ДООП Юный волейболист

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
волейболист» разработана на основе программы развития физкультурно- спортивных
способностей учащихся Г. А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова.
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Лях - М.:
Просвещение, 2012 и в соответствии нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» ( в редакции Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ « О внесении
изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196» );
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 №
АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями

по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
программ»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235
«О методических рекомендациях»
- Устав МБОУ СОШ с. Советское

Волейбол - один из самых игровых видов спорта в программах физического воспитания
учащихся образовательных учреждений. Он включен в урочные занятия, широко
практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по
волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Своей эмоциональностью
игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и
активного отдыха

1. Общая характеристика курса.
Программа имеет физкультурно- спортивную направленность. Программа « Юный
волейболист» включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части
рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части
углубленно изучаются технические приемы и тактические комбинации. Программа данного
курса представляет систему физкультурно-спортивных занятий для учащихся 11-17 лет
реализуется в рамках дополнительного образования в соответствии с образовательным
планом. В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие личностные
качества:
дисциплинированность,
коллективизм,
силу
воли,
выносливость,
целеустремленность,
решительность,
организованность,
самоконтроль
за
психофизиологическим состоянием организма, проявляется интерес к физической культуре и
спорту.
Актуальность выбора определена следующими факторами: На основе диагностических
фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация
внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое
физическое здоровье. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,
увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и
слуховые сигналы.
Цель курса: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие физических
качеств, овладение техническими и тактическими навыками игры в волейбол, содействовать
развитию чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи курса:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию занимающихся;
- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
-формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
-развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
-обучение технике и тактике игры в волейбол;
-формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

-воспитание моральных и волевых качеств.
Программа разработана на основе следующих принципов:
1. Обучения
2. Спортивной-тренировки
3. Наглядности
4. Сознательности и активности
5. Систематичности
6. Доступности
7. Прочности
Формы проведения занятий
подвижные игры
игры с элементами волейбола
соревнование
эстафеты
игровые упражнения
однонаправленные занятия
комбинированные занятия
работа в парах, группах
индивидуальная работа
контрольные занятия (разбор ошибок)
Итоговые занятия планируется проводить в форме соревнований.
Методы
словесные (рассказ учителя. инструктаж, беседа. обсуждение)
наглядные
метод расчлененного упражнения
метод целостного упражнения
метод строго-регламентированного упражнения
метод частично-регламентированного упражнения
повторный метод
метод активизации
игровой
соревновательный
круговой
Адресат программы : обучающиеся в возрасте 11-17 лет. Программа рассчитана на 1 год
обучения, 34 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 90 мин. Занятия
проводятся в спортивном зале школы.
Особенности организации учебного процесса.
На занятиях в секции учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая,
соревновательная, физкультурно- оздоровительная, познавательная. Теоретические занятия
составляют 20 %, практические 80%.
В группах начальной подготовки закладывается база для дальнейшего роста: развитие
быстроты, ловкости, гибкости, владение основными двигательными навыками, основы
технической подготовки; индивидуальная тактическая подготовка и начало действий в
парах,
тройках.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного
вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных

действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач
любой трудности.
В курсе используются физические упражнения разной сложности, поэтому дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
индивидуальные упражнения). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это
создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес к занятиям
физической культуре и спорту. Задания построены таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно
чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и
менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к
одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .
Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет
вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.
Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах,
подвижные игры, самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание
и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и
городских соревнованиях по физической культуре, дистанционных конкурсах о ЗОЖ.
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
 Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной
секции,
 Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не
создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
 Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибок и способов их устранения;
 Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования;
 Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
Метапредметные результаты включают
Владеть
 Понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными
техническими приемами, применять полученные знания в игре.
 Начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием конкретного курса.
 Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
 Определять общую цель и путей её достижения.
 Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный
контроль.








Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами,
в различных условиях.
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.
Излагать факты истории развития волейбола.
Играть в пионербол, (волейбол) с соблюдением основных правил.
Демонстрировать жесты волейбольного судьи.

