ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА _ Общая характеристика Программа курса внеурочной деятельности «Исторические основы российской цивилизации» (далее – программа) для 11 класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034), а также с учетом: – Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23.10.2020 г.); – федеральной рабочей программы по учебному предмету «История» (базовый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций; – информационных материалов «Наши герои», разработанных Министерством просвещения Российской Федерации (2023 г.). При разработке программы использовались следующие нормативные документы: – Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с учетом редакции от 04.08.2023 №479-ФЗ); – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственныхценностей»; – Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 3 Актуальность цивилизации» программы «Исторические основы российской Актуальность курса внеурочной деятельности «Исторические основы российской цивилизации» обусловлена необходимостью формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения к исторической памяти многих поколений россиян. Разработка программы связана с задачами, направленными на историческое просвещение обучающихся, в частности на осознание особенностей развития российского государства с позиций цивилизационного подхода, понимание уникальности российских ценностей и традиций, определение ключевых черт российской цивилизации. «Основные качества государства-цивилизации – многообразие и самодостаточность. Два основных компонента. Современному миру чужда любая унификация. Каждое государство хочет самостоятельно выработать свой путь развития. В основе его культура и традиции, укрепленные в географии, историческом опыте, как в давнем, так и в современном и в ценностях народа», – заявил Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование у обучающихся осознанного понимания особенностей развития российского государства, его роли в мировой истории, научного осмысления понятия «цивилизация» и его обоснования на примере России. Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном процессе различных источников: мнений ученых, учебных текстов, видеоматериалов, информационных материалов с сайтов (Культура.РФ, История.РФ, Русский мир и др.) Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие отечественной истории посредством рассмотрения самобытных черт цивилизации, обращения к знаковым личностям и памятным событиям из истории страны и родного края. Программа основана на межкурсовых (всеобщая история) и межпредметных связях (география, обществознание), что позволяет комплексно подойти к достижению результатов обучения. 4 Цель курса «Исторические основы российской цивилизации» Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на осознание обучающимися феномена развития российского государства, определение особого положения России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, сохранение исторической памяти, понимание общности исторических судеб различных народов и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны. Основные задачи курса внеурочной деятельности «Исторические основы российской цивилизации» – дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя внимание на вкладе российских ученых в теорию цивилизационного развития; – систематизировать знания обучающихся по отечественной истории на основе блоков вопросов, формирующих понимание особенностей развития российской цивилизации; – расширить знания обучающихся по отечественной истории посредством привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для истории страны и родного края историческим личностям, событиям, культурным достижениям с точки зрения ключевых аспектов развития цивилизации; – стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению основ российской цивилизации для формирования гражданской идентичности, понимания важности и необходимости сохранения традиционных ценностей, культурно-исторического наследия многонационального государства; – развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе изучения информации, представленной в разных знаковых системах; – формировать у обучающихся уважение к общероссийскому культурноисторическому пространству, лучшим национальным традициям 5 (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России и родного края. Место курса «Исторические основы российской цивилизации» Согласно учебного плана МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025 учебном году на изучение курса внеурочной деятельности в 11 классе отводится 34 часа. Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе группы, состоящей из обучающихся 10–11 классов. 6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» _ ___ Раздел 1. Российские ученые о цивилизации Понятие «цивилизация» в историко-философской мысли. Черты российской цивилизации. Подходы к интерпретации России как цивилизации в XIX веке: 1) западнический: Россия – часть европейской цивилизации (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.); 2) славянофильский: Россия – самобытная цивилизация, основанная на общинности, православии (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.); 3) евразийский: Россия частично сочетает черты западной и восточной цивилизаций (Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.). Подходы к интерпретации России как цивилизации в XX – начале XXI вв.: 1) глобалистский (неозападнический) (А.