Пояснительная записка Адаптированная программа по математике для учащихся 2 класса с задержкой психического развития составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Специфические образовательные потребности детей ЗПР наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого; специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов. В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ЗПР, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ЗПР в общеобразовательных классах 1 обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки: • в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов); • замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности; • трудности произвольной саморегуляции; • нарушения речевой и мелкой ручной моторики; • нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка; • снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом; • недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль; • обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка. Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ЗПР, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические. Направление и содержание программы коррекционной работы. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК. Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются: ● оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля; ● социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог. Содержание коррекционной работы: 1. Коррекция физического действия: не требуется. 2. Коррекция психического развития: ● развитие и закрепление новых форм поведения; ● психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей; ● формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим; ● коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение). Программа коррекционной работы обеспечивает: ● выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; ● создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2 ● осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы обучающимися с ЗПР; ● возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях. Коррекционная направленность методов воспитания и обучения для детей ЗПР (7.1) В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: -придание результатам образования социально и личностно значимого характера; -прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; -существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; -обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы: • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.); • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся; • принцип коррекционной направленности образовательного процесса; 3 • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; • принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития; • принцип целостности содержания образования. • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; • принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; • принцип сотрудничества с семьей. Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращен ие наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса. • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. • методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ЗПР: ● объяснительно-иллюстративный, ● репродуктивный, ● частично поисковый, ● коммуникативный, ● информационно-коммуникационный; ● методы контроля, ● самоконтроля и взаимоконтроля. 4 Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1): ● Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала ● Доступное объяснение учебного материала ● Обязательное использование занимательной наглядности ● Дидактические игры ● Парные и групповые творческие задания ● Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход) ● Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе ● Создание оптимальной благоприятной образовательной среды ● Словесная поддержка педагога. ● Установка на позитивное решение проблемы Для активизации деятельности учащихся с ЗПР использую следующие активные методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). 2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 3. Дифференциация заданий. 4. Задания на развитие психических процессов. задания с палочками; «Четвертый лишний»; «Поиск аналогов»; «Способы применения предметов»; «Продолжи логический ряд» «Дорисуй и раскрась обеими руками» «Дорисуй девятое» «Найди пару», «Найди отличия» 5. Задания на развитие мелкой моторики: -штриховка; -конструирование из геометрических фигур; лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости); раскрашивание; работа с моделями (наждачные буквы) 6. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые гимнастики; дыхательные гимнастики; физминутки и динамические паузы. 6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение) 5 При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1): ● При ем «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры». ● Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома. ● Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенные тексты. «V» - знаю, мне это известно; «-» - думал иначе; «!» - новое, важное для меня; «?» - хочу узнать (не понял). Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?» ● Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ЗПР, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков. В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности предмета: 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания. ● формирование целостности зрительного восприятия; ● развитие способности концентрировать и распределять внимание; ● развитие избирательности зрительного внимания; 2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков. ● развитие мелкой моторики кисти и пальце в рук; ● развитие зрительно-моторной координации; ● развитие слухо-моторной координации; 3. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа исинтеза. ● развитие слухового восприятия, внимания, памяти; ● развитие фонематического восприятия; 4. Совершенствование речевого развития. ● обогащение и систематизация словаря; ● развитие устной монологической и диалогической речи; 6 Развитие словесно-логического мышления. ● формирование умения понимать и задавать вопрос; ● развитие способности обобщать; ● развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их; ● развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений; ● развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез); ● развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам; ● развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии; ● развитие логического запоминания; 6. Развитие навыка самоконтроля и самооценки. ● развитие умения работать по словесной и письменной инструкции; ● формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану; ● совершенствование умения планировать свою деятельность; ● выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила; ● овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного; ● развитие комбинаторных способностей; Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса математики. Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Планируемые результаты коррекционной работы. Основными направлениями в коррекционной работе являются: ● коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; ● развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; ● развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; ● формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; ● обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы в целом. Во 2 классе в ходе освоения курса математики по адаптированной программе также обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой 5. 