ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
_
Общая характеристика
Программа курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации» (далее – программа) для 11 класса составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО),
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г. № 413
и
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034), а также с
учетом:
– Концепции
преподавания
учебного
курса
«История
России» в образовательных организациях, реализующих основные
общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол
от 23.10.2020 г.);
– федеральной рабочей программы по учебному предмету «История»
(базовый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций;
– информационных материалов «Наши герои», разработанных
Министерством просвещения Российской Федерации (2023 г.).
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Федеральный закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации» (с учетом редакции от
04.08.2023 №479-ФЗ);
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственныхценностей»;
– Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3
Актуальность
цивилизации»
программы
«Исторические
основы
российской
Актуальность курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации» обусловлена необходимостью формирования
у
обучающихся
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
приобщения к исторической памяти многих поколений россиян.
Разработка
программы
связана
с
задачами,
направленными
на историческое просвещение обучающихся, в частности на осознание
особенностей развития российского государства с позиций цивилизационного
подхода,
понимание
уникальности
российских ценностей
и традиций,
определение ключевых черт российской цивилизации.
«Основные качества
государства-цивилизации
– многообразие
и самодостаточность. Два основных компонента. Современному миру чужда
любая унификация. Каждое государство хочет самостоятельно выработать свой
путь развития. В основе его культура и традиции, укрепленные в географии,
историческом опыте, как в давнем, так и в современном и в ценностях народа», –
заявил Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании
Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Программа курса внеурочной деятельности направлена на формирование
у обучающихся осознанного понимания особенностей развития российского
государства, его роли в мировой истории, научного осмысления понятия
«цивилизация» и его обоснования на примере России.
Особенностью программы является привлечение и активное
использование в образовательном процессе различных источников: мнений
ученых, учебных текстов, видеоматериалов, информационных материалов
с сайтов (Культура.РФ, История.РФ, Русский мир и др.)
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»,
призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие
отечественной истории посредством рассмотрения самобытных черт
цивилизации, обращения к знаковым личностям и памятным событиям
из истории страны и родного края. Программа основана на межкурсовых
(всеобщая история) и межпредметных связях (география, обществознание), что
позволяет комплексно подойти к достижению результатов обучения.
4
Цель курса «Исторические основы российской цивилизации»
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на осознание
обучающимися феномена развития российского государства, определение
особого положения России как самобытного государства-цивилизации,
обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский
народ и другие народы, сохранение исторической памяти, понимание общности
исторических судеб различных народов и регионов России, формирование
у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
своей страны.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации»
– дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя
внимание на вкладе российских ученых в теорию цивилизационного
развития;
– систематизировать знания обучающихся по отечественной истории
на основе блоков вопросов, формирующих понимание особенностей
развития российской цивилизации;
– расширить знания обучающихся по отечественной истории посредством
привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для истории
страны и родного края историческим личностям, событиям,
культурным достижениям с точки зрения ключевых аспектов развития
цивилизации;
– стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению основ
российской цивилизации для формирования гражданской идентичности,
понимания важности и необходимости сохранения традиционных
ценностей, культурно-исторического наследия многонационального
государства;
– развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы
на основе изучения информации, представленной в разных знаковых
системах;
– формировать у обучающихся уважение к общероссийскому культурноисторическому пространству, лучшим национальным традициям
5
(боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов
России и родного края.
Место курса «Исторические основы российской цивилизации»
Согласно учебного плана
МБОУ СОШ с. Советское в 2024 – 2025
учебном году на изучение курса внеурочной деятельности
в 11 классе
отводится 34 часа.
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года в составе группы, состоящей из обучающихся
10–11 классов.
6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
_
___
Раздел 1. Российские ученые о цивилизации
Понятие «цивилизация» в историко-философской мысли. Черты
российской цивилизации.
