Исторические основы российской цивилизации. 11 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
_
Общая характеристика
Программа курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации» (далее – программа) для 11 класса составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО),
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413
и
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034), а также с
учетом:
– Концепции
преподавания
учебного
курса
«История
России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол
от 23.10.2020 г.);
– федеральной рабочей программы по учебному предмету «История»
(базовый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций;
– информационных материалов «Наши герои», разработанных
Министерством просвещения Российской Федерации (2023 г.).
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Федеральный закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации» (с учетом редакции от
04.08.2023 №479-ФЗ);
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственныхценностей»;
– Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3

Актуальность
цивилизации»

программы

«Исторические

основы

российской

Актуальность курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации» обусловлена необходимостью формирования
у

обучающихся

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма,

приобщения к исторической памяти многих поколений россиян.
Разработка

программы

связана

с

задачами,

направленными

на историческое просвещение обучающихся, в частности на осознание
особенностей развития российского государства с позиций цивилизационного
подхода,

понимание

уникальности

российских ценностей

и традиций,

определение ключевых черт российской цивилизации.
«Основные качества
государства-цивилизации
– многообразие
и самодостаточность. Два основных компонента. Современному миру чужда
любая унификация. Каждое государство хочет самостоятельно выработать свой
путь развития. В основе его культура и традиции, укрепленные в географии,
историческом опыте, как в давнем, так и в современном и в ценностях народа», –
заявил Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании
Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование
у обучающихся осознанного понимания особенностей развития российского
государства, его роли в мировой истории, научного осмысления понятия
«цивилизация» и его обоснования на примере России.
Особенностью программы является привлечение и активное
использование в образовательном процессе различных источников: мнений
ученых, учебных текстов, видеоматериалов, информационных материалов
с сайтов (Культура.РФ, История.РФ, Русский мир и др.)
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»,
призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие
отечественной истории посредством рассмотрения самобытных черт
цивилизации, обращения к знаковым личностям и памятным событиям
из истории страны и родного края. Программа основана на межкурсовых
(всеобщая история) и межпредметных связях (география, обществознание), что
позволяет комплексно подойти к достижению результатов обучения.
4

Цель курса «Исторические основы российской цивилизации»
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на осознание
обучающимися феномена развития российского государства, определение
особого положения России как самобытного государства-цивилизации,
обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский
народ и другие народы, сохранение исторической памяти, понимание общности
исторических судеб различных народов и регионов России, формирование
у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
своей страны.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации»
– дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя
внимание на вкладе российских ученых в теорию цивилизационного
развития;
– систематизировать знания обучающихся по отечественной истории
на основе блоков вопросов, формирующих понимание особенностей
развития российской цивилизации;
– расширить знания обучающихся по отечественной истории посредством
привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для истории
страны и родного края историческим личностям, событиям,
культурным достижениям с точки зрения ключевых аспектов развития
цивилизации;
– стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению основ
российской цивилизации для формирования гражданской идентичности,
понимания важности и необходимости сохранения традиционных
ценностей, культурно-исторического наследия многонационального
государства;
– развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы
на основе изучения информации, представленной в разных знаковых
системах;
– формировать у обучающихся уважение к общероссийскому культурноисторическому пространству, лучшим национальным традициям
5

(боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов
России и родного края.
Место курса «Исторические основы российской цивилизации»
Согласно учебного плана

МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025

учебном году на изучение курса внеурочной деятельности

в 11 классе

отводится 34 часа.

Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года в составе группы, состоящей из обучающихся
10–11 классов.

