1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование» разработана в соответствии с нормативными документами: -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ -Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации -Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ») -Письмо Министерства просвещения РФ о 26.08.2015 №03-1235 «О методических рекомендациях» -Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения РФ М.Р. Раковой 28.06.2019 №МР-81/02вн) -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -Распоряжение Министерство образования Сахалинской области от 16.09.2021 г№ 3-12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». -Устав МБОУ СОШ с. Советское Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3D моделирование» ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Направленность - техническая Актуальность программы заключается в том, что учащийся научится свободно пользоваться компьютером; освоит программное обеспечение для дальнейшего изучения в высших учебных заведениях технического направления; разовьет алгоритмического мышления; на более углубленном уровне изучит материал. Новизна образовательной программы заключается в создании объемных объектов с применением компьютерных программ. Отличительные особенности программы заключаются в том, что это направление деятельности может быть востребовано при дальнейшем профессиональном самоопределении и др.Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность детей. Структура программы учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве отправных точек при дальнейшем обучении и совершенствовании процесса моделирования . Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у школьников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых обучающиеся могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить осваивать новые технологии и программные продукты и применять их в своём творчестве, побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к освоению профессиональных навыков. Адресат программы. Данная программа предназначена для обучающихся 1 1 - 1 7 лет. Наполняемость группы - 15 обучающихся, набор в группу - свободный, по желанию детей и родителей (законных представителей). Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Режим занятий утверждается расписанием, составляемым в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Форма обучения - очная. Форма проведения занятий - всем составом объединения. Реализация занятий - аудиторные. Объём:34 часов. Срок освоения программы - 9 месяцев. Срок обучения - 01.09.2022 - 30.05.2023 Язык реализации программы - Государственный язык РФ - русский. Возможность реализации в сетевой форме: не предусмотрено Особые условия (для детей с ОВЗ) не предусмотрено. Работа с 3D графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Данное направление ориентирует подростков на рабочие специальности технической направленности. Занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «3D-моделирование», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам: математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности. Сферой применения 3D графики является моделирование сложных трехмерных объектов в архитектуре, строительстве, энергосетях, инженерии, дизайне интерьеров, ландшафтной архитектуре, градостроительстве, дизайне игр, кинематографе и телевидении, деревообработке, 3d печати, образовании и др. Программа направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики, конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д. Программа нацелена на организацию дополнительное образование учащихся 11-17 лет. Для занятий по общеразвивающей программе технической направленности рекомендуются дети, имеющие знания, умения и навыки в области информатики, математики, физики. В курсе рассматриваются задачи по созданию 3D моделей с помощью специализированного программного обеспечения Free CAD и их печати на 3D -принтере. Освоение данного направления позволяет решить проблемы связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации. Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. Цель изучения курса: научить решению задач моделирования объемных объектов средствами информационных технологий; познакомить с принципами работы 3D графического редактора Free CAD и 3D принтера. Задачи: формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе; способствование развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям; развитие творческого, логического и алгоритмического мышления при создании 3D моделей. привитие навыков моделирования через разработку моделей в предложенной среде конструирования; построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам; анализ результатов и поиск новых решений, экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «3D - моделирование» включают в себя: Личностные результаты: - владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; - ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; - готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; - способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; Метапредметные результаты: - владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»; - владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую; - ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание графических объектов; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики I 2. С О Д ЕРЖ АТЕ ЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. № п/п Наименование раздела Общее количество часов Теория Практика Формы контроля 1. История трехмерной графики. Знакомство с программой FreeCad 3 1 2 Наблюдение/ Текущий контроль 2. Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. Работа над проектами. 29 9 20 Наблюдение/ Текущий контроль 3. Защита проектов 2 1 Итоговый контроль 4. Итого 34 11 23 Содержание учебной программы Раздел 1.