Предметные результаты
 Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
 Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
 Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и
массы тела) и развития основных физических качеств;
 Организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
 Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности;
 Излагать факты истории развития волейбола, характеризовать его роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
 Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их
устранения;
 Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам поведения;
 Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и
соревнований;
 В доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
 Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами,
в различных изменяющихся, вариативных условиях
По окончании обучения учащиеся должны:
Уметь играть по правилам;
Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
Освоить технику нападающего удара;
Овладеть навыками судейства;
Уметь управлять своими эмоциями;
Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
Научиться работать в коллективе, починять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели;
9. Овладеть техникой блокировки в защите;
10. Овладеть техникой обучения индивидуальными тактическими действиями в защите и
нападении.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

В основе построения курса лежит принцип сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Развитие восприятия. Развитие реакции на слуховые и зрительные сигналы, умение
ориентироваться в пространстве. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Тренировочные упражнения и подвижные игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма
устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления
Формирование основных мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе физических упражнений, в
игровых и соревновательных ситуациях.
Развитие основных физических качеств. В основе развития физических способностей
лежит ОФП, которая является важным условием успешного освоения технических приемов и
тактических действий. ОФП включает в себя: скоростные способности, скоростно-силовые,
координационные способности, выносливость и гибкость.
Укрепление и сохранение здоровья. Укрепление опорно-двигательного аппарата,
содействие правильному разностороннему физическому развитию, развитие быстроты,
ловкости, гибкости, красоты тела и выразительности движений.

Календарный учебный график

Год
обучения

Дата начала
занятий

2022-2023

01.09.2022

Дата окончания Ко-во учебных Кол-во
занятий
недель
дней
30.05.2023

34

34

Кол-во
часов
34

Режим
занятий
1 раз в
неделю

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема занятия
всего
1

Кол-во часов
теория практика
1
0

4
5

История развития мирового и
отечественного волейбола
Физическая культура и спорт в России
Гигиена спортсмена и закаливание,
режим тренировочных занятий и отдыха
Правила соревнований по волейболу
Техническая подготовка

6

Специальная физическая подготовка

5

0

5

7

Игровая подготовка
ВСЕГО

12
34

0
6

12
28

1
2
3

Формы
контроля
зачёт

1
2

1
1

0
1

зачёт
зачёт

3
10

1
2

2
8

зачёт
Разбор
ошибок
Контрольное
занятие
соревнование

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЮНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ»

Стойки и перемещения.
Стойка волейболиста – поза готовности к перемещению и выходу в исходное
положение для выполнения технического приёма.
Техника выполнения: ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленях. Одна
нога может быть немного впереди другой, ступни расположены параллельно. Туловище
наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища. Руки согнуты в локтях,
кисти на уровне пояса.
Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед
блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.
Перемещения – это действия игрока при выборе места на площадке.
В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе
используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к
мячу), прыжки.

Обучение
1. В стойке волейболиста:
 выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;
 приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;
 двойной шаг вперёд-назад.
Методическое указание: руки перед грудью согнуты в локтях и
готовы выполнять действия с мячом.
2. Скачок вперёд одним шагом в стойку.
3. Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: а)
вперёд; б) в сторону.
4. По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног.
4. Перемещения в стойке по сигналу – в стороны, вперёд, назад.
5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных
заданий.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперёд(в опорном положении).
Техника выполнения: в исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях
(степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или
одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти
слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на
уровне бровей и были направлены друг к другу. Указательные и большие пальцы обеих рук
образуют треугольник (рис. 5, 6). Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом
осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются и мячу (мягким
ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после
передачи почти полностью выпрямляются
Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и перебивании
мяча через сетку.
Обучение
1. Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и
передачи мяча.
2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.
3. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук
располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу,
указательные – под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку-сверху. Мяч
поднимается с пола в исходное положение над лицом
4. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими
руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.
5. В парах: один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи
положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.
6. В парах: один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху
двумя руками.
Методическое указание: после 5–7 передач занимающиеся меняются ролями.
7. Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом
вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
8. Две-три передачи мяча над собой и передача партнёру.
9. Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.
10. В тройках: игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой,
затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей
позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции
верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой
линии.