А. Зиновьев и др.); 2) национальноцивилизационный (неославянофильский) (М.Ф. Антонов, Д.М. Балашов, Э.В. Володин, Л.М. Леонов, И.Р. Шафаревич и др.); 3) геополитический (неоевразийский) (А.А. Кара-Мурза, С.Б. Лавров, Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин и др.); 4) концепция политэнической российской цивилизации (С.В. Кортунов, В.И. Пантин и др.). Современные государственные документы как источник информации о современном понимании России как государства-цивилизации. Раздел 2. Историческая география России Изменение территории Российского государства на протяжении IX–XX вв. Особенности социально-экономического и политического развития России. Анализ исторических карт, статистических материалов. Работа с информационными ресурсами: специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.). Раздел 3. Традиционные российские ценности Патриотизм и гражданственность. Места ратной славы и памятники как источник сохранения памяти о героизме русских воинов в значимых событиях 7 российской истории XIII–XX вв. Сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории как одна из задач современной российской цивилизации. Духовные ценности российского народа. Роль Русской православной церкви в истории государства. Межнациональные и межрелигиозные отношения на протяжении многовековой истории России как важнейшая составляющая национальной политики государства. Современная Россия как многонациональная и многоконфессиональная страна. Государственные и национальные праздники. Русский язык как государственный язык многонационального народа. Портал «Русский мир» как важный источник информации о значимости русского языка. Русская литература. Коллективизм и общинность российского общества. Роль коллективизма в истории государства. Современные институты гражданского общества. Многодетность как традиционная семейная ценность в истории российского государства. Семья как социальный институт современного общества. Права и свободы человека, их значение в современном российском государстве. Раздел 4. Самобытная российская культура Характерные черты культуры России в разные исторические эпохи. Выдающиеся деятели российской науки и их достижения: М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.С. Попов, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский и др. Выдающиеся деятели российского искусства и их вклад в мировую сокровищницу культуры. Музыка: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др. Живопись: И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.К. Айвазовский, А.А. Иванов, В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, А.К. Саврасов, В.Г. Перов, И.С. Глазунов и др. Театр: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.В. Бородин, Т.Л. Пилецкая, Ф.Г. Раневская, О.П. Табаков, С.В. Образцов и др. Балет: А. Истомина, М. Кшесинская, Г.С. Уланова, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, А.Я. Ваганова, Ю.Н. Григорович и др. Декоративно-прикладное искусство: 8 Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая роспись, Уральский малахит, Гусевской хрусталь, Матрешка, Финифть, Тульский самовар, Палехская миниатюра, Павлово-посадские шали, Вологодское кружево, Шемогодская резьба, Оренбургский пуховый платок. Раздел 5. Сохранение ценностей российской цивилизации. Ученическая конференция 9 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» _ Содержание курса внеурочной деятельности «Исторические основы российской цивилизации» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; 10 3) духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; 4) эстетического воспитания: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; 5) физического воспитания: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; 6) трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; 11 представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, в поликультурном мире; способствующего осознанию своего места осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории; 9) эмоциональный интеллект: развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии; социальных навыков. 