РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку (базовый уровень) I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» - Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом. - Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу-создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам. - Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности. - Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. - Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. - Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. - Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру. - Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии. - Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову. - Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. - Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ - Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии. - Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении. - Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. - Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. - Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. - Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры. - Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. - Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Выпускник на базовом уровне научится распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональ-ные разновидности, жаргон, арго) различать основные разновидности монологической и диалогической речи создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты опре-делённой функционально-смысловой принад-лежности (описание, повествование, рассуж-дение) и определённых жанров (тезисы, кон-спекты, выступления, лекции, отчёты, сообще-ния, аннотации, рефераты, доклады, сочинения) определять признаки и структурные элементы текста опознавать типы текстов подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и второстепенной информации скрытой, основной и определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста создавать тексты разных принадлежностью текста жанров в соответствии с функционально-стилевой отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические) анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых изобразительновыразительных средств использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат выделять основные аспекты культуры речи выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления соблюдать культуру публичной речи опознавать основные виды языковых норм соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам видеть взаимосвязь единиц и уровней языка характеризовать единицы языка того или иного уровня анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи иметь представление об истории русского языкознания выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю; проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст характеризовать основные аспекты культуры речи соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм осуществлять речевой самоконтроль оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств оценивать эстетическую сторону художественной литературы речевого высказывания при анализе текстов воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Базовый уровень Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. III.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс Содержание Кол-во часов 11 класс Вводный урок на диагностику изученного в 10 классе 2 Часть 1. Морфология как раздел грамматики 1 Часть 2 .Служебные части речи 3 Часть 3.Имя существительное как часть речи 3 Часть 4. Имя прилагательное как часть речи 3 Часть 5.Числительное как часть речи 3 Часть 6.Местоимение как часть речи 3 Часть 7. Глагол как часть речи 3 Часть 8.Причастие как часть речи 4 Часть 9.Деепричастие как часть речи 4 Часть 10.Наречие как часть речи 5 Итого 34