Образовательная программа по ДОП МБОУ СОШ с.Советское 2022-2023 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
с. Советское Долинского района Сахалинской области
694080 Сахалинская обл., Долинский район, с. Советское, ул. Центральная, 127
тел. 8(42442)97239
e-mail: dgo.mbousoshsov@sakhalin.dov.ru

Принята
на заседании педагогического совета
протокол № 9
от 29 августа 2022 г.

Утверждено приказом
директора МБОУ СОШ с.Советское
от 06.09.2022 № 246 - ОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа» с. Советское
на 2022-2023 учебный год

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования………………………………………… стр. 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3
1.2. Цели и задачи дополнительного образования………………… стр. 5
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования………. стр. 5
2.
Содержательный радел образовательной программы
дополнительного образования………………………………………….стр. 7
2.1. Содержание дополнительного образования……………………стр. 7
2.2. Условия реализации дополнительного образования…………..стр. 10
2.3. Планируемые результаты освоения программы……………….стр. 12
3.
Организационный раздел образовательной
программы дополнительного образования…………………………...стр. 13
3.1. Учебный план МБОУ СОШ с.Советское
по реализации образовательной программы дополнительного
образования на 2022 – 2023 учебный год……………………………..стр. 13
3.2.Аннотации к дополнительным образовательным
общеразвивающим программам …………………………………….стр.14

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ «СОШ»
с.Советское (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 31.07.2020
№304-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196» );
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
3

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996 –р;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996 –р;
- Устав МБОУ СОШ с. Советское
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона № 273–ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного
образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных
способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
4

Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам
направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и
интересов
обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного
образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную,
физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и
социально-педагогическую направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся
являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
5

- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и педагогическая целесообразность организации
дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в
полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность по дополнительному образованию детей строится на
следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого
свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а
развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение
каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание
проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение,
отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
6

- дифференциация образования с учетом реальных возможностей
каждого
обучающегося:
существующая
система
дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и
педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения,
формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование
и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания
общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных
качеств, необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
2.

Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
7

2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образование обучающихся Учреждения реализуется
через техническую, физкультурно-спортивную, художественную и
социально- гуманитарную направленности.
Целью технической направленности дополнительного образования
является развитие интереса детей к технике как объекту творчества,
формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии,
обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа
собучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Социально-гуманитарная направленность в системе дополнительного
образования ориентирована на изучение психологических особенностей
личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем
как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию
в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской
социальной инициативы является одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в
системе дополнительного образования Учреждения:
 практические (упражнения, самостоятельные задания)
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
8

 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических
учреждений)
 дидактические (использование обучающих пособий)
 иллюстративные
(использование
иллюстративного
материала
художественной и периодической печати)
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
 ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций
головного мозга)
 технологические
(использование
различных
педагогических
технологий в организации работы с детьми)
 репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале)
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
 Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и
т.д.)
 Конкурс
 Фестиваль
 Соревнование
 Экскурсия
 Концерт
 Выставка
 Викторина и т.д.
2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для
9

этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются
интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения,
его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно
призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические
и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети
в возрасте от 7 до 17 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком
занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не
рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 –
45 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается
с 1 сентября и заканчивается 30 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного
процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные,
групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность
достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность
занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся,
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и
учебным планом дополнительного образования.
В МБОУ СОШ с.Советское созданы необходимые условия для
организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех
проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
10

успехах
в
области
дополнительного
образования
Учреждения
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность достижения обучающимися определенных
результатов;
2)
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований
пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и
охраны труда работников.
Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками,
экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и
наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по социально-гуманитарному направлению
имеется
кабинет в « Точке роста», который оснащён необходимым оборудованием:
комплект оборудования для видеомонтажа в Медиацентре, комплект
оборудования рабочего места для видеооператора Медиацентра, МФУ
принтер, инттерактивный дисплей для трансляции школьных новостей,
проектор Еpson .
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи
волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты,
канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Для занятий по техническому направлению имеется кабинет технологии
в «Точке роста» с необходимым оборудованием.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее
освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих
целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную
основу
программы,
письменную
формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет
продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных
программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и
личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные
обучающимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены
в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и
коммуникативных
навыков,
которые
обеспечивают
способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
11

мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний,
самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические
знания
по
программе
и
практические
умения,
предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также
возможности диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273–ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает
проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может
проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль
достижений, концерт и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МБОУ
«СОШ» с.Советское позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное пространство
основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного
образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с
социальным заказом;
- содействовать развитию инновационного движения
в
дополнительном образовании детей;
внедрять
интегрированные
программы
дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку
детей.
12

3.

