ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по английскому языку (базовый уровень) на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО. Программа по английскому языку является ориентиром для составления рабочих программ по предмету: даёт представление о целях образования, развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования, путях формирования системы знаний, умений и способов деятельности у обучающихся на базовом уровне средствами учебного предмета «Иностранный (английский) язык», определяет инвариантную (обязательную) часть содержания учебного курса по английскому языку как учебному предмету, за пределами которой остаётся возможность выбора вариативной составляющей содержания образования в плане порядка изучения тем, некоторого расширения объёма содержания и его детализации. Программа по английскому языку устанавливает распределение обязательного предметного содержания по годам обучения, предусматривает примерный ресурс учебного времени, выделяемого на изучение тем/разделов курса, учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его лингвистических особенностей и структуры родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского) языка с содержанием других учебных предметов, изучаемых в 10–11 классах, а также с учётом возрастных особенностей обучающихся. Содержание программы по английскому языку для уровня среднего общего образования имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания, обучающихся заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими особенностями обучающихся 16 –17 лет. Личностные, метапредметные и предметные результаты представлены в программе по английскому языку с учётом особенностей преподавания английского языка на уровне среднего общего образования на базовом уровне на основе отечественных методических традиций построения школьного курса английского языка и в соответствии с новыми реалиями и тенденциями развития общего образования. Учебному предмету «Иностранный (английский) язык» принадлежит важное место в системе среднего общего образования и воспитания современного обучающегося в условиях поликультурного и многоязычного мира. Изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Предметные знания и способы деятельности, осваиваемые обучающимися при изучении иностранного языка, находят применение в образовательном процессе при изучении других предметных областей, становятся значимыми для формирования положительных качеств личности. Таким образом, они ориентированы на формирование как метапредметных, так и личностных результатов обучения. Трансформация взглядов на владение иностранным языком, связанная с усилением общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, овладевать новыми компетенциями. Владение иностранным языком как доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям, расширяющим возможности образования и самообразования, одно из важнейших средств социализации, самовыражения и успешной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательной организации. Значимость владения иностранными языками как первым, так и вторым, расширение номенклатуры изучаемых иностранных языков соответствует стратегическим интересам России в эпоху постглобализации и многополярного мира. Знание родного языка экономического или политического партнёра обеспечивает общение, учитывающее особенности менталитета и культуры партнёра, что позволяет успешнее приходить к консенсусу при проведении переговоров, решении возникающих проблем с целью достижения поставленных задач. Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения предмету. Цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и соответственно воплощается в личностных, метапредметных и предметных результатах. Иностранный язык признается как ценный ресурс личности для социальной адаптации и самореализации (в том числе в профессии), инструмент развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях; одно из средств воспитания качеств гражданина, патриота, развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран и народов. На прагматическом уровне целью иноязычного образования (базовый уровень владения английским языком) на уровне среднего общего образования провозглашено 2 развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях общего образования, в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи); языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, пунктуационными, лексическими, грамматическими) в соответствии с отобранными темами общения, освоение знаний о языковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и английском языках; социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям англоговорящих стран в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на уровне среднего общего образования, формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств английского языка при получении и передаче информации; метапредметная/учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией в процессе овладения иностранным языком формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебнопознавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования. Основными компетентностный, когнитивный. подходами к обучению системно-деятельностный, Совокупность перечисленных иностранным межкультурный подходов языкам и признаются коммуникативно- предполагает возможность реализовать поставленные цели иноязычного образования на уровне среднего общего образования, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания обучения, отобранного для данного уровня общего образования при использовании новых педагогических технологий и возможностей цифровой образовательной среды. 3 «Иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные языки» наряду с предметом «Второй иностранный язык», изучение которого происходит при наличии потребности у обучающихся и при условии, что у образовательной организации имеется достаточная кадровая, техническая и материальная обеспеченность, позволяющая достигнуть предметных результатов, заявленных в ФГОС СОО. Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (английского) языка – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю). Планируемые результаты изучения учебного предмета ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК 11 класс Личностные результаты: Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении иностранного языка на базовом уровне: стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; освоение ценностей культуры страны/стран изучаемого иностранного языка; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей страны. