Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для обучающихся 4 класса составлена на основе следующих документов: 1. Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 — ФЗ, утверждённого 29.12.2012г. 2. 2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 3. Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ с.Советское 4. Учебного плана МБОУ СОШ с.Советское на 2023-2024 учебный год. 5. Годового календарного графика на 2023/2024 учебный год МБОУ СОШ с.Советское 6. авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011 Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья. Значимость применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребёнка. Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 1 год, в 4 классе – 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ: ➢ формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; ➢ развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; ➢ обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ: 1. Формирование: ➢ представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; ➢ навыков конструктивного общения; ➢ потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; ➢ формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; ➢ обеспечить физическое и психическое саморазвитие; ➢ научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения Планируемые результаты реализации курса "Азбука здоровья". ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений: ✓ Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); ✓ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: ✓ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. ✓ Проговаривать последовательность действий на уроке. ✓ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. ✓ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: ✓ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). ✓ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ✓ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. ✓ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); ✓ Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: ✓ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). ✓ Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). ✓ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. ✓ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ✓ осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия; ✓ социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ" Наше здоровье(4ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс Как помочь сохранить себе здоровье(3ч) Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения(2ч) Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение. Злой волшебник – табак(1ч) Что мы знаем о курении Почему некоторые привычки называются вредными(5ч) Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Помоги себе сам(1ч) Волевое поведение. Злой волшебник – алкоголь(3ч) Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор Злой волшебник – наркотик(2ч) Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения. Мы – одна семья(2ч) Мальчишки и девчонки. Моя семья. Повторение(11ч)Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы. Календарно - тематическое планирование курса «Азбука здоровья» 4 класс (34 часа) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема занятия Наше здоровье. Как помочь сохранить здоровье. Что зависит от моего решения. Злой волшебник – табак. Почему некоторые привычки называются вредными. Помоги себе сам. Злой волшебник – алкоголь. Злой волшебник – наркотик. Мы – одна семья. Повторение. Всего-34 часа Количество часов 4 3 2 1 5 1 3 2 2 11