Подходы к интерпретации России как цивилизации в XIX веке:
1) западнический: Россия – часть европейской цивилизации (П.В. Анненков,
В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.);
2) славянофильский: Россия – самобытная цивилизация, основанная
на общинности, православии (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин,
А.С. Хомяков и др.); 3) евразийский: Россия частично сочетает черты западной
и восточной цивилизаций (Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др.).
Подходы к интерпретации России как цивилизации в XX – начале XXI вв.:
1) глобалистский (неозападнический) (А.А. Зиновьев и др.); 2) национальноцивилизационный (неославянофильский) (М.Ф. Антонов, Д.М.
Балашов,
Э.В. Володин, Л.М. Леонов, И.Р. Шафаревич и др.); 3) геополитический
(неоевразийский) (А.А. Кара-Мурза, С.Б. Лавров, Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин
и др.); 4) концепция политэнической российской цивилизации (С.В. Кортунов,
В.И. Пантин и др.).
Современные государственные документы как источник информации
о современном понимании России как государства-цивилизации.
Раздел 2. Историческая география России
Изменение территории Российского государства на протяжении IX–XX вв.
Особенности социально-экономического и политического развития России.
Анализ исторических карт, статистических материалов.
Работа с информационными ресурсами: специфика поиска, отбора
и использования материалов из различных источников информации (учебные,
научные, СМИ, «сетевые» и др.).
Раздел 3. Традиционные российские ценности
Патриотизм и гражданственность. Места ратной славы и памятники как
источник сохранения памяти о героизме русских воинов в значимых событиях
7
российской истории XIII–XX вв. Сохранение исторической памяти,
противодействие попыткам фальсификации истории как одна из задач
современной российской цивилизации.
Духовные ценности российского народа. Роль Русской православной
церкви в истории государства. Межнациональные и межрелигиозные отношения
на протяжении многовековой истории России как важнейшая составляющая
национальной
политики
государства.
Современная
Россия
как
многонациональная
и
многоконфессиональная
страна.
Государственные
и национальные праздники.
Русский язык как государственный язык многонационального народа.
Портал «Русский мир» как важный источник информации о значимости русского
языка. Русская литература.
Коллективизм и общинность российского общества. Роль коллективизма
в истории государства. Современные институты гражданского общества.
Многодетность как традиционная семейная ценность в истории
российского государства. Семья как социальный институт современного
общества.
Права и свободы человека, их значение в современном российском
государстве.
Раздел 4. Самобытная российская культура
Характерные черты культуры России в разные исторические эпохи.
Выдающиеся деятели российской науки и их достижения: М.В. Ломоносов,
Н.И. Пирогов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, И.П. Павлов,
А.С. Попов, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский и др.
Выдающиеся деятели российского искусства и их вклад в мировую
сокровищницу культуры. Музыка: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин,
М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев,
Д.Д. Шостакович и др. Живопись: И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.И. Суриков,
И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.К. Айвазовский, А.А. Иванов,
В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, А.К. Саврасов, В.Г. Перов, И.С. Глазунов и др.
Театр: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.В. Бородин,
Т.Л. Пилецкая, Ф.Г. Раневская, О.П. Табаков, С.В. Образцов и др. Балет:
А. Истомина, М. Кшесинская, Г.С. Уланова, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев,
А.Я. Ваганова, Ю.Н. Григорович и др. Декоративно-прикладное искусство:
8
Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая
роспись, Уральский малахит, Гусевской хрусталь, Матрешка, Финифть,
Тульский
самовар,
Палехская
миниатюра,
Павлово-посадские
шали,
Вологодское кружево, Шемогодская резьба, Оренбургский пуховый платок.