6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
_
___
Раздел 1. Российские ученые о цивилизации
Понятие «цивилизация» в историко-философской мысли. Черты
российской цивилизации.
Подходы к интерпретации России как цивилизации в XIX веке:
1) западнический: Россия – часть европейской цивилизации (П.В. Анненков,
В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.);
2) славянофильский: Россия – самобытная цивилизация, основанная
на общинности, православии (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин,
А.С. Хомяков и др.); 3) евразийский: Россия частично сочетает черты западной
и восточной цивилизаций (Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.).
Подходы к интерпретации России как цивилизации в XX – начале XXI вв.:
1) глобалистский (неозападнический) (А.А. Зиновьев и др.); 2) национальноцивилизационный (неославянофильский) (М.Ф. Антонов, Д.М.
Балашов,
Э.В. Володин, Л.М. Леонов, И.Р. Шафаревич и др.); 3) геополитический
(неоевразийский) (А.А. Кара-Мурза, С.Б. Лавров, Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин
и др.); 4) концепция политэнической российской цивилизации (С.В. Кортунов,
В.И. Пантин и др.).
Современные государственные документы как источник информации
о современном понимании России как государства-цивилизации.
Раздел 2. Историческая география России
Изменение территории Российского государства на протяжении IX–XX вв.
Особенности социально-экономического и политического развития России.
Анализ исторических карт, статистических материалов.
Работа с информационными ресурсами: специфика поиска, отбора
и использования материалов из различных источников информации (учебные,
научные, СМИ, «сетевые» и др.).
Раздел 3. Традиционные российские ценности
Патриотизм и гражданственность. Места ратной славы и памятники как
источник сохранения памяти о героизме русских воинов в значимых событиях
7

российской истории XIII–XX вв. Сохранение исторической памяти,
противодействие попыткам фальсификации истории как одна из задач
современной российской цивилизации.
Духовные ценности российского народа. Роль Русской православной
церкви в истории государства. Межнациональные и межрелигиозные отношения
на протяжении многовековой истории России как важнейшая составляющая
национальной
политики
государства.
Современная
Россия
как
многонациональная

и

многоконфессиональная

страна.

Государственные

и национальные праздники.
Русский язык как государственный язык многонационального народа.
Портал «Русский мир» как важный источник информации о значимости русского
языка. Русская литература.
Коллективизм и общинность российского общества. Роль коллективизма
в истории государства. Современные институты гражданского общества.
Многодетность как традиционная семейная ценность в истории
российского государства. Семья как социальный институт современного
общества.
Права и свободы человека, их значение в современном российском
государстве.
Раздел 4. Самобытная российская культура
Характерные черты культуры России в разные исторические эпохи.
Выдающиеся деятели российской науки и их достижения: М.В. Ломоносов,
Н.И. Пирогов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.П. Павлов,
А.С. Попов, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский и др.
Выдающиеся деятели российского искусства и их вклад в мировую
сокровищницу культуры. Музыка: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин,
М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев,
Д.Д. Шостакович и др. Живопись: И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.И. Суриков,
И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.К. Айвазовский, А.А. Иванов,
В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, А.К. Саврасов, В.Г. Перов, И.С. Глазунов и др.
Театр: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.В. Бородин,
Т.Л. Пилецкая, Ф.Г. Раневская, О.П. Табаков, С.В. Образцов и др. Балет:
А. Истомина, М. Кшесинская, Г.С. Уланова, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев,
А.Я. Ваганова, Ю.Н. Григорович и др. Декоративно-прикладное искусство:
8

Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая
роспись, Уральский малахит, Гусевской хрусталь, Матрешка, Финифть,
Тульский

самовар,

Палехская

миниатюра,

Павлово-посадские

шали,

Вологодское кружево, Шемогодская резьба, Оренбургский пуховый платок.
Раздел 5. Сохранение ценностей российской цивилизации. Ученическая
конференция

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ»
_
Содержание курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского
служения Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание исторического значения конституционного развития России,
своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
10

3) духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа;
сформированность

нравственного

сознания,

этического

поведения;

способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности
и нормы современного российского общества;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших
поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии
своей страны и мира;
способность

воспринимать

различные

виды

искусства,

традиции

и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства; осознание значимости для личности и общества наследия
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
5) физического воспитания:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе
на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
6) трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
11

представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий;
формирование

интереса

к

различным

сферам

профессиональной

деятельности; мотивация и способность к образованию и самообразованию
на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой, его позитивных и негативных проявлений;
сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на диалоге
культур,
в поликультурном мире;

способствующего

осознанию

своего

места

осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого
с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории;
9) эмоциональный интеллект:
развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать
свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных
исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль,
умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление
к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей; эмпатии; социальных навыков.
12

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять закономерные черты, противоречия в рассматриваемых
явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма,
основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме
таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать
причинно-следственные
связи
событий
прошлого
и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения,
выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования в современном общественном контексте.
13

Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.);
извлекать,

сопоставлять,

систематизировать

и

интерпретировать

информацию;
различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника
(по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их
свидетельств;
использовать

средства

современных

информационных

и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм,
требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности

взаимодействия

людей

в

исторических

обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого
и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том
числе межкультурного, в образовательной организации и социальном
окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.

Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий,
определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план
действий и др.;
14

владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию
и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; принятие себя и других:
осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, общении,
сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные
предложения для совместного решения учебных задач, проблем.

Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных
целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия
с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение целостными представлениями об особенностях исторического
пути России как цивилизации;
знание подходов к интерпретации России как цивилизации на разных
этапах развития государства;
умение характеризовать социально-экономические и политические
особенности России с опорой на историческую карту;
систематизация знаний об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории в рамках изучения черт российской цивилизации;
способность применять понятийный аппарат исторического знания
и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений в развитии российской цивилизации;
умение работать с основными видами современных источников,
информацией, представленной в разных знаковых системах при решении
учебных задач;
15

способность представлять устное и письменное описание исторических
событий, процессов, явлений при перечислении признаков российской
цивилизации;
способность применять исторические знания в общении как основу
диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде;
умение

устанавливать

взаимосвязи

событий,

становления
российской
цивилизации
с
ХХ – начала XXI в.;
осознание
необходимости
сохранения

явлений,

важнейшими
традиционных

процессов
событиями
духовно-

нравственных ценностей как основы России как государства-цивилизации.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
_

_

№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Количество

Программное содержание

часов

Форма работы/характеристика
деятельности обучающихся

Раздел 1. Российские ученые о цивилизации
1.1

Цивилизация:
сущность,

1

историческое
развитие, примеры

Понятие «цивилизация» в историкофилософской мысли. Черты

Беседа. Анализ подходов
к сущности понятия «цивилизация».

российской цивилизации

Дискуссия. Объяснение значения
терминов: цивилизация, культура.
Поиск и обсуждение примеров
цивилизаций.
Аргументированная оценка черт
российской цивилизации

1.2

Подходы
к интерпретации
России как

Подходы к интерпретации России
как цивилизации в XIX в:

Работа в группах, обсуждение,
дискуссия. Изучение взглядов

1) западнический: Россия – часть

представителей различных

цивилизации

европейской цивилизации

в XIX в.

(П.В. Анненков, В.П. Боткин,
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин,
М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.);

направлений в интерпретации
российской цивилизации.

3

Поиск и обсуждение примеров
из истории России,
17

2) славянофильский: Россия –

аргументирующих изученные

самобытная цивилизация,
основанная на общинности,

позиции.

православии (К.С. Аксаков,

Разработка проекта (в виде
презентации или плаката) «Ученые

И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин,

XIX века о российской

А.С. Хомяков и др.);

цивилизации»

3) евразийский: Россия частично
сочетает черты западной
и восточной цивилизаций
(Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев
и др.)
1.3

Подходы
к интерпретации
России как
цивилизации
в XX – начале XXI в.