Методическое указание: упражнения 10–11 можно проводить в форме
соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.
11. Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6–3–4, 6–2–
3, 6–2–4; 5–3–4, 5–2–3, 5–2–4; 1–3–2, 1–4–3, 1–4–2.
12. Передачи в парах с передвижением приставными шагами по длине игровой
площадки.
13. В парах: передачи мяча через сетку.
14. Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой
площадке (гимнастические обручи и др.).
15. Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе»,
«Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.
Ошибки: большие пальцы направлены вперёд; локти слишком широко разведены или
наоборот; кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Приём мяча.
- Снизу двумя руками
Техника выполнения: в исходном положении ноги согнуты в коленных суставах,
туловище незначительно наклонёно вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах
выпрямлены, кисти соединены «в замок» и располагаются перпендикулярно траектории
полёта мяча.
Приём мяча перпендикулярно траектории полёта мяча: приём мяча осуществляется
на нижнюю часть предплечий или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища
вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди.
Применение: при приёме мяча от подачи и атакующего удара; при приёме мяча,
отражённого сеткой; при передачах для нападающих ударов и перебивания мяча через сетку.
Обучение
1. Имитация приёма мяча в исходном положении.
2. Имитация приёма мяча после перемещения (вперёд, назад, в стороны).
3. В парах: один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в
исходном положении), и тот имитирует приём.
4. Стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч:
а) покачивание руками вверх-вниз и в стороны;
б) разгибание и сгибание ног, имитируя приём и передачу мяча.
5. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных
рук.
6. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками на месте. Движение рук
выполняется за счёт разгибания ног.
7. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками с продвижением: лицом
вперёд; боком приставными шагами.
8. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2–3 м, затем постепенно
увеличивается до 9–12 м.
9. В парах: приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.
10. Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).
11. Приём мяча в зоне 6; мяч через сетку набрасывает партнёр.
Ошибки:
 в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах;
 руки почти параллельны полу;
 резкое встречное движение рук к мячу;
 приём мяча на кулаки.
Нижняя прямая подача мяча.

Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим
средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно
выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.
Техника выполнения:
И.п. – лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч
удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести
назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса,
при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в
сторону площадки.
При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:
– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;
– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.
Возможные ошибки:
1. Неправильное исходное положение (туловище выпрямлено, ноги прямые).
2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от
него.
3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.
4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.
Подводящие упражнения:
1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.
2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха.
3. Имитация подбрасывания мяча (без удара).
4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки.
5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.
6. Имитация подбрасывания и подача в целом.
7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.
8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.
9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.
10. Нижняя подача через сетку с места подачи.
Индивидуальные тактические действия.
Индивидуальные действия игроков представляют собой частное выражение командных и
групповых взаимодействий. Они разделяются на действия без мяча и с мячом.
Для действий без мяча наиболее характерными являются выбор места и корректировка
действий партнеров по команде при подготовке к выполнению передач, подач и атакующих
ударов.
Действия с мячом характеризуются выбором способа выполнения приема и эффективным
его применением.
При выполнении передач мяча для атакующих ударов наиболее типичными действиями
игроков являются:

1) передача нападающему, находящемуся впереди связующего;
2) передача нападающему, находящемуся сзади связующего;
3) равномерное распределение передач мяча нападающим;
4) передача нападающему против слабого блокирующего игрока соперника;
5) изменение траектории передач в зависимости от качества приема мяча и тактического
плана игры;
6) изменение направления передач: на сторону соперника после имитации передачи вперед;
за голову после имитации передачи вперед; вперед после имитации передачи за голову.
При выполнении подач основными тактическими действиями являются:
1) чередование подач на силу;
2) подача на игрока команды-соперника, слабо владеющего навыками приема;
3) подача на основного нападающего;
4) подача на игрока, вступившего в игру после замены;
5) подача на связующего, выходящего с задней линии;
6) подача между игроками;
7) подача в трудные для приема места площадки. При выполнении нападающих и
атакующих ударов основными тактическими действиями будут:
1) выбор способа отбивания мяча через сетку;
2) имитация атакующего удара и передача («обман») на сторону соперника двумя руками
(или одной рукой);
3) чередование способов атакующих ударов в зависимости от складывающейся ситуации;
4) атакующие удары поверх блока, от рук блокирующих в аут, между рук блокирующих;
5) имитация атакующего удара и передача в прыжке (откидка);
6) имитация передачи в прыжке (откидки) и обманный атакующий удар (скидка);
7) имитация атакующего удара и задержка мяча над сеткой (прижимание к блоку соперника).
Тактика защиты
Цель защитных действий — противодействие активным (атакующим) действиям соперника
над сеткой или падению мяча на площадку. Игра в защите включает командные, групповые и
индивидуальные тактические действия.