Раздел 5. Сохранение ценностей российской цивилизации. Ученическая
конференция
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ»
_
Содержание курса внеурочной деятельности «Исторические основы
российской цивилизации» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского
служения Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание исторического значения конституционного развития России,
своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
10
3) духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского
народа;
сформированность
нравственного
сознания,
этического
поведения;
способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности
и нормы современного российского общества;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших
поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии
своей страны и мира;
способность
воспринимать
различные
виды
искусства,
традиции
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства; осознание значимости для личности и общества наследия
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
5) физического воспитания:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе
на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
6) трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
11
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных
профессий;
формирование
интереса
к
различным
сферам
профессиональной
деятельности; мотивация и способность к образованию и самообразованию
на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой, его позитивных и негативных проявлений;
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на диалоге
культур,
в поликультурном мире;
способствующего
осознанию
своего
места
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого
с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории;
9) эмоциональный интеллект:
развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать
свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных
исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль,
умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление
к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей; эмпатии; социальных навыков.
12
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения, выявлять закономерные черты, противоречия в рассматриваемых
явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма,
основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме
таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать
причинно-следственные
связи
событий
прошлого
и настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения,
выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования в современном общественном контексте.
13
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернетресурсы и др.);
извлекать,
сопоставлять,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию;
различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника
(по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям);
рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их
свидетельств;
использовать
средства
современных
информационных
и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм,
требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности
взаимодействия
людей
в
исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого
и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том
числе межкультурного, в образовательной организации и социальном
окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий,
определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план
действий и др.;
14
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию
и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; принятие себя и других:
осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, общении,
сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать
мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные
предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных
целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия
с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение целостными представлениями об особенностях исторического
пути России как цивилизации;
знание подходов к интерпретации России как цивилизации на разных
этапах развития государства;
умение характеризовать социально-экономические и политические
особенности России с опорой на историческую карту;
систематизация знаний об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории в рамках изучения черт российской цивилизации;
способность применять понятийный аппарат исторического знания
и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений в развитии российской цивилизации;
умение работать с основными видами современных источников,
информацией, представленной в разных знаковых системах при решении
учебных задач;
15
способность представлять устное и письменное описание исторических
событий, процессов, явлений при перечислении признаков российской
цивилизации;
способность применять исторические знания в общении как основу
диалога в поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной среде;
умение
устанавливать
взаимосвязи
событий,
становления
российской
цивилизации
с
ХХ – начала XXI в.;
осознание
необходимости
сохранения
явлений,
важнейшими
традиционных
процессов
событиями
духовно-
нравственных ценностей как основы России как государства-цивилизации.
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
_
_
№
п/п
Наименование
разделов и тем
учебного предмета
Количество
Программное содержание
часов
Форма работы/характеристика
деятельности обучающихся
Раздел 1. Российские ученые о цивилизации
1.1
Цивилизация:
сущность,
1
историческое
развитие, примеры
Понятие «цивилизация» в историкофилософской мысли. Черты
Беседа. Анализ подходов
к сущности понятия «цивилизация».
российской цивилизации
Дискуссия. Объяснение значения
терминов: цивилизация, культура.
Поиск и обсуждение примеров
цивилизаций.
Аргументированная оценка черт
российской цивилизации
1.2
Подходы
к интерпретации
России как
Подходы к интерпретации России
как цивилизации в XIX в:
Работа в группах, обсуждение,
дискуссия. Изучение взглядов
1) западнический: Россия – часть
представителей различных
цивилизации
европейской цивилизации
в XIX в.
(П.В. Анненков, В.П. Боткин,
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин,
М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.);
направлений в интерпретации
российской цивилизации.
3
Поиск и обсуждение примеров
из истории России,
17
2) славянофильский: Россия –
аргументирующих изученные
самобытная цивилизация,
основанная на общинности,
позиции.
православии (К.С. Аксаков,
Разработка проекта (в виде
презентации или плаката) «Ученые
И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин,
XIX века о российской
А.С. Хомяков и др.);
цивилизации»
3) евразийский: Россия частично
сочетает черты западной
и восточной цивилизаций
(Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев
и др.)
1.3
Подходы
к интерпретации
России как
цивилизации
в XX – начале XXI в.