7 поступок совершить. Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений: -Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. -Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. -Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. -Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам для учащихся ОВЗ к концу 2 класса Учащиеся должны знать: названия и последовательность чисел от 1 до100; названия компонентов и результатов сложения и вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); 8 названия и обозначение действий умножения и деления; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка. Учащиеся должны уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах100; находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных -письменно; находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника); читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагать запись столбиком; решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2действия; пользоваться знаками и обозначениями: больше, меньше, равно; м, кг, г; узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Выпускник научится: •образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000; •заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; •устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; •группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; •читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними. Выпускник получит возможность научиться: •классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; •самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Выпускник научится: •выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 1 000 000), опираясь на знание таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); 9 •выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); •выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; •вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок). Выпускник получит возможность научиться: •выполнять действия с величинами; •выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью прикидки и оценки результата действия, на основе связи между компонентами и результатом действия); •использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; •решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатами действий «сложение» и «вычитание», «умножение» и «деление»; •находить значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Выпускник научится: •соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; •решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью; •оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи. Выпускник получит возможность научиться: •составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению; •решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.; •решать задачи в 3—4 действия; •находить разные способы решения задачи. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Выпускник научится: •описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве; •распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг); •выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник) по указанным данным с помощью линейки, угольника; •использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; •распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); •соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Выпускник научится: •измерять длину отрезка; •вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; •оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Выпускник получит возможность научиться: •распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус; •вычислять периметр многоугольника; 10 •находить площадь прямоугольного треугольника; •находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Выпускник научится: •читать несложные готовые таблицы; •заполнять несложные готовые таблицы; •читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Выпускник получит возможность научиться: •достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; •сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; •понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...», «если .., то ...», «верно/ неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые», «не»). Содержание учебного предмета «математика» 2 класс Раздел курса Содержание учебного раздела 1.Числа от 1 до 100. Десяток. Счёт десятками. Образование и название Нумерация двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись (16 часов) чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. 2.Сложение и Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций вычитание. сложения и вычитания (20 часов) Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонента.. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. 3.Числа от 1 до 100. Задачи, обратные данным. Время. Единица времени – час. Сложение и вычитание. Порядок выполнения действий. Скобки. Периметр (28 часов) многоугольника. Свойства сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора. 4.Письменные приёмы Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в сложения и вычитания пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания. двузначных чисел. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (27 часов) (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание. 5.Числа от 1 до 100. Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и Умножение и деление. представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. (17 часов) Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и 11 деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. 6.Числа от 1 до 100. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия Табличное умножение умножения; их использование при рассмотрении деления с и деление. числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с (22 часа) числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. 7. Повторение за год. Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, (6 часов). вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. Тематическое планирование 2 КЛАСС № Наименование разделов и Количество часов Электронные п/п тем программы В Контрольные (цифровые) образовательные ресурсы сего работы Раздел 1. Числа и величины 1 Числа 9 .1 1 Величины 1 1 .2 0 Добавить строку Итого по разделу 1 9 Раздел 2. Арифметические действия 2 Сложение и вычитание 1 1 .1 9 2 Умножение и деление 2 1 .2 5 2 Арифметические действия 1 1 .3 с числами в пределах 100 2 Добавить строку Итого по разделу 5 6 Раздел 3. Текстовые задачи 3 Текстовые задачи 1 1 .1 1 Добавить строку Итого по разделу .1 1 1 Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры 4 Геометрические фигуры 1 0 12 п/п № Наименование разделов и тем программы сего 4 Геометрические величины Количество часов Электронные В Контрольные (цифровые) образовательные ресурсы работы 9 1 .2 Добавить строку Итого по разделу 9 Раздел 5. Математическая информация 5 Математическая .1 информация 4 Добавить строку Итого по разделу 4 Добавить модуль Добавить раздел Повторение пройденного материала Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 36 1 1 1 1 9 1 8 8 1 8 13