Математика ЗПР

Пояснительная записка
Адаптированная программа по математике для учащихся 2 класса с задержкой психического
развития составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации
обучающихся,
сформулированные
в
федеральной рабочей программе воспитания.
Специфические образовательные потребности детей ЗПР
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики
психических процессов обучающихся;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании
окружающего мира и во взаимодействии с ним;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм
коммуникации;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков
социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются
индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над
собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его
неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия
выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать
известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является
причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает
скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко
сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное
недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех
форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на
основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития
обучающихся с ЗПР, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и
составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке
адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ЗПР в общеобразовательных классах
1

обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки:
•
в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов);
•
замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной
деятельности;
•
трудности произвольной саморегуляции;
•
нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
•
нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и
пространственная ориентировка;
•
снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в
той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
•
недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
•
обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая,
зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от
актуального эмоционального состояния ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ЗПР, поскольку
задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения
учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными
возможностями, так и специфические.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ТПМПК.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
● оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
● социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты:
учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку,
социальный педагог.
Содержание коррекционной работы:
1. Коррекция физического действия: не требуется.
2. Коррекция психического развития:
● развитие и закрепление новых форм поведения;
● психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
● формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
● коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие,
внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
●
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
●
создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
2

●
осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы
обучающимися с ЗПР;
●
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми,
формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Коррекционная направленность методов воспитания и обучения
для детей ЗПР (7.1)
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения
содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных
вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной
программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
3

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной
программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического
развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и
общие правила коррекционной работы:
1.
Индивидуальный подход к каждому ученику.
2.
Предотвращен
ие наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3.
Использование
методов,
активизирующих
познавательную
деятельность
обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные
навыки.
4.
Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и
приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
•
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы
и работы под руководством преподавателя.
•
методы
стимулирования
и мотивации учебнопознавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал
методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической
настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и
ответственности в учении;
•
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной
деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и
самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими
ЗПР:
●
объяснительно-иллюстративный,
●
репродуктивный,
●
частично поисковый,
●
коммуникативный,
●
информационно-коммуникационный;
●
методы контроля,
●
самоконтроля и взаимоконтроля.
4

Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций
успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная
деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):
●
Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
●
Доступное объяснение учебного материала
●
Обязательное использование занимательной наглядности
●
Дидактические игры
●
Парные и групповые творческие задания
●
Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
●
Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
●
Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
●
Словесная поддержка педагога.
●
Установка на позитивное решение проблемы
Для активизации деятельности учащихся с ЗПР использую следующие активные методы
и приёмы обучения:
1.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на
ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
2.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в
форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования,
который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического
задания связывается с игровым результатом.
3.
Дифференциация заданий.
4.
Задания на развитие психических процессов.
задания с палочками;
«Четвертый лишний»;
«Поиск аналогов»;
«Способы применения предметов»;
«Продолжи логический ряд»
«Дорисуй и раскрась обеими руками»
«Дорисуй девятое»
«Найди пару», «Найди отличия»
5.
Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
раскрашивание;
работа с моделями (наждачные буквы)
6.
Здоровьесберегающие технологии:
пальчиковые гимнастики;
дыхательные гимнастики;
физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски,
картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение)
5

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая,
моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):
●
При
ем «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема
информации. При использовании этого приема, можно проследить
сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким
уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные
слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки –
подписывают к ним «титры».
●
Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез
информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять
рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной
информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн
может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть
предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как
коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
●
Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной
грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать.
Используются информационно-насыщенные тексты.
«V» - знаю, мне это известно;
«-» - думал иначе;
«!» - новое, важное для меня;
«?» - хочу узнать (не понял).
Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»
●
Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать
обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное
мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов.
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной
ситуации.
Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с
ЗПР, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и
навыков.
В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные
возможности предмета:
1.
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
●
формирование целостности зрительного восприятия;
●
развитие способности концентрировать и распределять внимание;
●
развитие избирательности зрительного внимания;
2.
Совершенствование
моторного
развития,
каллиграфических и графических навыков.
●
развитие мелкой моторики кисти и пальце в рук;
●
развитие зрительно-моторной координации;
●
развитие слухо-моторной координации;
3.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа
исинтеза.
●
развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
●
развитие фонематического восприятия;
4.
Совершенствование речевого развития.
●
обогащение и систематизация словаря;
●
развитие устной монологической и диалогической речи;
6

Развитие словесно-логического мышления.
●
формирование умения понимать и задавать вопрос;
●
развитие способности обобщать;
●
развитие способности группировать предметы по определённым
признакам, классифицировать их;
●
развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду
предметов, символов, событий, явлений;
●
развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
●
развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по
картинкам;
●
развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
●
развитие логического запоминания;
6.
Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
●
развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
●
формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции,
плану;
●
совершенствование умения планировать свою деятельность;
●
выработка умения
контролировать себя при помощи
усвоенного правила;
●
овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при
проверке написанного;
●
развитие комбинаторных способностей;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения курса математики.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям
федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего
образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
●
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
●
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
●
развитие
познавательной
деятельности
и
целенаправленное
формирование высших психических функций;
●
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
●
обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при
изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где
осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается
помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы
в целом.
Во 2 классе в ходе освоения курса математики по адаптированной программе также
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
 Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой

5.