4
Подходы к интерпретации
Работа в группах, обсуждение,
России как цивилизации
дискуссия. Изучение взглядов
представителей различных
в XX – начале XXI в.:
1) глобалистский
направлений в интерпретации
(неозападнический) (А.А. Зиновьев
и др.);
2) национально-цивилизационный
российской цивилизации.
Поиск и обсуждение примеров
из истории России,
(неославянофильский)
(М.Ф. Антонов, Д.М. Балашов,
аргументирующих изученные
Э.В. Володин, Л.М. Леонов,
Ролевая игра «Ученые XIX – XX вв.
И.Р. Шафаревич и др.);
о российской цивилизации»
позиции.
18
3) геополитический
(неоевразийский) (А.А. Кара-Мурза,
С.Б. Лавров, Н.Н. Моисеев,
А.С. Панарин и др.);
4) концепция политэнической
российской цивилизации
(С.В. Кортунов, В.И. Пантин и др.)
1.4
Россия –
«государство-
1
цивилизация»
Современные государственные
документы как источник
Работа с документами.
Дискуссия
информации о современном
понимании России как государствацивилизации
Итого по разделу
9
Раздел 2. Историческая география России
2.1
История России
Изменение территории
Работа в группах:
на карте: территория,
население,
Российского государства
на протяжении IX–XX вв.
1) по сопоставлению изменений
территории и влияния России
экономика, политика
Особенности социальноэкономического и политического
в мире;
2) по определению специфики
развития России. Анализ
социально-экономического
исторических карт, статистических
материалов
и политического развития с точки
зрения становления и развития
2
19
цивилизации на основе источников
разного типа.
Дискуссия
2.2
Историческая
география России
через призму
источников
Итого по разделу
2
Работа с информационными
ресурсами по теме: специфика
поиска, отбора и использования
материалов из различных
источников информации (учебные,
научные, СМИ, «сетевые» и др.)
Работа в группах. Анализ цифровых
ресурсов.
Круглый стол «Специфика изучения
исторической географии России
на основе различных источников»
4
Раздел 3. Традиционные российские ценности
3.1 Патриотизм
2
Патриотизм и гражданственность.
и гражданственность
Места ратной славы и памятники
как источник сохранения памяти
о героизме русских воинов
в значимых событиях российской
истории XIII–XX вв. Сохранение
исторической памяти,
противодействие попыткам
фальсификации истории как одна
из задач современной российской
цивилизации
Объяснение значения понятий:
патриотизм, гражданственность.
Поиск и обсуждение примеров
наиболее известных мест ратной
славы России и края, объяснение
связи памятных мест
и мемориальных объектов страны
и края со значимыми процессами
и событиями истории России.
Разработка проекта «Способы
сохранения исторической памяти
20
как одна из задач современной
российской цивилизации»
3.2
Духовные ценности
российского народа
2
Духовные ценности российского
Объяснение значения понятий:
народа. Роль Русской православной
ценности, духовные и материальные
церкви в истории государства.
ценности, нравственность,
Межнациональные
и межрелигиозные отношения
на протяжении многовековой
истории России как важнейшая
национальная политика.
составляющая национальной
политики государства. Современная
Работа в группах: составление
частей обобщающей схемы
Россия как многонациональная
«Многонациональность
и многоконфессиональность как
черта российской цивилизации».
и многоконфессиональная страна.
Государственные и национальные
праздники
Поиск и обсуждение примеров роли
Русской православной церкви
в жизни общества и государства.
Анализ текстовых и визуальных
источников по теме.
Работа в группах: создание
элементов единой электронной
энциклопедии «Государственные
и национальные праздники в России»
3.3
Русский язык как
государственный
1
Русский язык как государственный
язык многонационального народа.
Изучение информации портала
«Русский мир», беседа.
21
3.4
язык
Портал «Русский мир» как важный
Обсуждение примеров роли русской
многонационального
народа
источник информации о значимости
русского языка. Русская литература
литературы в мире
Коллективизм и общинность
российского общества. Роль
Поиск и обсуждение примеров
влияния коллективизма
российского
коллективизма в истории
и общинности на жизнь общества
общества
государства. Современные
и государства в различные
институты гражданского общества
исторические периоды. Дискуссия.
