2 Пояснительная записка. В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» имеет социально-гуманитарную направленность и реализуется в рамках проекта « Точка роста» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» составлена на основе комплексной образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 511 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011). Актуальность программы состоит в том, что программа «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 31.07.2020 №304-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196» ); - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 3 - Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»); - Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях» - Устав МБОУ СОШ с. Советское Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность. Адресат программы: обучающиеся в возрасте 11-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия до 120 мин Реализация программы опирается на содержание следующих предметов: -биология - физическая культура – литература - ОБЖ Формы и методы обучения. Занятия проводятся в очной форме обучения. Программа предусматривает следующие методы обучения: аудиторные и внеаудиторные проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, медиатеке, спортзале, ФАП с. Советское, на пришкольном участке. Тип и формы организации: проведение экскурсий, лекций, практические занятия, мастер – классы, беседы, викторины, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов, и т.д. Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Формы контроля: Наблюдение, тестирование, беседа, проектная деятельность, самоконтроль, взаимоконтроль. 4 Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям: • вести устный диалог на заданную тему; • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; • участвовать в работе конференций, чтений. Цели и задачи: Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья Задачи: Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек. Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ . Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса. Личностные результаты: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 5 • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность. Предметные результаты: • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью; • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умения оказывать первую медицинскую помощь; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. Основные принципы реализации программы – научная обоснованность, доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность. Учебный план Количество часов № Название тем. 1 Основы безопасности Всего часов Теория Практика Формы контроля комплексной 14 3 11 Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль ситуации, повседневной 6 3 3 Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль образа 6 3 3 Самоконтроль Наблюдение Взаимоконтроль Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской 8 1 7 Самоконтроль Наблюдение 2 Опасные возникающие в жизни 3 Основы жизни 4 здорового 6 помощи Взаимоконтроль ВСЕГО 34 10 24 Календарный учебный график Год№обучения Дата начала Дата окончания Ко-во Кол-во Кол-во занятий занятий учебных недель дней часов Режим занятий 2022-2023 1раз в неделю 1.09.2022 30.05.2023 34 34 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА 1. Основы комплексной безопасности 14 часов Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Основные причины возрастания потребности современного человека в общении с природой; особенности поведения человека в природной среде для обеспечения личной безопасности; активный туризм – наиболее эффективный способ общения человека с природой. Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Безопасность на водоёмах Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи, терпящим бедствие на воде. Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект) Опасные ситуации социального характера Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников 7 сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. 2.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. 6 часов Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня. 2. Основы здорового образа жизни. 6 часов Раскрыть понятие “здорового образа жизни”, его составляющих, раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. 4.Основы медицинских знаний. 8 часов Формировать представление о травмах, значении принципов оказании первой медицинской помощи, постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека. Оказание первой медицинской помощи Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами. Методическое обеспечение 1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 5 класса. – М., Просвещение, 2012. 2. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990. 3. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994. 4. Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982. 5. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996. 6. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992. 7. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1990. 8. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993. 9. Справочник лекарственных растений. - М., 1999. 10. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995. 11. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998 8 Материально-техническое обеспечение • • • • • • • прогулочная площадка; учебный кабинет; аудио и видео аппаратура и ПК; спортивный и игровой инвентарь; аудио и видео диски соответствующей тематики; детские энциклопедии; возможно использование рабочих тетрадей, цветных карандашей, Занятия проходят в кабинете и на улице села. Используется ноутбук, наглядные материалы, сидушки, зеркальный фотоаппарат, коврик теплоизоляционный, фонарь налобный, компас жидкостный, костровое оборудование, спальный мешок, палатка, навигационное устройство, защитные маски и т.д Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий реализации ДООП социально-педагогической направленности. опыт в 9 Приложение 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Кол-во часов Дата проведения ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14ч. Город 1 как среда обитания. 1 Жилище 2 человека, особенности жизнеобеспечения жилища. 1 Особенности 3 природных условий в городе. 1 Взаимоотношения 4 людей, проживающих в безопасность Безопасность 5 в повседневной жизни. городе, и 1 1 Дорожное 6 движение, безопасность участников движения. 1 Пешеход. 7 Безопасность пешехода. 1 Пассажир. 8 Безопасность пассажира 1 Пожарная 9 безопасность 1 Безопасное 1 поведение в бытовых ситуациях. 1 Погодные 1 условия и безопасность человека 1 Безопасность 1 на водоемах 1 Чрезвычайные 1 ситуации природного характера. 1 Чрезвычайные 1 ситуации техногенного характера. 1 ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 6ч. Обеспечение 1 личной безопасности дома. 1 Обеспечение 1 личной безопасности на улице. 1 Экстремизм 1 и терроризм: основные понятия и причины их появления. Виды 1 экстремистской и террористической деятельности. 1 Виды 1 террористических актов и их последствия. 1 Ответственность 2 несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 6ч. 1 О 2 здоровом образе жизни. 1 1 10 Двигательная 2 активность и закаливание необходимые условия укрепления здоровья. Рациональное 2 питание. Гигиена питания. организма- 1 1 Вредные 2 привычки и их влияние на здоровье. 1 Здоровый 2 образ жизни и профилактика вредных привычек. 1 Основные 2 составляющие здорового образа жизни. 1 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 8ч. Первая 2 помощь при различных видах повреждений. 1 Оказание 2 первой помощи при ушибах и ссадинах. 1 Оказание 2 первой помощи при ушибах и ссадинах. (практические занятия) Первая 3 помощь при отравлении никотином. (практические занятия) 1 Первая 3 помощь при отравлении угарным газом. 1 Первая 3 помощь при отравлении угарным газом. (практические занятия) Первая 3 помощь при носовом кровотечении (практические занятия) Заключительное 3 занятие 1 ВСЕГО 34 1 1 1