12 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять закономерные черты, противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям. Базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте. 13 Работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.); извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Коммуникативные универсальные учебные действия: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации. Регулятивные универсальные учебные действия: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.; 14 владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем. Совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: овладение целостными представлениями об особенностях исторического пути России как цивилизации; знание подходов к интерпретации России как цивилизации на разных этапах развития государства; умение характеризовать социально-экономические и политические особенности России с опорой на историческую карту; систематизация знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории в рамках изучения черт российской цивилизации; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений в развитии российской цивилизации; умение работать с основными видами современных источников, информацией, представленной в разных знаковых системах при решении учебных задач; 15 способность представлять устное и письменное описание исторических событий, процессов, явлений при перечислении признаков российской цивилизации; способность применять исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде; умение устанавливать взаимосвязи событий, становления российской цивилизации с ХХ – начала XXI в.; осознание необходимости сохранения явлений, важнейшими традиционных процессов событиями духовно- нравственных ценностей как основы России как государства-цивилизации. 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ _ _ № п/п Наименование разделов и тем учебного предмета Количество Программное содержание часов Форма работы/характеристика деятельности обучающихся Раздел 1. Российские ученые о цивилизации 1.1 Цивилизация: сущность, 1 историческое развитие, примеры Понятие «цивилизация» в историкофилософской мысли. Черты Беседа. Анализ подходов к сущности понятия «цивилизация». российской цивилизации Дискуссия. Объяснение значения терминов: цивилизация, культура. Поиск и обсуждение примеров цивилизаций. Аргументированная оценка черт российской цивилизации 1.2 Подходы к интерпретации России как Подходы к интерпретации России как цивилизации в XIX в: Работа в группах, обсуждение, дискуссия. Изучение взглядов 1) западнический: Россия – часть представителей различных цивилизации европейской цивилизации в XIX в. (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.); направлений в интерпретации российской цивилизации. 3 Поиск и обсуждение примеров из истории России, 17 2) славянофильский: Россия – аргументирующих изученные самобытная цивилизация, основанная на общинности, позиции. православии (К.С. Аксаков, Разработка проекта (в виде презентации или плаката) «Ученые И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, XIX века о российской А.С. Хомяков и др.); цивилизации» 3) евразийский: Россия частично сочетает черты западной и восточной цивилизаций (Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.) 1.3 Подходы к интерпретации России как цивилизации в XX – начале XXI в. 4 Подходы к интерпретации Работа в группах, обсуждение, России как цивилизации дискуссия. Изучение взглядов представителей различных в XX – начале XXI в.: 1) глобалистский направлений в интерпретации (неозападнический) (А.А. Зиновьев и др.); 2) национально-цивилизационный российской цивилизации. Поиск и обсуждение примеров из истории России, (неославянофильский) (М.Ф. Антонов, Д.М. Балашов, аргументирующих изученные Э.В. Володин, Л.М. Леонов, Ролевая игра «Ученые XIX – XX вв. И.Р. Шафаревич и др.); о российской цивилизации» позиции. 18 3) геополитический (неоевразийский) (А.А. Кара-Мурза, С.Б. Лавров, Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин и др.); 4) концепция политэнической российской цивилизации (С.В. Кортунов, В.И. Пантин и др.) 1.4 Россия – «государство- 1 цивилизация» Современные государственные документы как источник Работа с документами. Дискуссия информации о современном понимании России как государствацивилизации Итого по разделу 9 Раздел 2. Историческая география России 2.1 История России Изменение территории Работа в группах: на карте: территория, население, Российского государства на протяжении IX–XX вв. 1) по сопоставлению изменений территории и влияния России экономика, политика Особенности социальноэкономического и политического в мире; 2) по определению специфики развития России. Анализ социально-экономического исторических карт, статистических материалов и политического развития с точки зрения становления и развития 2 19 цивилизации на основе источников разного типа. Дискуссия 2.2 Историческая география России через призму источников Итого по разделу 2 Работа с информационными ресурсами по теме: специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.) Работа в группах. Анализ цифровых ресурсов. Круглый стол «Специфика изучения исторической географии России на основе различных источников» 4 Раздел 3. Традиционные российские ценности 3.1 Патриотизм 2 Патриотизм и гражданственность. и гражданственность Места ратной славы и памятники как источник сохранения памяти о героизме русских воинов в значимых событиях российской истории XIII–XX вв. Сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории как одна из задач современной российской цивилизации Объяснение значения понятий: патриотизм, гражданственность. Поиск и обсуждение примеров наиболее известных мест ратной славы России и края, объяснение связи памятных мест и мемориальных объектов страны и края со значимыми процессами и