Коллективизм
и общинность
1
Работа с информацией
по выявлению функций институтов
гражданского общества
в современной России.
Обсуждение
3.5
3.6
Семья как
Многодетность как традиционная
Поиск и обсуждение примеров
традиционная
семейная ценность в истории
(на основе разных источников)
ценность российского
российского государства. Семья как
о важности семьи в российском
общества
социальный институт современного
общества
обществе с древности
до современности
Права и свободы человека, их
значение в современном российском
Дискуссия «Права, обязанности,
свободы человека и гражданина
государстве
в России»
Права и свободы
человека
Итого по разделу
1
1
8
22
Раздел 4. Самобытная российская культура
4.1
Особенности
развития российской
1
Характерные черты культуры
Выявление черт развития культуры
России в разные исторические эпохи России.
культуры
Составление систематической
таблицы «Особенности развития
российской культуры X–XX вв.»
Обсуждение
4.2
Выдающиеся деятели
российской науки
2
и их достижения
4.3
Выдающиеся деятели
российского
искусства и их вклад
в мировую
сокровищницу
культуры
6
Выдающиеся деятели российской
науки и их достижения:
Разработка и презентация проектов
о выдающихся деятелях науки и их
М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов,
Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев,
достижениях.
Разработка электронной
И.И. Мечников, И.П. Павлов,
энциклопедии «Российская
А.С. Попов, В.М. Бехтерев,
К.Э. Циолковский и др.
культура как важнейшая черта
цивилизации»
Выдающиеся деятели российского
Разработка и презентация проектов
искусства и их вклад в мировую
сокровищницу культуры. Музыка:
М.И. Глинка, П.И. Чайковский,
о выдающихся деятелях
А.П. Бородин, М.П. Мусоргский,
Н.А. Римский-Корсаков,
энциклопедии «Российская
культура как важнейшая черта
А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев,
цивилизации»
российского искусства.
Разработка электронной
Д.Д. Шостакович и др.
23
Живопись:
И.И.
Левитан,
М.В. Нестеров, В.И. Суриков,
И.И. Шишкин, В.М. Васнецов,
В.А. Серов, И.К. Айвазовский,
А.А. Иванов, В.Д. Поленов,
В.В. Верещагин, А.К. Саврасов,
В.Г. Перов, И.С. Глазунов и др.
Театр: К.С. Станиславский,
В.И. Немирович-Данченко,
А.В. Бородин, Т.Л. Пилецкая,
Ф.Г. Раневская, О.П. Табаков,
С.В. Образцов и др.
Балет: А. Истомина, М. Кшесинская,
Г.С. Уланова, М.Э. Лиепа,
В.В. Васильев, А.Я. Ваганова,
Ю.Н. Григорович и др.
4.4
Декоративноприкладное
Декоративно-прикладное искусство:
Хохлома, Гжель, Дымковская
Разработка и презентация проектов
о народных ремеслах.
искусство: история
игрушка, Жостовская роспись,
Разработка электронной
и современность
Городецкая роспись, Уральский
энциклопедии «Российская
малахит, Гусевской хрусталь,
культура как важнейшая черта
Матрешка, Финифть, Тульский
цивилизации»
2
24
самовар, Палехская миниатюра,
Павлово-посадские шали,
Вологодское кружево,
Шемогодская резьба, Оренбургский
пуховый платок
Итого по разделу
11
Раздел 5. Сохранение ценностей российской цивилизации. Ученическая конференция
5.1
Сохранение
ценностей
2
российской
цивилизации.
Проблематика ученической
конференции: пути сохранения
Презентация и обсуждение
индивидуальных или групповых
ценностей российской цивилизации
учебных исследований
или проектов, подготовленных
Ученическая
в рамках тематики курса
конференция
внеурочной деятельности
«Исторические основы российской
цивилизации»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
25