7

поступок совершить.
Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
 Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по
предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
 Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
 Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике,
так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать
полученную
информацию:
наблюдать
и
делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Вступать в беседу на уроке и в жизни.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
-Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
-Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи
и выполнения алгоритмов.
-Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,
схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
для учащихся ОВЗ к концу 2 класса
Учащиеся должны знать:
названия и последовательность чисел от 1 до100;
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия,
содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
8

названия и обозначение действий умножения и деления;
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания
учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Учащиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах100;
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях
устно, в более сложных -письменно;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих
сложение и вычитание (со скобками и без них);
чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр
многоугольника (треугольника, четырехугольника);
читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность,
произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100, располагать запись столбиком;
решать простые арифметические задачи, а также несложные составные
задачи в 2действия;
пользоваться знаками и обозначениями: больше, меньше, равно; м, кг, г;
узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие
геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат,
треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
•образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000
000;
•заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
•устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение
числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
•группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
•читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость),
используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр,
миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр,
квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров
в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Выпускник получит возможность научиться:
•классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять
свои действия;
•самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в
конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
•выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 1 000 000), опираясь на знание
таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том
числе деления с остатком);

9

•выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом
1);
•выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
•вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со
скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
•выполнять действия с величинами;
•выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью прикидки и
оценки результата действия, на основе связи между компонентами и результатом действия);
•использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
•решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатами действий
«сложение» и «вычитание», «умножение» и «деление»;
•находить значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Выпускник научится:
•соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения
задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
•решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с
повседневной жизнью;
•оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность
ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
•составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
•решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина,
треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи,
отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в
противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной
зависимостью: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса
всех заданных предметов и др.;
•решать задачи в 3—4 действия;
•находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Выпускник научится:
•описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
•распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
•выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник) по
указанным данным с помощью линейки, угольника;
•использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
•соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
•измерять длину отрезка;
•вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и
квадрата;
•оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
•распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед,
пирамиду, цилиндр, конус;
•вычислять периметр многоугольника;
10

•находить площадь прямоугольного треугольника;
•находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и
прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Выпускник научится:
•читать несложные готовые таблицы;
•заполнять несложные готовые таблицы;
•читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
•достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
•сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм;
•понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...», «если ..,
то ...», «верно/ неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
Содержание учебного предмета «математика»
2 класс
Раздел курса
Содержание учебного раздела
1.Числа от 1 до 100.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название
Нумерация
двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись
(16 часов)
чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность.
Представление двузначного числа в виде суммы разрядных
слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел.
Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
2.Сложение
и
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций
вычитание.
сложения и вычитания
(20 часов)
Изменение результатов сложения и вычитания в
зависимости от изменения компонента.. Приёмы рациональных
вычислений.
Сложение
и
вычитание
двузначных
чисел,
оканчивающихся нулями.
3.Числа от 1 до 100.
Задачи, обратные данным. Время. Единица времени – час.
Сложение и вычитание. Порядок
выполнения
действий.
Скобки.
Периметр
(28 часов)
многоугольника. Свойства сложения и вычитания. Выражения с
одной переменной вида а + 28, 43-6.Уравнение. Решение
уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8
способом подбора.
4.Письменные приёмы
Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в
сложения и вычитания пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания.
двузначных чисел.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник
(27 часов)
(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на
клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
5.Числа от 1 до 100.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и
Умножение и деление.
представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.
(17 часов)
Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Конкретный смысл и названия
действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и
11

деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления),
их использование при чтении и записи выражений.
6.Числа от 1 до 100.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия
Табличное умножение умножения; их использование при рассмотрении деления с
и деление.
числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с
(22 часа)
числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих
2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
7. Повторение за год.
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение,
(6 часов).
вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и
письменные приемы. Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
2 КЛАСС
№
Наименование разделов и
Количество часов
Электронные
п/п тем программы
В
Контрольные (цифровые)
образовательные ресурсы
сего работы
Раздел 1. Числа и величины
1
Числа
9
.1
1
Величины
1
1
.2
0
Добавить строку
Итого по разделу
1
9
Раздел 2. Арифметические действия
2
Сложение и вычитание
1
1
.1
9
2
Умножение и деление
2
1
.2
5
2
Арифметические действия
1
1
.3
с числами в пределах 100
2
Добавить строку
Итого по разделу
5
6
Раздел 3. Текстовые задачи
3
Текстовые задачи
1
1
.1
1
Добавить строку
Итого по разделу

.1

1
1
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4
Геометрические фигуры
1
0
12

п/п

№
Наименование разделов и
тем программы
сего
4

Геометрические величины

Количество часов
Электронные
В
Контрольные (цифровые)
образовательные ресурсы
работы
9
1

.2
Добавить строку
Итого по разделу
9
Раздел 5. Математическая информация
5
Математическая
.1
информация
4
Добавить строку
Итого по разделу
4
Добавить модуль
Добавить раздел
Повторение
пройденного
материала
Итоговый контроль (контрольные
и проверочные работы)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
36

1

1

1

1

9

1

8

8

1

8

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».