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты изучения иностранного языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в: 4 развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум; совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; умении использовать справочный материал (грамматический и лингвострановедческий справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства); умении рационально планировать свой учебный труд; развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты Предметные результаты (на базовом уровне) состоят в достижении коммуникативной компетентности в иностранном языке на пороговом уровне, позволяющем общаться как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. умении рационально планировать свой учебный труд; развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. В коммуникативной сфере (владение английским языком как средством общения) Языковая компетенция (владение языковыми средствами) Ученик научится: - понимать значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры англоязычных стран; - понимать значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь /косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен). Ученик получит возможность научиться: 5 - распознавать страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения об англоязычных странах, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера. Говорение Ученик научится: - вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; - рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики. Ученик получит возможность научиться: - участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; - представлять социокультурный портрет своей страны и англоязычных стран. Аудирование Ученик научится: - относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения. Ученик получит возможность научиться: - понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения. Чтение Ученик научится: - читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Письменная речь Ученик получит возможность научиться: 6 - писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах, делать выписки из англоязычного текста. Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: Ученик получит возможность научиться: - общаться с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире; - получать сведения из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в целях образования и самообразования; - расширять возможности в выборе будущей профессиональной деятельности; - изучать ценности мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России. Говорение Диалогическая речь Ученик научится: - участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах – побуждениях к действию, диалогах – обменах информацией на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. - обращаться за разъяснениями; - выражать свое отношение к высказыванию партнера; Объем диалогов – до 6–7 реплик со стороны каждого учащегося. Ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. - участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему; - осуществлять запрос информации; - выражать свое мнение по обсуждаемой теме. Монологическая речь Ученик научится: - выступать с устными сообщениями в связи с увиденным/прочитанным; - делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; - кратко передавать содержание полученной информации; - рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки; 7 - описывать особенности жизни и культуры своей страны и англоязычных стран. Объем монологического высказывания 12–15 фраз. Ученик получит возможность научиться: - выступать с устными сообщениями по результатам работы над англоязычным проектом; - рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы. Аудирование Ученик научится: - понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе общения, а также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3 минут: - выборочно понимать необходимую информацию в объявлениях и информационной рекламе; - определять свое отношение к ним. Ученик получит возможность научиться: - понимать основное содержание несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем; - относительно полно понимать высказывания собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; - отделять главную информацию от второстепенной; - выявлять наиболее значимые факты; - извлекать из аудио текста необходимую/интересующую информацию. Чтение Ученик научится: - ознакомительному чтению – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера; - просмотровому/поисковому чтению – с целью выборочного необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта. - выделять основные факты; - отделять главную информацию от второстепенной; - раскрывать причинно-следственные связи между фактами; - извлекать необходимую/интересующую информацию. Ученик получит возможность научиться: 8 понимания - изучающему чтению – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных); - предвосхищать возможные события/факты; - понимать аргументацию; - определять свое отношение к прочитанному. Письменная речь Ученик научится: - составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста; - рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни; - описывать свои планы на будущее. Ученик получит возможность научиться: - писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме); - расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; - рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства. Компенсаторная компетенция Ученик научится: - прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); - использовать переспрос и словарные замены в процессе устного речевого общения. Ученик получит возможность научиться: - пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; - игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, мимику, жесты. Социокультурная компетенция: Ученик научится: - использовать необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других; - использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в англоязычной среде; 9 - применять формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения. Ученик получит возможность научиться: - использовать социокультурные знания о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в англоязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); - использовать языковые средства в ситуациях официального и неофициального характера; - извлекать межпредметные знания о культурном наследии стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях стран; - оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения. В познавательной сфере Ученик научится: - использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую; - ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений; - интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры. Ученик получит возможность научиться: - выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке: - использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на английском языке. 