Сравнительный
анализ
информации.
Работа с Интерет-ресурсами. Работа с
калькулятором.
Составление
таблиц.
Решение
практических задач. Мини-исследования.
Сравнительный
анализ
информации.
Работа с Интерет-ресурсами. Работа с
калькулятором.
Составление
таблиц.
Решение
практических задач. Мини-исследования.
Сравнительный
анализ
информации.
Работа с Интерет-ресурсами. Работа с
калькулятором.

9 КЛАСС
№ п/п
1

Наименование
разделов
Риски в мире денег

Количество
часов
4

2

Семья и финансовые
организации:
как
сотрудничать
без
проблем

8

3

Человек и государство:
как они взаимодействуют

4

4

Итоговое обобщение

1

Виды деятельности
Постановка учебной задачи. Составление
таблиц. Решение практических задач.
Мини-исследования.
Сравнительный
анализ информации. Работа с Интеретресурсами. Работа с калькулятором.
Постановка учебной задачи. Составление
таблиц. Решение практических задач.
Мини-исследования.
Сравнительный
анализ информации. Работа с Интеретресурсами. Работа с калькулятором.
Постановка учебной задачи. Составление
таблиц. Решение практических задач.
Мини-исследования.
Сравнительный
анализ информации. Работа с Интеретресурсами. Работа с калькулятором.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».