Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Советское Долинского района Сахалинской области (МБОУ СОШ с. Советское) Утвержден приказом директора школа от 28.08.2024 № 203-ОД __________Н.Р. Тигеева ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основное общее образование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Советское Долинского района Сахалинской области 2024 г. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ с. Советское на уровне ООО на 2024-2025учебный год 1. Цели и задачи внеурочной деятельности на уровне ООО (5-9 классы): Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Цели внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и образовательных потребностей. План внеурочной деятельности сформирован с учетом выбора направления и содержания учебных курсов участников образовательных отношений. Задачи организации внеурочной деятельности: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы основного общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. 2. Направления и формы организации внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: - внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в т.ч. предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ: « Биология и мы» (1 час - 9 класс); «Краеведение» ( по 1 часу в 5-8 классах); «Клуб путешественников» ( 1 час - 9 класс); «Избранные задачи за курс основной школы» (1 час - 9 класс); «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (1 час - 9 класс); «Химия вокруг нас» ( 1 час в 9 классе); «ОФП» (1 час в 9 классе) - внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в т.ч. направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности): «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» ( по 0,5 часа в 5,6,7,8,9 классах ) - внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в т.ч. одаренных, через организацию социальных практик (в т.ч. волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении: «Разговоры о важном» (по 1 часу в 5-9 классах) «Россия – мои горизонты» (по 1 часу в 6-9 классах); «Всероссийский профориентационный урок» ( 1 час в 8 классе); «ЮИД» (1 час – 6 класс) « Я- волонтёр» (1 час в 5 классе) « Я-Ты-Он-Она – вместе целая страна»( 1 час в 5 классе) «Шахматист» ( 1 час в 5 классе) « Удивительный микромир» ( 1 час в 7 классе) «Робототехника» ( 1 час в 6 классе) «Школа чемпионов» ( по 1 часу в 5,6,7,8,9 классах) - внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в т.ч. в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся - участие обучающихся в ключевых общешкольных делах в течение года; - внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в т.ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д. – участие школьников в мероприятиях и проектах РДДМ «Движение первых», в деятельности Совета старшеклассников и Совета школы, детских общественных объединений «Юнармия», «ШСК» в течение года. - внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т.д.) – организация классных и общешкольных тематических родительских собраний и лекториев в течение года. - внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов) – организация психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ, обучающихся из семей СОП, ТЖС ,обучающихся «группы риска» в течение года. - внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся): Формы организации внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, могут сочетать индивидуальную и групповую работу в кружках; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами: «Кванториум», Детские дома творчества, Дом культуры, Библиотека и другие. 3. Организационный механизм организации внеурочной деятельности Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Еженедельные расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности отличаются, на них отводится: - на внеурочную деятельность по учебным предметам: 2-4 ч., - на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности: 1-2 ч.; - на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся: 1-2 ч.; - на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия: 2-4 ч., при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); - на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия: от 2-3 ч. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В школе реализуется план внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности; Организация жизни ученических сообществ направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: - компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; - социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; - компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит: - в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами; - через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; - через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями Недельный план внеурочной деятельности основного общего образования ФГОС ООО 5,6,7,8,9 классы 2024-2025 учебный год Направление внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по учебным предметам Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в т.ч. одаренных, через организацию социальных практик Программа « Краеведение» «Биология и мы» «Клуб путешественников» «Химия вокруг нас» «Избранные задачи за курс основной школы» «Трудные случаи орфографии и пунктуации» «ОФП» «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 1 1 1 1 9 класс Всего 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» «Всероссийский профориентационный урок «ЮИД» «Шахматист» «Школа чемпионов» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 4 «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна» «Я-волонгтёр» 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 «Робототехника» 1 1 1 1 «Удивительный микромир» Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка Фактическая нагрузка 1 1 1 1 10 10 10 10 10 50 6,5 6,5 5,5 5 9,5 33 Годовой план внеурочной деятельности основного общего образования ФГОС ООО 5,6,7,8,9 классы 2024-2025 учебный год Направление внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по учебным предметам Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в т.ч. одаренных, через организацию социальных практик Программа 6 класс 7 класс 8 класс « Краеведение» «Биология и мы» «Клуб путешественников» «Химия вокруг нас» «Избранные задачи за курс основной школы» «Трудные случаи орфографии и пунктуации» «ОФП» «Функциональная грамотность. Финансовая грамотность» 34 34 34 34 17 17 17 «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» «Всероссийский профориентационный урок «ЮИД» «Шахматист» «Школа чемпионов» 34 34 34 34 34 «Я-Ты-Он-Она-вместе целая страна» «Я-волонгтёр» 34 34 34 34 34 34 136 34 34 34 34 34 34 34 34 17 34 17 34 85 34 34 34 34 170 136 34 34 34 34 34 «Робототехника» 34 34 34 34 34 «Удивительный микромир» Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка Фактическая нагрузка 9 класс Всего 5 класс 170 34 34 34 340 340 340 340 340 1700 221 221 187 170 323 1122