История трехмерной графики. Знакомство с программой Free Cad Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. ТБ. История Free Cad Раздел 2 Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними. Работа над проектами. (31ч.) Основные понятия 3-х мерной графики. Элементы интерфейса Free Cad Типы окон в Free Cad Навигация в ЗD-пространстве Основные функции Freе Cad Типы объектов. Выделение, перемещение, вращение и масштабирование объектов. Цифровой диалог. Копирование и группировка объектов. Работа над проектами Защита проектов Календарный учебный график Год обучения Дата начала занятий 2022-2023 01.09.2022 Дата окончания занятий 30.05.2023 Ко-во учебных недель 34 Колво дней 34 Колво часов 34 Режим занятий 1 раз в неделю по 45 минут СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: • Входящая диагностика (сентябрь) Наблюдение • Текущий контроль (ноябрь, февраль) Наблюдение • Промежуточная аттестация (Декабрь) Выставка творческих работ. • Итоговый контроль (Май) Выставка творческих работ. Уровни развития художественных способностей у обучающихся. • Низкий уровень • У обучающегося неустойчивый, ситуативный интерес к интеллектуальной деятельности. Обучающийся затрудняется выполнять творческие работы. Средний уровень • Интерес к интеллектуальной деятельности неустойчив. Участвует в деятельности по инициативе педагога, часто отвлекается, не проявляет фантазию. Высокий уровень • У обучающегося устойчивый интерес и желание выполнять творческие работы. Работы выполняются аккуратно, с проявлением фантазии • Оценочные материалы. Лист наблюдения (входящая диагностика), сентябрь. Для выявления исходного уровня знаний и способностей обучающихся проводится входящая диагностика № Ф.И. обучающегося Изготовление простейших работ. Критерии Работа над Уровень созданием модели. 1. 2. Критерии оценки. Изготовление простейших работ. Работа над созданием изображений с помощью пластилиновой мозаики. 1. Высокий уровень. Обучающийся работает уверенно, увлечён выполнением работы. С удовольствием и правильно выполняет указания педагога. Работы выполняются аккуратно с проявлением фантазии. 2. Средний уровень. Обучающийся участвует в моделировании только по инициативе педагога, интерес к деятельности неустойчив, часто отвлекается, не проявляет фантазию. 3. Низкий уровень. У обучающегося неустойчивый, ситуативный интерес к деятельности. Ребенок затрудняется выполнять простейшие работы. Лист наблюдения (текущий контроль), ноябрь, февраль. № Ф.И. обучающегося Работа созданием средних сложности сюжетов Критерии Уровень над Воплощение замысла в модели. по 1. 2. З. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Методическое обеспечение образовательной программы В процессе освоения образовательной программы для улучшения качества обученности учащихся, их личностного развития и повышения мотивации, на занятиях педагогом применяются следующие педагогические методы и технологии. Методы: Познавательные: направленные на развитие знаний, умений навыков, творческих способностей. Психологические: направленные на создание комфортной ситуации на занятиях, создании ситуаций успеха. Социальные: направленные на создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности учащихся в конечном результате коллективного труда, умение работать в созданной микрогруппе. Технологии: Здоровьесберегающие; Игровые; Личностноориентированные; Основными формами образовательного процесса являются: Практические занятия; Теоретические учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: Индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей). Фронтальная (работа одновременно, например, при объяснении нового материала). Основные принципы, заложенные в основу программы Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию. На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием. На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу. 2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым: 1. В начальном этапе дети работают рядом и общаются с педагогом; 2. На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно; 3. Постепенно под руководством педагога дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр. 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие педагога и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе. Программа рассчитана на 1 год обучения 34 учебных часа. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и 1. материалов для работы). 3.2.Список литературы Список литературы для педагога. 1. http://blender3d.com.ua/forums/topic/blender-basics/ - Основы Blender 2. 2. http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4-rd_edition - Основы Blender, учебное пособие, 4-е издание, Джеймс Кронистер. Список литературы, рекомендуемый для родителей. 1. Прахов A., Blender. Издательство: БХВ - Петербург - ЗБ-моделирование и анимация. Руководство для начинающих. Список литературы, рекомендуемый для обучающихся. 1. Прахов A., Blender. Издательство: БХВ - Петербург - 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих. Список источников программного обеспечения и используемых иллюстраций, интерне-ресурсы 1. http://www.blender.org/download/ - Программа Blender 2.74 Features. 2. http://www.woolberg.ru - Изображение моделируемого дома. 3. http://allfacades.com - Изображение моделируемой лестницы. 4. http://upload.wikimedia.org - Изображение окружения. 3.3. Материально-технические условия реализации программы. Реализация программы «3D - моделирование» предполагает следующее материально-техническое обеспечение: аудитория для проведения теоретических и практических занятий; 12 стульев, 6 столов, компьютеры. 3.4. Кадровое обеспечение программы. Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее образование соответствующее направлению данной программы), и отвечает профессиональным стандартам «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приложение