10 Содержание учебного предмета 11 класс Модуль 1. Взаимоотношения. Содержание модуля: Семейные узы. Взаимоотношения в семье, отношение к соседям, к друзьям. Литературные чтения. Идиомы. Как описать человека. Видовременные формы глагола. Проверка усвоения лексического и грамматического материала. Подготовка к ЕГЭ. Беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: - лексику по теме; идиоматические выражения о семье; Present | Past| Future Tenses; фраз. Глагол come; слова - связки уметь: вести беседу о семье, родственниках, об отношениях между членами семьи, соседями, родственниками; беседовать о личности, его поведении; высказать жалобу, извиниться, пригласить: отклонить приглашение/ принять приглашение; писать короткий текст о семье; вести диалог, где собеседник высказывает своё недовольство; описать человека. Модуль 2. Если есть желание – будет и возможность Содержание модуля: Стресс, как выйти из стрессовой ситуации, давление ровесников. Относительные предложения. Литературные чтения. Идиомы. Как писать электронные письма, полуофициальные письма. Проверка усвоения лексического и грамматического материала. Подготовка к ЕГЭ. Беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: лексику по теме; идиоматические выражения; относительные предложения/ придаточные цели/ причины; фраз.глагол put уметь: вести беседу о стрессовых ситуациях; говорить о давлении ровесников; выражать негативные чувства/ симпатию; убедить кого- то в чём- то; писать электронные письма/ официальные/ полуофициальные письма Модуль 3. Ответственность. Содержание модуля: Преступление и закон. Права и обязанности. Литературные чтения. Идиомы. Эссе- мнение. Инфинитив. Проверка усвоения лексического и грамматического материала. Подготовка к ЕГЭ. Беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: лексику по теме; инфинитив с частицей и без; фраз. Глагол keep; омонимы. 11 уметь: говорить о преступлениях и законе, правах и обязанностях; выражать сожаление, возмущение, отвращение; писать эссе; рассказать об известном памятнике. Модуль 4. Опасность. Содержание модуля: Болезни. Недомогание. Опасность. Литературные чтения. Идиомы. Как писать рассказы. Использование различных литературных приёмов. Пассивный залог. Проверка усвоения лексического и грамматического материала. Подготовка к ЕГЭ. Беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: лексику по теме; пассивный залог; каузативные предложения; фраз. глагол go; фразы, относящиеся к теме «Здоровье»; идиоматические выражения по теме; глаголы движения; литературные приёмы повествования. уметь: говорить о здоровье/ несчастных случаях/ болезнях; вести диалог с доктором; рассказывать о загрязнении воды; предлагать помощь: принять/ отказаться от помощи; размышлять; написать об опасном путешествии; рассказывать о человеке, внёсшем вклад в историю. Модуль 5. Кто ты? Содержание модуля: Уличная жизнь, Бродяги, Проблемы в соседской округе, Как писать сообщения с предложениями, рекомендациями, Модальные глаголы, проверка усвоения лексического и грамматического материала, подготовка к ЕГЭ, беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: лексику по теме; фраз. глагол do; идиомы; официальный стиль; словасвязки; модальные глаголы; глаголы с предлогами, относящиеся к теме «Дом». уметь: беседовать о бродяжничестве, типах домов, проблемах в соседском округе; читать , выделяя основные факты; извлекать необходимую/интересующую информацию; написать короткую статью о домах в нашей стране. Модуль 6. Общение Содержание модуля: Газеты и средства массовой информации. Как писать эссе- за или против. Косвенная речь. Проверка усвоения лексического и грамматического материала. Подготовка к ЕГЭ. Беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: 12 знать/понимать: лексику по теме; косвенная речь; фраз. глагол talk; глаголы с предлогами, относящиеся к теме «Коммуникация»; фразы- клише для выражения своей точки зрения /для выражения согласия (несогласие); правила написания эссе «за» и «против». уметь: говорить о космической технологии; рассуждать о роли средств массовой информации; вести беседу о преимуществах и недостатках современного телевидения; предложить посмотреть программу, фильм и обсудить просмотренную телепередачу; рассказать о любимых телепередачах; выражать и отстаивать свою точку зрения; вести диалог, выражая несогласие “Social English”; писать эссе «за» и «против»современного телевидения; умение выделять ключевое предложение в тексте. Модуль 7. И наступит день…. Содержание модуля: Мечта. Образование. Литературные чтения. Условные предложения. Проверка усвоения лексического и грамматического материала. Подготовка к ЕГЭ. Беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: лексику по темам «Обсуждение планов на будущее»; профессии, востребованные на современном рынке труда; высказывания людей о важности выбора профессии; условные предложения; фраз. глагол carry; идиомы по теме «Образование». уметь: вести беседу, делать сообщение по теме; говорить о планах; вести беседу о важности выбора профессии; рассуждать о профессиях востребованных на современном рынке труда; писать заметки о том, как изменить мир. Модуль 8. Путешествия. Содержание модуля: Мистические места. Аэропорты. Единственное и множественное число существительных. Количественные местоимения. Литературные чтения. Проверка усвоения лексического и грамматического материала, подготовка к ЕГЭ, беседа по экологии. В результате обучения по данному модулю обучающийся должен: знать/понимать: лексику по теме; исчисляемые и неисчисляемые существительные; so, neither, no; фраз .глагол check; идиомы по теме «Погода»; фразыклише для путешествий. уметь: вести беседу о различных местах мира; говорить об аэропортах; описывать живописные места; манеры поведения в США; написать заключение по поводу прочитанного; писать брошюру для посетителей города. 13 Тематическое планирование учебного предмета 11 класс Весь учебный материал УМК «Английский в фокусе-11» распределен по 8 которые посвящены изучению следующих учебных ситуаций: № модуля Тема Количество часов 1. Взаимоотношения 2. Если есть желание возможность 3. Ответственность 11 4. Опасность 14 5. Кто ты? 14 6. Общение 13 7. И наступит день … 8 8. Путешествия 9 модулям, контроль 13 – 14 будет и 13 1 1 1 1 13