4

Подходы к интерпретации

Работа в группах, обсуждение,

России как цивилизации

дискуссия. Изучение взглядов
представителей различных

в XX – начале XXI в.:
1) глобалистский

направлений в интерпретации

(неозападнический) (А.А. Зиновьев
и др.);
2) национально-цивилизационный

российской цивилизации.
Поиск и обсуждение примеров
из истории России,

(неославянофильский)
(М.Ф. Антонов, Д.М. Балашов,

аргументирующих изученные

Э.В. Володин, Л.М. Леонов,

Ролевая игра «Ученые XIX – XX вв.

И.Р. Шафаревич и др.);

о российской цивилизации»

позиции.

18

3) геополитический
(неоевразийский) (А.А. Кара-Мурза,
С.Б. Лавров, Н.Н. Моисеев,
А.С. Панарин и др.);
4) концепция политэнической
российской цивилизации
(С.В. Кортунов, В.И. Пантин и др.)
1.4

Россия –
«государство-

1

цивилизация»

Современные государственные
документы как источник

Работа с документами.
Дискуссия

информации о современном
понимании России как государствацивилизации

Итого по разделу

9

Раздел 2. Историческая география России
2.1

История России

Изменение территории

Работа в группах:

на карте: территория,
население,

Российского государства
на протяжении IX–XX вв.

1) по сопоставлению изменений
территории и влияния России

экономика, политика

Особенности социальноэкономического и политического

в мире;
2) по определению специфики

развития России. Анализ

социально-экономического

исторических карт, статистических
материалов

и политического развития с точки
зрения становления и развития

2

19

цивилизации на основе источников
разного типа.
Дискуссия
2.2

Историческая
география России
через призму
источников

Итого по разделу

2

Работа с информационными
ресурсами по теме: специфика
поиска, отбора и использования
материалов из различных
источников информации (учебные,
научные, СМИ, «сетевые» и др.)

Работа в группах. Анализ цифровых
ресурсов.
Круглый стол «Специфика изучения
исторической географии России
на основе различных источников»

4

Раздел 3. Традиционные российские ценности
3.1 Патриотизм
2
Патриотизм и гражданственность.
и гражданственность
Места ратной славы и памятники
как источник сохранения памяти
о героизме русских воинов
в значимых событиях российской
истории XIII–XX вв. Сохранение
исторической памяти,
противодействие попыткам
фальсификации истории как одна
из задач современной российской
цивилизации

Объяснение значения понятий:
патриотизм, гражданственность.
Поиск и обсуждение примеров
наиболее известных мест ратной
славы России и края, объяснение
связи памятных мест
и мемориальных объектов страны
и края со значимыми процессами
и событиями истории России.
Разработка проекта «Способы
сохранения исторической памяти
20

как одна из задач современной
российской цивилизации»
3.2

Духовные ценности
российского народа

2

Духовные ценности российского

Объяснение значения понятий:

народа. Роль Русской православной

ценности, духовные и материальные

церкви в истории государства.

ценности, нравственность,

Межнациональные
и межрелигиозные отношения
на протяжении многовековой
истории России как важнейшая

национальная политика.

составляющая национальной
политики государства. Современная

Работа в группах: составление
частей обобщающей схемы

Россия как многонациональная

«Многонациональность
и многоконфессиональность как
черта российской цивилизации».

и многоконфессиональная страна.
Государственные и национальные
праздники

Поиск и обсуждение примеров роли
Русской православной церкви
в жизни общества и государства.

Анализ текстовых и визуальных
источников по теме.
Работа в группах: создание
элементов единой электронной
энциклопедии «Государственные
и национальные праздники в России»

3.3

Русский язык как
государственный

1

Русский язык как государственный
язык многонационального народа.

Изучение информации портала
«Русский мир», беседа.
21

3.4

язык

Портал «Русский мир» как важный

Обсуждение примеров роли русской

многонационального
народа

источник информации о значимости
русского языка. Русская литература

литературы в мире

Коллективизм и общинность
российского общества. Роль

Поиск и обсуждение примеров
влияния коллективизма

российского

коллективизма в истории

и общинности на жизнь общества

общества

государства. Современные

и государства в различные

институты гражданского общества

исторические периоды. Дискуссия.

