Информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, и организации работы по его введению Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 12 сентября 2012 2022 г. г., № 413» (зарегистрирован регистрационный № 70034) Минюстом внесены России изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО). Целью информационно-разъяснительного письма является рассмотрение основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив их учета при организации образовательного процесса. Принцип преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства образовательного пространства 1 и преемственности со ФГОС начального общего и основного общего образования 2 , выраженный в том числе в детализированных требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам. Уточненные формулировки позволяют привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных 1 Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541). 2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 5 июля 2021 г., регистрационный № 64101) 2 материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования. Организация образовательного процесса в соответствии с обновленным ФГОС СОО С учетом практики организации образовательного процесса реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах. Обращаем внимание, образовательных что основные общеобразовательные организаций программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года. Общий объем аудиторной работы обучающихся Общий объем аудиторной работы обучающихся, прописанный в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной нагрузкой, обозначенной в требованиях к организации деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21 образовательной «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН). Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся. 3 Определение количества/списка изучаемых учебных предметов В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий. Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения. Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе 4 – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня. Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов. Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание». В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур. Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации. Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные 5 и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета. О методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров Индивидуальную обновленного ФГОС консультативную СОО помощь педагогический по вопросам работник и реализации руководитель образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования»3. На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/. Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации. Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней. Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО Министерством просвещения Российской Федерации разработаны: план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО; примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО в субъекте Российской Федерации. 3 https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm 6 Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационнометодическую поддержку каждого педагога. К числу организационно-управленческих мероприятий относятся: разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня; планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленного ФГОС СОО (материально-технических, финансовых, информационных и других); организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно- методических объединений и ассоциаций учителей-предметников. Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленный ФГОС СОО должна включать: проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленного ФГОС СОО; организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами; выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения промежуточных результатов образовательных результатов; рассмотрение на педагогических советах реализации обновленного ФГОС СОО; формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов; контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса. Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно: актуализировать организационно-управленческую модель, созданную 7 в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного ФГОС СОО; разработать и утвердить (обновить, внести изменения) план-график мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и муниципальном уровнях; организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд; продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно- методических объединений и ассоциаций учителей-предметников; организовать обновление учебно-методической документации мониторинг обновленного в образовательных организациях; осуществлять систематический введения ФГОС СОО; обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации. Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования4. Часть 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022, 24 сентября, № 0001202209240008) 4