Функциональная грамотность. Финансовая грамотность. 6-7 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение
планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к
познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное
общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность» для 6-7 классов разработана на основе «Финансовая грамотность:
учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.
Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Липсиц
И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
Цели изучения курса:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях
и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие
собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а
также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.
Основные содержательные линии курса «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую
финансовую информацию.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных
выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Согласно учебного плана МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025 учебном году на
изучение курса внеурочной деятельности в 6 классе отводится 17 часов, в 7 классе – 17 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
6 КЛАСС
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье.
МОДУЛЬ. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых
жизненных ситуациях.
Итоговое обобщение.
7 КЛАСС
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей
семье.
Модуль. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на
прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния
общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных
ситуациях.
МОДУЛЬ. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,
Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнесинкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и
смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель
этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может
отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Итоговое обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение по данной рабочей программе способствует формированию у обучающихся
личностных, метепредметных и предметных результатов обучения, соответствующих
требованиям ФГОС ООО.

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на
простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и
достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса,
анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях
расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах,
о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога
и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация,
учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений
в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций
в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Функциональная грамотность.
Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта,
валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией,
её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на
простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ Наименование разделов
Количество Виды деятельности
п/п
часов
1
Введение в курс «Функциональная
1
Постановка учебной задачи.
грамотность.
Финансовая
грамотность»
2
Модуль.
Риски потери денег и
15
Постановка
учебной
задачи.
имущества и как человек может от
Составление
таблиц.
Решение
этого защититься
практических
задач.
Миниисследования.
Сравнительный
анализ информации. Работа с
Интерет-ресурсами.
Работа
с
калькулятором.
Итоговое обобщение
1
7 КЛАСС
№ Наименование разделов
Количество Виды деятельности
п/п
часов
1
Введение в курс «Функциональная
1
Постановка учебной задачи.
грамотность.
Финансовая
грамотность»
2
Модуль. Человек и государство: как
6
Постановка
учебной
задачи.
они взаимодействуют
Составление
таблиц.
Решение
практических
задач.
Миниисследования.
Сравнительный
анализ информации. Работа с
Интерет-ресурсами.
Работа
с
калькулятором.
Модуль.
Услуги
финансовых
9
Постановка
учебной
задачи.
организаций и собственный бизнес
Составление
таблиц.
Решение
практических
задач.
Миниисследования.
Сравнительный
анализ информации. Работа с
Интерет-ресурсами.
Работа
с
калькулятором.
Итоговое обобщение
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».