Организационный раздел образовательной программы
дополнительного образования

3.1. Учебный план МБОУ «СОШ» с.Советское по реализации
образовательной программы дополнительного образования
на 2022 – 2023 учебный год
Учебный
план
по
реализации
образовательной
программы
дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение
доступности, эффективности и качества дополнительного образования,
создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на шестидневную рабочую неделю и
составлен с учетом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей
включает в себя следующие направленности:
1. Техническая направленность
2. Физкультурно-спортивная направленность
3. Социально-гуманитарная направленность
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2022 – 2023 учебный год

Направленность

Название
объединения

Техническая

«3D моделирование»

Физкультурно –
спортивная
Социально –
гуманитарная

Ф.И.О. педагога

Дока И.А.

«Юный
волейболист»

Андреев А.А.

« Юный шахматист»

Количес
тво
групп
1

Всего
часов по
Количес
програм
тво часов
ме в год
в неделю
(34
недели)
1
34

1

1

34

Пак В.С.

1

1

34

«Лидер»

Андреев А.А.

1

3

102

«Школьный
медиацентр»
«Школа
безопасности»

Крысько О.К.

1

3

102

1

1

34

Пак В.С.

13

Аннотации к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Название
программы

Краткое содержание программы
Техническая направленность

«3D
моделирование »

Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет.
Предусматривает групповые и индивидуальные, теоретические и
практические занятия. Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «3D - моделирование» ежегодно
обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
Актуальность программы заключается в том, что учащийся
научится свободно пользоваться компьютером; освоит программное
обеспечение для дальнейшего изучения в высших учебных
заведениях технического направления; разовьет алгоритмического
мышления; на более углубленном уровне изучит материал.
Новизна образовательной программы заключается в создании
объемных объектов с применением компьютерных программ.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
это направление деятельности может быть востребовано при
дальнейшем профессиональном самоопределении и др. Программа
позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве,
поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную
активность детей. Структура программы учитывает потребности
обучающихся в применении результатов своего труда в обычной
жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве
отправных точек при дальнейшем обучении и совершенствовании
процесса моделирования .
Цель :
 научить решению задач моделирования объемных объектов
средствами информационных технологий;
 познакомить с принципами работы 3D графического редактора
Free CAD и 3D принтера.
Задачи:
 формирование знаний о роли информационных процессов в
живой природе, технике, обществе;
 способствование
развитию
интереса
к
технике,
конструированию, программированию, высоким технологиям;
 развитие творческого, логического и алгоритмического
мышления при создании 3D моделей.
 привитие навыков моделирования через разработку моделей в
14

предложенной среде конструирования;
 построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам;
 анализ
результатов
и
поиск
новых
решений,
экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния
отдельных факторов.

Физкультурно-спортивная направленность
«Юный
волейболист»

Программа данного курса представляет систему физкультурноспортивных занятий для учащихся 11-17 лет реализуется в рамках
дополнительного образования в соответствии с образовательным
планом. В процессе изучения курса у учащихся развиваются
следующие личностные
качества:
дисциплинированность,
коллективизм, силу воли, выносливость, целеустремленность,
решительность,
организованность,
самоконтроль
за
психофизиологическим состоянием организма, проявляется интерес
к физической культуре и спорту.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо
развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота
реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое
физическое здоровье. Занятия волейболом улучшают работу
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную
систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц, развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы.
Цель курса: формирование у учащихся основ здорового образа
жизни, развитие физических качеств, овладение техническими и
тактическими навыками игры в волейбол, содействовать развитию
чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи курса:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья,
содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
- популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
-формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;
-развитие физических способностей (силовых, скоростных,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
-обучение технике и тактике игры в волейбол;
-формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;
-воспитание моральных и волевых качеств.
15

« Юный
шахматист»

Программа рассчитана на обучающихся 7 – 11 лет.
Актуальность программы заключается в том, что
- при серьёзном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается
рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы –
«книжный вид спорта»), к компьютерным программам для изучения
теории игры;
- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От
анализа шахматных позиций они постепенно переходят к анализу
ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни.
- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников,
- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа;
- расширяется круг общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Новизна программы.
Новизна представлена в углубленном изучении отдельных тем.
Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой шахматной фигуры, еѐ игровых возможностей. В
программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения
дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур,
делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь
сильнее ладьи.
Отличительные особенности программы.
Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей
образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной
игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального
потенциала обучающихся, воспитание у детей навыков волевой
регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с
интеллектуальным потенциалом обучающихся: мобильностью и
глубиной
мышления,
наличием
творческих
способностей,
нравственных и эстетических ценностей
Цель: Становление гармоничной, социально-адаптированной
личности младших школьников в процессе формирования
начальных шахматных навыков и развития устойчивого интереса к
игре.
Задачи:
Личностные
создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации
содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
16

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
- личностный рост каждого ребѐнка из года в год, от соревнования к
соревнованию
Метапредметные
- обучение умению самостоятельно находить личностно значимые
смыслы в конкретной учебной деятельности- обучению игре в
шахматы;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- способствование интеллектуальному развитию обучающихся;
развитие у них логического и образного мышления, памяти,
внимания, усидчивости.
Образовательные (предметные)
- обучение детей знаниям основных стратегических и тактических
идеях большинства дебютных построений, встречающихся в
шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного
репертуара.
- способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной
тактики и техникой расчѐта вариантов в практической игре;
- усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры,
методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во
время партии;
- знание всех стратегических элементов шахматной позиции и
основных стратегических приѐмов в типовых положениях;
- освоение детьми способов реализации достигнутого материального
и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы
за ничью в худших позициях.
- комплексное формирование основ шахматной культуры.

