ДООП 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование»
разработана в соответствии с нормативными документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ
-Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату представления информации
-Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК 2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»)
-Письмо Министерства просвещения РФ о 26.08.2015 №03-1235 «О методических
рекомендациях»
-Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра
просвещения РФ М.Р. Раковой 28.06.2019 №МР-81/02вн)
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Распоряжение Министерство образования Сахалинской области от
16.09.2021
г№
3-12-1170-р «Об утверждении методических
рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ».
-Устав МБОУ СОШ с. Советское

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа «3D моделирование» ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий и социальной сферы.
Направленность - техническая
Актуальность программы заключается в том, что учащийся научится свободно
пользоваться компьютером; освоит программное обеспечение для дальнейшего изучения в
высших учебных заведениях технического направления; разовьет алгоритмического мышления;
на более углубленном уровне изучит материал.
Новизна образовательной программы заключается в создании объемных объектов с
применением компьютерных программ.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что это направление
деятельности может быть востребовано при дальнейшем профессиональном самоопределении и
др.Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать
своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность детей. Структура программы
учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни,
даёт возможность использовать свои изделия в качестве отправных точек при дальнейшем
обучении и совершенствовании процесса моделирования .
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у
школьников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и
искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых обучающиеся могут проявить
свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.
Настоящая программа призвана научить осваивать новые технологии и программные продукты и
применять их в своём творчестве, побудить интерес к творческой деятельности, который в
дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит
подготовку к освоению профессиональных навыков.
Адресат программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 1 1 - 1 7 лет.
Наполняемость группы - 15 обучающихся, набор в группу - свободный, по желанию
детей и родителей (законных представителей).
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Режим занятий утверждается расписанием,
составляемым в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий - всем составом объединения.
Реализация занятий - аудиторные.
Объём:34 часов.
Срок освоения программы - 9 месяцев.
Срок обучения - 01.09.2022 - 30.05.2023
Язык реализации программы - Государственный язык РФ - русский.
Возможность реализации в сетевой форме: не предусмотрено
Особые условия (для детей с ОВЗ) не предусмотрено.
Работа с 3D графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального
компьютера. Данное направление ориентирует подростков на рабочие специальности
технической направленности.
Занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области
технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывает трудолюбие,

дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при
изучении программы «3D-моделирование», учащиеся могут применить для подготовки
мультимедийных разработок по различным предметам: математике, физике, химии, биологии и
др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Сферой применения 3D графики является моделирование сложных трехмерных объектов
в архитектуре, строительстве, энергосетях, инженерии, дизайне интерьеров, ландшафтной
архитектуре, градостроительстве, дизайне игр, кинематографе и телевидении, деревообработке,
3d печати, образовании и др.
Программа направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной
графики, конструирования и технологий на основе методов активизации творческого
воображения,
и
способствует
развитию
конструкторских,
изобретательских,
научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых
обществу профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и
т.д.
Программа нацелена на организацию дополнительное образование учащихся 11-17 лет.
Для занятий по общеразвивающей программе технической направленности рекомендуются дети,
имеющие знания, умения и навыки в области информатики, математики, физики.
В курсе рассматриваются задачи по созданию 3D моделей с помощью
специализированного программного обеспечения Free CAD и их печати на 3D -принтере.
Освоение данного направления позволяет решить проблемы связанные с недостаточным
уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального
восприятия над другими способами получения информации.
Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в
познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания,
развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном
процессе.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и
перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам
Российской Федерации.
Цель изучения курса:



научить решению задач моделирования объемных объектов средствами информационных
технологий;
познакомить с принципами работы 3D графического редактора Free CAD и 3D принтера.

Задачи:







формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике,
обществе;
способствование развитию интереса к технике, конструированию, программированию,
высоким технологиям;
развитие творческого, логического и алгоритмического мышления при создании 3D
моделей.
привитие навыков моделирования через разработку моделей в предложенной среде
конструирования;
построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам;
анализ результатов и поиск новых решений, экспериментальное исследование, оценка
(измерение) влияния отдельных факторов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «3D - моделирование» включают в себя:
Личностные результаты:
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
Метапредметные результаты:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить
свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний:
умение
преобразовывать
объект
из
чувственной
формы
в
пространственно-графическую;
- ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
графических объектов; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
формирование
умений формализации
и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики

I

2. С О Д ЕРЖ АТЕ ЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

№
п/п

Наименование раздела

Общее
количество
часов

Теория

Практика

Формы
контроля

1.

История трехмерной
графики. Знакомство с
программой FreeCad

3

1

2

Наблюдение/
Текущий
контроль

2.

Введение в трёхмерную
графику. Создание объектов
и работа с ними. Работа над
проектами.

29

9

20

Наблюдение/
Текущий
контроль

3.

Защита проектов

2

1

Итоговый
контроль

4.