Общая и специальная физическая подготовка.
Включает в себя упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости и гибкости.
Игровые занятия.
В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые
задания и эстафеты применяются для закрепления технических приёмов и тактических
действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение
разминки и в конце основной части занятия.
Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного
процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), от
возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Материально – техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется спортивный школьный зал и учебный кабинет
Спортивный инвентарь и оборудование:
1.
сетка волейбольная- 2шт.
2.
стойки волейбольные
3.
гимнастическая стенка- 1 шт.
4.
гимнастические скамейки-4шт.
5.
гимнастические маты-6шт.
6.
скакалки- 15 шт.
7.
мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
8.
мячи волейбольные – 8 шт.
9.
рулетка- 1шт.
Техническое оснащение
 проектор;
 экран;
 видео – диски;
 магнитофон;
 компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
 Картотека упражнений по волейболу (карточки).
 Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
 Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
 Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
 «Правила игры в волейбол».
 Видеозаписи выступлений учащихся.
 «Правила судейства в волейболе».
 Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования,
имеющий опыт работы в данном направлении.

Учебно-методическое обеспечение:
1. О.C.Макарова «Игра, Спорт Диалог в физической культуре» (Москва, Школьная Пресса,
2002)
2. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А.
Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
3. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
4. Ю.Н. Клещев, А.Г.Фурманов Юный волейболист, М-«Физкультура и спорт» 1979 год.
5. А.Г. Фурманов Волейбол в школе, Киев – 1987год.
6. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989 год.
А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М – «Физкультура и спорт» 2005 год.
8. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. Практический материал. - М.: ТВТ «Дивизион»,
2005.
9. Физкультура И.И. Должиков, Москва 2004 год;
10. Развитие физических способностей детей И.М. Бутин, А.Д. Викулов, Москва 2002 год;
11. В помощь школьному учителю В.И. Ковалько, Москва 2005 год;
12. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов,
Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов,М.В.Маслов.-2-е изд.-М.:Просвещение,2012.

Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1.

Тема урока
Техника безопасности на занятиях по волейболу.
Понятие о техники и тактики игры.

2.

Основные положения правил игры в волейбол.
Нарушение, жесты судей.

3.

История развития мирового и отечественного
волейбола
ОФП, спец. упражнения, учебная игра
Игра с мячом одним игроком.
Игра с мячом (мячами) двух игроков

4.
5.

Нижняя передача мяча на месте.
Нижняя передача мяча в движении и основные стойки

6.

8.

Подача снизу и прием подачи.
Ловля, броски и упражнения с мячом для верхней
передачи
Места занятий, их оборудование и подготовка
ОФП, спец. упражнения, учебная игра
Верхняя передача с перемещением

9.

Верхняя передача из глубины площадки к сетке

10.

Тренировка связующих

11.

ОФП, спец. упражнения, учебная игра

12.

Игры с приемом и передачей на удар 2-х или 3-х
игроков

13.

Нападающий удар

14.

Нападающий удар /прыжок и удар /

15.

Нападающий удар с высокой передачи

16.

ОФП, спец. упражнения, учебная игра

17.

Нападающий удар, блокирование

18.

Прием ударов после перемещения

7.

Кол-во
часов

Дата
проведения

19.

Прием ударов с определением направления

20.

Прием ударов 2-мя или 3-мя игроками
Нижняя прямая подача.
Комплексная тренировка с приемом-передачей на удар
и нападением
Контрольные нормативы.ОФП, спец. упражнения,
учебная игра

21.
22.

23.

Нижняя передача мяча в парах. Нижняя боковая подача
мяча.

24.
25.

Упражнения с набивными мячами. Верхняя боковая
подача мяча.
Верхняя прямая подача мяча.

26.

ОФП, спец. упражнения, учебная игра

27.

Гигиена спортсмена и закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха
Учебно- тренировочная игра

28.

История развития мирового и отечественного
волейбола
Передача мяча с верху двумя руками, вверх- вперед,
над собой.

29.

ОФП, спец. упражнения, учебная игра

30.
31.

Прием мяча после подачи. Взаимодействие игроков на
площадке.
Нападающий удар (техника.)

32.

Блокирование.

33.

ОФП, спец. упражнения, учебная игра

34.

Взаимодействие игроков зоны 4 и 2 с игроком зоны 3.
Взаимодействие игроком зоны 4 с игроком зоны 2.
ВСЕГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».