ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» для 6-7 классов разработана на основе «Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. Цели изучения курса: • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации; • собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Согласно учебного плана МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025 учебном году на изучение курса внеурочной деятельности в 6 классе отводится 17 часов, в 7 классе – 17 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 6 КЛАСС Введение в курс «Финансовая грамотность» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. МОДУЛЬ. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Итоговое обобщение. 7 КЛАСС Введение в курс «Финансовая грамотность» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Модуль. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. МОДУЛЬ. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнесинкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Итоговое обобщение. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение по данной рабочей программе способствует формированию у обучающихся личностных, метепредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО. Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность»: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № Наименование разделов Количество Виды деятельности п/п часов 1 Введение в курс «Функциональная 1 Постановка учебной задачи. грамотность. Финансовая грамотность» 2 Модуль. Риски потери денег и 15 Постановка учебной задачи. имущества и как человек может от Составление таблиц. Решение этого защититься практических задач. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Работа с Интерет-ресурсами. Работа с калькулятором. Итоговое обобщение 1 7 КЛАСС № Наименование разделов Количество Виды деятельности п/п часов 1 Введение в курс «Функциональная 1 Постановка учебной задачи. грамотность. Финансовая грамотность» 2 Модуль. Человек и государство: как 6 Постановка учебной задачи. они взаимодействуют Составление таблиц. Решение практических задач. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Работа с Интерет-ресурсами. Работа с калькулятором. Модуль. Услуги финансовых 9 Постановка учебной задачи. организаций и собственный бизнес Составление таблиц. Решение практических задач. Миниисследования. Сравнительный анализ информации. Работа с Интерет-ресурсами. Работа с калькулятором. Итоговое обобщение 1