Социально – гуманитарная направленность
«Школьный
меридиан»

Программа рассчитана на обучающихся 11- 17 лет.
Актуальность программы. Трудно найти ребёнка, который бы не
любил фото и кино. Искусство экрана привлекает детей своей
зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами.
Оно даёт им и героев для подражания, и темы для игр. Искусство
фотографии позволяет формировать творческие способности детей
посредством синтеза науки и искусства. Оно дает детям уникальное
умение видеть красоту в окружающем мире и необычное в
17

обычном.
Новизна программы заключается в освоении современной фото видеоаппаратуры и программных продуктов на базе школьного
образовательного центра «Точка роста».
Отличительные особенности программы состоят в использовании
современных методик и технологий, возможности более
углубленного изучения гуманитарных и технических наук,
овладение новыми информационными компетенциями. Создание
интерактивного виртуального образовательного поля позволяет
расширять и дополнять учебную программу - это еще одна
отличительная особенность данной программы. А также, ее
содержание рассчитано на детей, не имеющих опыта работы в
детских и подростковых масс-медиа, и носит ознакомительный
характер.
Цель программы: создание условий для развития творческих и
интеллектуальных способностей личности посредством овладения
технологиями средств массовой информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из
инструментов воспитательного воздействия для успешной
социализации обучающихся.
2. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как
журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также
фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
3. Научить создавать собственные проекты на основе полученных
знаний.
4. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно,
ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
5. Создать живую, активно работающую информационную среду.
Развивающие:
1.Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2. Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие
способности.
Воспитательные:
1.Воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
2.Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
работать с различными источниками информации.
3.Воспитывать дисциплинированность.

«Лидер»

Программа рассчитана на обучающихся 11- 17 лет.
18

Актуальность данной программы в том, что в рамках изучаемого
курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в
команде, построения отношений с другими на основе взаимного
уважения и сотрудничества, проявляют себя в решении групповых
задач.
Новизна программы заключается, во-первых, в соединении
творческого компонента с компонентами развития личности и
социализации обучающихся.
Во-вторых, адресная аудитория представляет собой группу,
состоящую из обычных школьников.
Отличительной особенностью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы является то,
что обучение по программе не ограничивается рамками учебных
занятий, а рассчитано на творческую коллективную работу.
Так же отличительной особенностью программы является её
стремление постоянно совершенствоваться, способности
модернизироваться, в соответствии с новыми требованиями. Для
более точного определения стартовых возможностей подростка, для
выявления его потенциальных задатков и способностей необходима
хорошо организованная, целенаправленная, чётко
структурированная деятельность, которая направлена на
ознакомление ребёнка с возможными вариантами своего
дальнейшего существования в социуме, своего собственного
развития.
В наше время для подростков очень важно научиться свободно,
высказывать и отстаивать свои взгляды и интересы, обращаться к
общественному мнению.
Цель: - Создание условий для формирования навыков эффективного
взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских
качеств, духовно-нравственной культуры и активной жизненной
позиции обучающихся, через социально-значимую деятельность.
Задачи:
Воспитательные:
-Формирование активной гражданской позиции подростков;
-формирование ценностных основ нравственности, поведенческих
норм в условиях уважения к правам и свободам человека;
-содействие профессиональной ориентации подростков.
Развивающие:
-развитие познавательной активности и способности к
самообразованию;
-развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала
подростков в процессе участия в совместной общественно- полезной
деятельности;
-развитие лидерских качеств личности.
19

Обучающие:
-формирование системы знаний и умений, составляющих основное
содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы,
типология, способы деятельности);
-формирование практических умений, методике коллективной
творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии
социального и творческого проектирования;
-обучение подростков умениям и навыкам организаторской
деятельности, работы в команде, самоорганизации, формированию
ответственности за себя и других.
- формирование элементов IT-компетенций.
«Школа
безопасности»

Программа рассчитана на обучающихся 11- 15 лет.
Актуальность программы состоит в том, что программа «Школа
безопасности» ориентирована на создание у школьников
правильного представления о личной безопасности, на расширение
знаний и приобретение практических навыков поведения при
попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В
содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных
знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые
систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности,
полученные учащимися в процессе обучения в школе, и
способствует у них цельного представления в области безопасности
жизнедеятельности личности
Цель:овладение системой теоретических знаний и умений
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, необходимых для
применения в практической деятельности, защиты личного здоровья
Задачи:
1. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в
повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера.
2.Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни:
значении двигательной активности и закаливании для здоровья
человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
3.Выработка
у
учащихся
антиэкстремистской
и
антитеррористической личностной позиции, ответственности за
антиобщественное поведение и участие в антитеррористической
деятельности.

20

Приложение 1

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».