Итого

34

11

23

Содержание учебной программы
Раздел 1.История трехмерной графики. Знакомство с программой Free Cad
Области использования 3-хмерной графики и ее назначение.
Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. ТБ.
История Free Cad
Раздел 2 Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Работа над проектами. (31ч.)
Основные понятия 3-х мерной графики.
Элементы интерфейса Free Cad
Типы окон в Free Cad
Навигация в ЗD-пространстве
Основные функции Freе Cad
Типы объектов.
Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов.
Цифровой диалог.
Копирование и группировка объектов.
Работа над проектами
Защита проектов

Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
занятий

2022-2023

01.09.2022

Дата
окончания
занятий
30.05.2023

Ко-во
учебных
недель
34

Колво
дней
34

Колво
часов
34

Режим
занятий
1 раз в
неделю по 45
минут

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
• Входящая диагностика (сентябрь)
Наблюдение
• Текущий контроль (ноябрь, февраль)
Наблюдение
• Промежуточная аттестация (Декабрь)
Выставка творческих работ.
• Итоговый контроль (Май)
Выставка творческих работ.
Уровни развития художественных способностей у обучающихся.
• Низкий уровень
• У обучающегося неустойчивый, ситуативный интерес к интеллектуальной
деятельности. Обучающийся затрудняется выполнять творческие работы.
Средний уровень
• Интерес к интеллектуальной деятельности неустойчив. Участвует в деятельности
по инициативе педагога, часто отвлекается, не проявляет фантазию.
Высокий уровень
• У обучающегося устойчивый интерес и желание выполнять творческие работы.
Работы выполняются аккуратно, с проявлением фантазии

• Оценочные материалы.

Лист наблюдения (входящая диагностика), сентябрь.
Для выявления исходного уровня знаний и способностей обучающихся проводится
входящая диагностика

№

Ф.И. обучающегося
Изготовление
простейших
работ.

Критерии
Работа над

Уровень

созданием
модели.

1.
2.

Критерии оценки.
Изготовление простейших работ.
Работа над созданием изображений с помощью пластилиновой мозаики.
1. Высокий уровень. Обучающийся работает уверенно, увлечён выполнением работы. С
удовольствием и правильно выполняет указания педагога. Работы выполняются аккуратно с
проявлением фантазии.
2. Средний уровень. Обучающийся участвует в моделировании только по инициативе
педагога, интерес к деятельности неустойчив, часто отвлекается, не проявляет фантазию.
3. Низкий уровень. У обучающегося неустойчивый, ситуативный интерес к деятельности.
Ребенок затрудняется выполнять простейшие работы.

Лист наблюдения (текущий контроль), ноябрь, февраль.
№

Ф.И. обучающегося
Работа
созданием
средних
сложности
сюжетов

Критерии
Уровень
над Воплощение замысла
в модели.
по

1.
2.

З. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Методическое обеспечение образовательной программы
В процессе освоения образовательной программы для улучшения качества обученности
учащихся, их личностного развития и повышения мотивации, на занятиях педагогом
применяются следующие педагогические методы и технологии.
Методы:
Познавательные: направленные на развитие знаний, умений навыков, творческих
способностей.
Психологические: направленные на создание комфортной ситуации на занятиях, создании

ситуаций успеха.
Социальные: направленные на создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности
учащихся в конечном результате коллективного труда, умение работать в созданной
микрогруппе.
Технологии:
Здоровьесберегающие;
Игровые;
Личностноориентированные;
Основными формами образовательного процесса являются:
Практические занятия;
Теоретические учебные занятия.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его
возможностей).
Фронтальная (работа одновременно, например, при объяснении нового материала).
Основные принципы, заложенные в основу программы
Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный
принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести
ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в
конце все работы объединяются в одну композицию.
На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для
каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями
в соответствии с содержанием.
На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества,
договариваются между собой, создают коллективную работу.
2.
Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до
заключительного, сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся
общаться друг с другом и со взрослым:
1.
В начальном этапе дети работают рядом и общаются с педагогом;
2.
На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле,
потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание
правильно;
3.
Постепенно под руководством педагога дети начинают общаться друг с
другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и
пр.
3.
Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми
заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной
теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а
значит, и к творческому мышлению.
4.
Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие педагога и ребенка
при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений,
поощряется оригинальный подход к работе.
Программа рассчитана на 1 год обучения 34 учебных часа. Этапами его служат темы или
разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от
простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и

1.

материалов для работы).
3.2.Список литературы
Список литературы для педагога.

1.

http://blender3d.com.ua/forums/topic/blender-basics/ - Основы Blender 2.

2. http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition - Основы Blender, учебное
пособие, 4-е издание, Джеймс Кронистер.
Список литературы, рекомендуемый для родителей.
1. Прахов A., Blender. Издательство: БХВ - Петербург - ЗБ-моделирование и анимация.
Руководство для начинающих.
Список литературы, рекомендуемый для обучающихся.
1. Прахов A., Blender. Издательство: БХВ - Петербург - 3D-моделирование и анимация.
Руководство для начинающих.
Список источников программного обеспечения и используемых иллюстраций,
интерне-ресурсы

1. http://www.blender.org/download/ - Программа Blender 2.74 Features.
2. http://www.woolberg.ru - Изображение моделируемого дома.
3. http://allfacades.com - Изображение моделируемой лестницы.
4. http://upload.wikimedia.org - Изображение окружения.
3.3. Материально-технические условия реализации программы.
Реализация программы «3D - моделирование» предполагает следующее
материально-техническое обеспечение:
аудитория для проведения теоретических и практических занятий; 12 стульев, 6 столов,
компьютеры.

3.4.

Кадровое обеспечение программы.

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее
образование соответствующее направлению данной программы), и отвечает профессиональным
стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приложение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».