Коллективизм
и общинность

1

Работа с информацией
по выявлению функций институтов
гражданского общества
в современной России.
Обсуждение
3.5

3.6

Семья как

Многодетность как традиционная

Поиск и обсуждение примеров

традиционная

семейная ценность в истории

(на основе разных источников)

ценность российского

российского государства. Семья как

о важности семьи в российском

общества

социальный институт современного
общества

обществе с древности
до современности

Права и свободы человека, их
значение в современном российском

Дискуссия «Права, обязанности,
свободы человека и гражданина

государстве

в России»

Права и свободы
человека

Итого по разделу

1

1

8
22

Раздел 4. Самобытная российская культура
4.1

Особенности
развития российской

1

Характерные черты культуры
Выявление черт развития культуры
России в разные исторические эпохи России.

культуры

Составление систематической
таблицы «Особенности развития
российской культуры X–XX вв.»
Обсуждение

4.2

Выдающиеся деятели
российской науки

2

и их достижения

4.3

Выдающиеся деятели
российского
искусства и их вклад
в мировую
сокровищницу
культуры

6

Выдающиеся деятели российской
науки и их достижения:

Разработка и презентация проектов
о выдающихся деятелях науки и их

М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов,
Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев,

достижениях.
Разработка электронной

И.И. Мечников, И.П. Павлов,

энциклопедии «Российская

А.С. Попов, В.М. Бехтерев,
К.Э. Циолковский и др.

культура как важнейшая черта
цивилизации»

Выдающиеся деятели российского

Разработка и презентация проектов

искусства и их вклад в мировую
сокровищницу культуры. Музыка:
М.И. Глинка, П.И. Чайковский,

о выдающихся деятелях

А.П. Бородин, М.П. Мусоргский,
Н.А. Римский-Корсаков,

энциклопедии «Российская
культура как важнейшая черта

А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев,

цивилизации»

российского искусства.
Разработка электронной

Д.Д. Шостакович и др.
23

Живопись:

И.И.

Левитан,

М.В. Нестеров, В.И. Суриков,
И.И. Шишкин, В.М. Васнецов,
В.А. Серов, И.К. Айвазовский,
А.А. Иванов, В.Д. Поленов,
В.В. Верещагин, А.К. Саврасов,
В.Г. Перов, И.С. Глазунов и др.
Театр: К.С. Станиславский,
В.И. Немирович-Данченко,
А.В. Бородин, Т.Л. Пилецкая,
Ф.Г. Раневская, О.П. Табаков,
С.В. Образцов и др.
Балет: А. Истомина, М. Кшесинская,
Г.С. Уланова, М.Э. Лиепа,
В.В. Васильев, А.Я. Ваганова,
Ю.Н. Григорович и др.
4.4

Декоративноприкладное

Декоративно-прикладное искусство:
Хохлома, Гжель, Дымковская

Разработка и презентация проектов
о народных ремеслах.

искусство: история

игрушка, Жостовская роспись,

Разработка электронной

и современность

Городецкая роспись, Уральский

энциклопедии «Российская

малахит, Гусевской хрусталь,

культура как важнейшая черта

Матрешка, Финифть, Тульский

цивилизации»

2

24

самовар, Палехская миниатюра,
Павлово-посадские шали,
Вологодское кружево,
Шемогодская резьба, Оренбургский
пуховый платок
Итого по разделу

11

Раздел 5. Сохранение ценностей российской цивилизации. Ученическая конференция
5.1

Сохранение
ценностей

2

российской
цивилизации.

Проблематика ученической
конференции: пути сохранения

Презентация и обсуждение
индивидуальных или групповых

ценностей российской цивилизации

учебных исследований
или проектов, подготовленных

Ученическая

в рамках тематики курса

конференция

внеурочной деятельности
«Исторические основы российской
цивилизации»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».