событиями истории России. Разработка проекта «Способы сохранения исторической памяти 20 как одна из задач современной российской цивилизации» 3.2 Духовные ценности российского народа 2 Духовные ценности российского Объяснение значения понятий: народа. Роль Русской православной ценности, духовные и материальные церкви в истории государства. ценности, нравственность, Межнациональные и межрелигиозные отношения на протяжении многовековой истории России как важнейшая национальная политика. составляющая национальной политики государства. Современная Работа в группах: составление частей обобщающей схемы Россия как многонациональная «Многонациональность и многоконфессиональность как черта российской цивилизации». и многоконфессиональная страна. Государственные и национальные праздники Поиск и обсуждение примеров роли Русской православной церкви в жизни общества и государства. Анализ текстовых и визуальных источников по теме. Работа в группах: создание элементов единой электронной энциклопедии «Государственные и национальные праздники в России» 3.3 Русский язык как государственный 1 Русский язык как государственный язык многонационального народа. Изучение информации портала «Русский мир», беседа. 21 3.4 язык Портал «Русский мир» как важный Обсуждение примеров роли русской многонационального народа источник информации о значимости русского языка. Русская литература литературы в мире Коллективизм и общинность российского общества. Роль Поиск и обсуждение примеров влияния коллективизма российского коллективизма в истории и общинности на жизнь общества общества государства. Современные и государства в различные институты гражданского общества исторические периоды. Дискуссия. Коллективизм и общинность 1 Работа с информацией по выявлению функций институтов гражданского общества в современной России. Обсуждение 3.5 3.6 Семья как Многодетность как традиционная Поиск и обсуждение примеров традиционная семейная ценность в истории (на основе разных источников) ценность российского российского государства. Семья как о важности семьи в российском общества социальный институт современного общества обществе с древности до современности Права и свободы человека, их значение в современном российском Дискуссия «Права, обязанности, свободы человека и гражданина государстве в России» Права и свободы человека Итого по разделу 1 1 8 22 Раздел 4. Самобытная российская культура 4.1 Особенности развития российской 1 Характерные черты культуры Выявление черт развития культуры России в разные исторические эпохи России. культуры Составление систематической таблицы «Особенности развития российской культуры X–XX вв.» Обсуждение 4.2 Выдающиеся деятели российской науки 2 и их достижения 4.3 Выдающиеся деятели российского искусства и их вклад в мировую сокровищницу культуры 6 Выдающиеся деятели российской науки и их достижения: Разработка и презентация проектов о выдающихся деятелях науки и их М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, достижениях. Разработка электронной И.И. Мечников, И.П. Павлов, энциклопедии «Российская А.С. Попов, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский и др. культура как важнейшая черта цивилизации» Выдающиеся деятели российского Разработка и презентация проектов искусства и их вклад в мировую сокровищницу культуры. Музыка: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, о выдающихся деятелях А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, энциклопедии «Российская культура как важнейшая черта А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, цивилизации» российского искусства. Разработка электронной Д.Д. Шостакович и др. 23 Живопись: И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.К. Айвазовский, А.А. Иванов, В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, А.К. Саврасов, В.Г. Перов, И.С. Глазунов и др. Театр: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.В. Бородин, Т.Л. Пилецкая, Ф.Г. Раневская, О.П. Табаков, С.В. Образцов и др. Балет: А. Истомина, М. Кшесинская, Г.С. Уланова, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, А.Я. Ваганова, Ю.Н. Григорович и др. 4.4 Декоративноприкладное Декоративно-прикладное искусство: Хохлома, Гжель, Дымковская Разработка и презентация проектов о народных ремеслах. искусство: история игрушка, Жостовская роспись, Разработка электронной и современность Городецкая роспись, Уральский энциклопедии «Российская малахит, Гусевской хрусталь, культура как важнейшая черта Матрешка, Финифть, Тульский цивилизации» 2 24 самовар, Палехская миниатюра, Павлово-посадские шали, Вологодское кружево, Шемогодская резьба, Оренбургский пуховый платок Итого по разделу 11 Раздел 5. Сохранение ценностей российской цивилизации. Ученическая конференция 5.1 Сохранение ценностей 2 российской цивилизации. Проблематика ученической конференции: пути сохранения Презентация и обсуждение индивидуальных или групповых ценностей российской цивилизации учебных исследований или проектов, подготовленных Ученическая в рамках тематики курса конференция внеурочной деятельности «Исторические основы российской цивилизации» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 25